8 мин.

В 2008-м «Динамо» Кобелева могло стать чемпионом, но посреди сезона продало Данни в «Зенит» (за миллиард рублей!)

И покупали Кержакова.

«Динамо» – самый многострадальный топ-клуб России после развала СССР (разве что у «Торпедо» все еще хуже, но черно-белые все же не были настолько мощными в советское время). После девяностых и до 2020-го у бело-голубых было всего две ярких команды – и лишь один финиш в медалях.

Это произошло в 2008-м – команда Андрея Кобелева вышла на проектную мощность и окончательно распрощалась с португальским наследием: в команде остался только Данни, а летом 2007-го ему для компании купили опорника Куштодиу, который, правда, не играл из-за травм. А знаковый трансфер уже 2008 года: «Динамо» вернуло в Россию Александра Кержакова (за 7 миллионов евро). По ходу сезона подтянули будущих звезд РПЛ – 17-летнего Федора Смолова и 16-летнего Александра Кокорина.

«Динамо» бодро начало сезон – 4 победы и ничья в первых 5 турах (круче был только «Рубин», шагавший за первым чемпионством – 5 побед). В пятом туре динамовцы выдали ярчайшее дерби со «Спартаком» – 4:3! Команды не очень старались в защите, и динамовцы все свои голы забивали с игры, а вот «Спартаку» помогали стандарты.

Правда, бело-голубым помог еще и Станислав Сухина – реф в добавленное к первому тайму время выписал две желтых Роману Павлюченко: за фол (врезал локтем Фернандесу) и за разговоры. Когда Данни забил четвертый (у них с Генковым по дублю) – показалось, что все. Но «Спартак» в меньшинстве отыграл гол после углового – и чуть не сравнял счет в самом конце.

«Очень красивая, азартная, напряженная, привлекательная игра. Но со стороны скамейки она немного по-другому смотрится», – с улыбкой говорил Кобелев после матча. С тех пор «Динамо» ни разу не обыграло «Спартак» дома – из 12 матчей восемь поражений, четыре игры завершились вничью.

«Динамо» рвалось за чемпионством – амбиции подтверждали и игроки. «В начале сезона были поставлены соответствующие задачи. Мы играем одним составом в течение двух лет, пополнились Кержаковым и Ковальчиком. С ними обязательно станем чемпионами», – был уверен Данни.

Несмотря на статус, еще одной проблемой старта сезона был Александр Кержаков – форвард, который рвался в сборную после «Севильи», не мог забить в пяти матчах, хотя играл по 90 минут. 

Когда Кобелева спрашивали, как ему игра Кержакова, он отвечал: «Это сейчас любимый вопрос. Его игрой я удовлетворен – сегодня у него было три хороших момента. Мы никуда не торопимся. Главное, команда выиграла, а он свое забьет». И уже в следующем туре забил «Москве» и принес «Динамо» ничью, а фанаты скандировали «Бил, бью и буду бить». «Будем забивать и дальше», – коротко сказал Кержаков после игры. 

Правда, апрель-май для «Динамо» выдался неудачным – команда не могла выиграть 5 туров (из сильных соперников был только «Рубин»), а Кобелев жаловался на ограниченность состава: «Тяжело играть практически без замен десять матчей. Ребята находятся не в лучшем психологическом состоянии. Да и без ротации, конкуренции проблематично двигаться равномерно по турнирной дистанции».

Но после перерыва на Евро-2008 «Динамо» ожило – и двух матчах подряд прибило ЦСКА (2:0) и «Локомотив» (4:2). Причем команду Валерия Газзаева обыграли в гостях, впервые за 24 года победив в «Лужниках».

Героем встречи стал Игорь Семшов – именно он забил первый (и очень важный) гол, который позволил «Динамо» играть на контратаках до конца. Но сам он не оценил статистику: «Это «Динамо» не выигрывало, а я в команде всего третий год. До этого побеждать здесь удавалось не раз».

Победа над «Локомотивом» получилась крайне эмоциональной – во втором тайме «Динамо» забило три гола за 10 минут и похоронило игру, которая до этого казалось равной. 

Рашид Рахимов был подавлен: «Счет совершенно не по игре – но мы не реализовали стопроцентные моменты и в первом, и во втором тайме. А «Динамо» за счет класса игроков середины поля свои шансы реализовало. Почему я должен быть обескуражен? Если нас переигрывают и мы не знаем, что делать, если нас обыгрывают, как хотят, это может ошеломить. А когда мы, даже уступая в счете, играем правильно, и только наша расхлябанность приводит к поражению, повода отчаиваться нет».

