14 мин.

Пасхальный футбол советского времени. 1982 год

В Светлое Христово Воскресение про «атеистический» футбол и церковные праздники советского времени

Сегодня все православные планеты Земля отмечают Светлое Христово Воскресение, Пасху. В этот праздничный день нельзя работать. Люди после посещения церкви и освящения крашанок с пасками, ходят друг другу в гости. Дальше все по ранее намеченному плану: застолье, «война» крашанками, поедание пасок, и вообще всего, что выставлено на стол.

А вот в советские времена официально такого праздника, как Пасха, не существовало. СССР был страной атеистов, которые несмотря ни на что, втихаря, но с полным размахом, отмечали все важные церковные праздники, которые были запрещены властью. И Рождество Христово, когда носили кутью, и Пасху с неизменными ее атрибутами. Особенно ценились освященные паски. Бабушки-пенсионерки, прошедшие войну, оккупацию, немецкую неволю на чужбине в концлагерях, непосильную работу на заводах Круппа и полях бауэров, не боялись никого и ничего. Ни черта лысого, ни начальников самого разного ранга, ни политбюро. Им же выговоров вышестоящие товарищи не сделают, и на ковер руководство не вызовет, чтобы как следует пропесочить. Они свое уже отпахали. И теперь вольны делать все, что их пенсионерской душе угодно. Бабушки верили в Бога, хотя многие из них в юности и молодости были пионерками, да комсомолками. Они ездили в близлежащие церкви, которые находились в городах, и то, далеко не всех. Где и освящали им попы-батюшки паски с крашанками. Потом всеми этими освященными деликатесами угощали всех своих родственников.

Сейчас на такие праздники в футбол православные не играют. Разве что нехристи какие. А вот в советские времена – запросто. Не стали исключением и 1980-е годы, когда автор этих строчек окончательно и бесповоротно заболел футболом. Об этом и поведу речь.

Впервые пути-дорожки Пасхи и великого футбола пересеклись в советские времена 18 апреля 1982 года. Харьковский «Металлист», только что вернувшийся в Высшую лигу после многолетнего там отсутствия, принимал на своем поле алма-атинский «Кайрат». 34 000 зрителей стали свидетелями безостановочных атак своих любимцев. Кстати, рекорд посещаемости стадиона «Металлист» был двумя годами ранее – 42 000, в Первой лиге (!) против симферопольской «Таврии». Так что посмотреть на то, как команда Лемешко будет добывать свою вторую победу в чемпионате страны, болельщиков собралось более чем предостаточно. Только вот покинули они спортивную арену разочарованными. Несмотря на полное преимущество, «Металлист» пропустил во втором тайме, а забить так и не смог. Как раз заболел основной диспетчер команды Сергей Малько. Заменить его, как оказалось, было некому. Пришлось выпускать молодняк в лице 18-летнего Павла Яковенко. Будущая «звезда» киевского «Динамо» и советского футбола каши не испортила, но и остроты не добавила. Да и Олег Крамаренко, и Станислав Берников могли бы быть поточнее в завершающей фазе атак. В итоге «Кайрат» победил – 1:0 и вышел не третье место  - шесть очков после пяти матчей (за выигрыш тогда начислялось два балла). Харьков плелся на 14-ом месте среди 18-и клубов – три пункта после четырех игр. Последним, кстати, шел донецкий «Шахтер» - два очка после четырех поединков. Только вот Горняки на Пасху тогда не выступали.

А вот «Днепр» на своем родном «Метеоре» в Днепропетровске принимал ташкентский «Пахтакор». 22 000 зрителей голов так и не увидели. Зато еще раз вживую лицезрели своих любимцев: Краковского, Дилая, Зуева, Лысенко, Дамина, Федоренко, Погорелова… и молодого 19-летнего Геннадия Литовченко, тоже, как и Яковенко, будущей «звезды» советского футбола и… киевского «Динамо». Хотя, чему тут удивляться? Лучших из лучших всегда призывали в сильнейший клуб УССР. А кто кобенился, могли и в сапоги обуть, да в настоящие казармы служить отправить, как вот Сергея Юрана. Но там другой случай. Валерий Лобановский отдал строптивого юнца, злоупотребляющего гульками (а, значит, алкоголем), в армию на перевоспитание. Ведь для Мэтра спортивный режим – это была святыня, на которую никому нельзя было позариться, или вот относиться наплевательски. Кстати, в «Днепре» доигрывали бывшие динамовские «звезды» 1970-х, Валерий Зуев и Александр Дамин. К тому же первый сезон в команде под руководством Тандема Владимир Емец – Геннадий Жиздик, играл списанный из «Шахтера» Николай Федоренко. Любимец донецкой публики оказался ненужным своему клубу, которому верой и правдой служил почти восемь сезонов. «Днепр» «подобрал» упавшую «звезду», и она засияла за свою новую команду, внеся посильную лепту в чемпионство-1983. Вот так вот, чего Федоренко не достиг с «Шахтером», дважды оставаясь вместе с Горняками на второй ступеньки пьедестала, добыл с «Днепром». «Золото» советского первенства! Но вернемся к Пасхе 1982 года.