Интересно, что «Динамо», в отличие от себя сегодняшнего, активно ротировало вратарей. У него было даже не два, а три кипера примерно одного уровня: Карчемарскас и Шунин сыграли по 9 матчей в РПЛ, Габулов – 12. При этом Кобелев не стеснялся менять вратарей даже после удачных матчей – например, с ЦСКА на ноль отыграл литовец, а с «Локо» вышел Габулов (хотя до конца сезона чаще играл именно вратарь сборной). 

После двух побед над конкурентами Кобелева снова спрашивали о чемпионстве, но он был уклончив: «Мы не зацикливаемся на этом. У нас есть задача, и динамовцы спокойно, не шарахаясь из стороны в сторону, идут к поставленной цели. Что будет дальше? Поживем – увидим».

Но «Динамо» уже тогда готовилось терять одного из своих лидеров – Данни. Адаптировавшийся к России португалец очень понравился «Зениту», и еще в июне его пытались купить – но «Зенит» не был готов платить 20 млн евро. Поэтому с игроком быстро переподписали контракт на самую высокую зарплату и 30 млн евро отступных – понимали, что «Зенит» скоро вернется.

Петербургский клуб готовился к уходу Андрея Аршавина (правда, тот ушел только через полгода), поэтому в конце августа вышел на Данни и «Динамо» с предложением в 21 миллион евро. Это предложение было неофициальным – его озвучил боссам бело-голубых сам игрок после того, как кто-то из «Зенита» связался с его агентом. И он был уверен, что его отпустят.

«Мы собрали совет директоров и на нем с перевесом в один голос было решено продать игрока за 21 миллион, – рассказывал «Спорт-Экспрессу» бывший спортивный директор «Динамо» Дмитрий Иванов. – Мне дали поручение оформить сделку, но я это поручение не выполнил. Было внутреннее ощущение, что сможем «дожать ситуацию». Понимал – именно в тот момент именно Данни был очень нужен именно тому «Зениту». Более того – был просто уверен: мы получим за португальца 30 миллионов. И мы получили!»

Поэтому после попытки выбить из «Зенита» еще 9 миллионов Данни был в шоке. Он не провоцировал трансфер, но хотел сменить клуб – понимал, что перспективы в «Зените» выше. Но в «Динамо» ему пообещали, что в любом случае отпустят в Петербург. 

Слухи уже были в медиа – например, что Кобелев поставил ультиматум: либо Данни остается, либо он подает в отставку. 23 августа после матча со «Спартаком» на вопрос об этом он отвечал: «А кто вам сказал, что Данни уходит?»

Через три дня после переговоров и через два после слов Кобелева «Зенит» официально активировал отступные – 30 миллионов евро. А еще через пару дней Данни вышел в старте в Суперкубке УЕФА и забил «Манчестер Юнайтед».

«На тот момент 30 миллионов евро – это миллиард рублей. Выглядело, конечно, немножко странно – лично для меня, – говорил Иванов. – Футболист перешел из клуба «А» в клуб «Б», а за него отдали миллиард. Я тогда уже давно был в бизнесе, но смотрелось это все равно впечатляюще».

Потеря лидера под закрытие трансферного окна сказалась – после ухода португальца «Динамо» за 2 месяца выиграло только один матч (у «Сатурна»). Кобелев просил не делать из этого трагедию: «Уход любого футболиста для нас – потеря. Данни, через которого строилась игра «Динамо», понятно, не исключение. Однако это далеко не трагедия, как сейчас пытаются представить некоторые болельщики и журналисты».

Заменить Данни было тяжело, зато в обойму подтянули Александра Кокорина, да и Федор Смолов появлялся на поле чаще. Кокорин играл под 77-м номером, Смолов – под 40-м. И свои первые голы они забили в двух матчах подряд: в скандальной игре с «Крыльями» (3:3 и пенальти на последней минуте) отличился Федор, а Кокорин забил «Сатурну» (и до конца сезона отличился еще один раз – забил победный «Локомотиву»).

В конце чемпионата «Динамо» все же собралось (хоть уже и не думало о чемпионстве) и выступило стабильнее конкурентов (москвичей пытался догнать «Амкар», выдавший лучший сезон в истории – 4-е место), а в ноябре выиграло 3 матча из 4 и финишировало третьим — тоже лучший сезон, но в XXI веке.

Этот успех не покорился даже яркому «Динамо» Сергея Силкина, которое разрывало всех три года спустя. 

Как будет теперь?

Фото: globallookpress.com/Alexander Chernykh, Alexander Wilf; РИА Новости/Владимир Федоренко