«Днепр», сыграв по нулям с «Пахтакором» (на минуточку, тогдашним лидером – восемь очков после пяти матчей), опустился с 14-го на 15-е место. А болельщики Днепропетровска лично убедились, что отнюдь недаром узбекская команда единолично лидирует в советском первенстве. Все понимали, что это временное явление. Но факт оставался фактом. Ташкент, проводящий первый сезон после страшной авиакатастрофы-1979 по серьезному, в пяти встречах ни разу не проиграл при трех викториях: в Москве против «Торпедо» - 0:0 с ЦСКА – 1:0; дома против «Шахтера» и краснодарской «Кубани» по 2:1. Теперь вот нули на днепропетровском «Метеоре». Напомню, что после того, как «Пахтакор» почти весь погиб 11 августа 1979 года в авиакатастрофе над Днепродзержинском (ныне Каменское), Федерация футбола СССР дала команде три года на восстановление. Причем, какое бы место «Пахтакор» не занимал, он оставался в Высшей лиге. Как раз в сезоне-1982 эта привилегия закончилась. И команда из Ташкента, которой второй год руководил украинский тренер Иштван Йожефович Секеч (до этого рулил львовскими «Карпатами»), преобразилась. Как тот мифический Феникс, «Пахтакор» возродился из пепла, и занял в итоге высокое шестое место в чемпионате страны. А ветеран советского футбола, 32-летний Андрей Якубик (который до этого прославился игрой за московское «Динамо»), словно бы обрел вторую молодость и стал лучшим бомбардиром советского первенства, наколотив в ворота соперников 23 гола в 31 матче. Секеча вообще в Узбекистане после такого небывалого успеха (как для команд этой республики) почитали за футбольного небожителя. Впрочем, это не помешало три года спустя повесить на украинского тренера всех собак, и выгнать из команды, которая влачила жалкое существование в Первой союзной лиге. Но это произойдет в будущем.

А пока что, в Пасху, «Пахтакор» единолично лидировал в чемпионате СССР. Правда, потенциальным лидером было киевское «Динамо» - пять очков после трех матчей. Но ведь два поединка нужно было еще выиграть, чтобы набрать девять очков. Напомню, весной 1982 года сборная СССР усиленно готовилась к испанскому чемпионату мира, куда попала спустя 12-летнего отсутствия на форуме сильнейших команд планеты. В главной команде страны было предостаточно киевлян: Олег Блохин, Анатолий Демьяненко, Сергей Балтача, Леонид Буряк, Виктор Чанов, Андрей Баль… Поэтому клубы, делегировавшие много игроков в сборную Союза, бывало, пропускали туры. Кстати, советская команда как раз возвращалась из Аргентины, где 14 апреля сыграла в Буэнос-Айресе 1:1 с национальной сборной этой страны. А 17 апреля был проигрыш в той же Аргентине какому-то «Лома Негра» - 0:1. Так что 18-го числа, в Пасху, киевляне играть никак не могли.

Плюс ко всему был еще мартовский четвертьфинал Кубка европейских чемпионов, где «птенцы» Лобановского уступили будущему обладателю трофея, английской «Астон Вилле» (0:0 – 0:2). В связи с этим Киев стартовал в Кубке СССР с четвертьфинала, обыграв дома одноклубников из Минска (1:0), потом Тбилиси (2:0), и столичное «Торпедо» в финале на Центральном стадионе имени Владимира Ильича Ленина в Москве, 9 мая, в День Победы – 1:0.  Шестой раз в своей истории хрустальный Кубок СССР отправился в Киев.

Могли динамовцы в чашу положить и третьи подряд «золотые» медали чемпионата. Только вот «Спартак» «не разрешил». Сначала за два тура до окончания турнира обыграв подопечных Лобановского на Республиканском стадионе в праздничный день, 8 ноября – 2:1. Что позволило минскому «Динамо» после домашних нулей с «Пахтакором» выйти в единоличные лидеры, опережая киевлян всего-то на одно очко. А потом, в заключительном туре чемпионата спартаковцы на своем искусственном поле ЛФК ЦСКА, где были непобедимы, попросту слили решающий матч всего чемпионата минчанам – 3:4. Читайте в моем блоге подробнее.

Минское «Динамо» тоже не играло в Пасху, так как в составе команды был один сборник – Сергей Боровский. Зато выступал еще один украинский клуб – «Черноморец». Моряки пожаловали в Ленинград, где в крытом (как и ЛФК ЦСКА) Спортивно-концертном комплексе имени… Тогда в Союзе подобные арены почти все назывались именем вождя всего мирового пролетариата, и создателя СССР, товарища В.И.Ленина. 10 000 болельщиков стали свидетелей нулей на табло. Игры, конечно, я не видел. Могу судить только по составам. Очень приличные, кстати. У «Зенита» Михаил Бирюков (голкипер), Сергей Веденеев, Николай Ларионов (которого так полюбит со следующего года Лобановский, что будет звать в свои сборные СССР созыва 1983 и 1986 годов), Владимир Казачёнок (легенда ленинградского футбола), Владимир Клементьев (тоже легенда)… Честь Одессы защищали: Валентин Елинсканс (потом защищавший ворота «Шахтера»), Владимир Плоскина (тот самый, который установил рекорд Союза по ударам с пенальти без промаха – 23 точных выстрела, правда потом Пономарёв из бакинского «Нефтчи» его улучшит на один гол), Николай Павлов (тренировавший в первой половине 1990-х сборную Украины и киевское «Динамо»), Игорь Беланов (будущая «звезда» киевского «Динамо» и сборной СССР, обладатель «Золотого мяча» лучшему футболисту Европы-1986), Иван Шарий (бывший игрок киевского «Динамо»)… В общем, знакомых имен в составах команды с берегов Невы и клуба «Жемчужины у моря», было предостаточно. Нули оставили «Зенит» на 11-ом месте (4 матча – 4 очка), а «Черноморец» подняли со дна турнирной таблицы на предпоследнюю, 17-ю строчку (4 – 2). Напомню, что Моряками первый сезон руководил молодой и перспективный 37-летний тренер Виктор Евгеньевич Прокопенко. Все его успехи с «Черноморцем» еще впереди.

Кутаисское «Торпедо» при 15 000 зрителях на Центральном стадионе минимально обыграло бакинское «Нефтчи» - 1:0. Это была встреча явных аутсайдеров, удел которых – борьба за выживание в Высшей лиге. Что в конце сезона и произошло. Обе команды остались в элите советского клубного футбола. Причем азербайджанцы при равенстве очков (по 27) опередили «Кубань» только по дополнительным показателям. У них было десять побед против девяти у россиян. За Кутаиси часто играли футболисты, которые проштрафились в главной команде Грузии, тбилисском «Динамо». Так что присутствие в составе «Торпедо» Гочи и Манучара Мачаидзе не удивляет. Что интересно, оба (родные братья) были «уволены» из «Динамо» в 1980 году. Гоча доиграл сезон в «Гурии» из Ланчхути, третьей тогда по силе грузинской команде. Манучар – в ташкентском «Пахтакоре». И оба начали 1981 год в московском «Спартаке». Мы в те времена каждую зиму незлобно потешались над трансферной политикой Константина Бескова, мол, снова в «народную команду России» весь сброд из Советского Союза пригласил. Причем, подходили «красно-белым» из этого «сброда» только единицы. Остальные возвращались на круги своя, или вот как оба Мачаидзе, в том же 1981 году очутились в Кутаиси. Кстати, «Спартак» именно поэтому так долго и раскачивался в сезоне, потому, что тренеры искали оптимальный состав, а команда – свою игру, за которую ее любили и уважали миллионы.

Еще был в «Торпедо» такой бомбардир – Мераб Мегреладзе. Этот стремительный нападающий выступал за «Гурию», и как раз в 1982 году усилил Кутаиси. И сразу же оказался в списке лучших голеадоров чемпионата СССР – 18 забитых мячей. В иные сезоны такой показатель гарантировал первенство среди бомбардиров. Но в 1982-ом разыгрался ветеран Якубик, о чем сказано выше. Мегреладзе и дальше много забивал за свои команды. Даже успел стать лучшим бомбардиром чемпионата уже независимой Грузии. Причем дважды подряд, в сезоне 1992/1993 (41 гол за «Самгурали» Цхалтубо), и 1993/1994 («Маргвети» Зестафони – 31).

В «Нефтчи», кроме взрывного форварда Искендера Джавадова выделить кого-то еще трудно. Осенью Джавадов усилит московское «Динамо» в Кубке УЕФА. Он должен был заменить дисквалифицированного лидера «бело-голубых» атак, Валерия Газзаева. И действительно, искрометная игра Джавадова и его гол спасли «Динамо» во Вроцлаве от поражения – 2:2 с местным «Шленском». Только вот с Москвы после дальнего удара Рышарда Тарасевича гости увезли минимальную победу. Поляки прошли дальше, а Джавадова Баку встретил, как героя. Как-никак, красивый гол забил в Кубке УЕФА. Показал всей Европе высокое мастерство азербайджанских футболистов. Подробнее тоже есть в моем блоге, нажимайте на ссылку и читайте себе в удовольствие.

А вот московское «Динамо» на Пасху 1982 года было бито в хвост и гриву на Кубани. 22 зрителей в Краснодаре стали свидетелями более чем уверенной виктории своих любимцев. «Дублем» отметился Владимир Кобзев, который в начале сезона пришел в «Кубань» из… московского «Динамо». Представляете, какой сладкой была месть нападающего своему бывшему клубу, который его списал за ненадобностью. Правда Краснодару эта яркая победа над москвичами не помогла, и в конце сезона команда Юга РСФСР все равно пополнила ряды Первой лиги. Но Кобзев остался в Вышке. Его пригласил в московское «Торпедо» сам Валентин Козьмич Иванов, легендарный автозаводец и футболист сборной СССР 1950-1960-х годов. Чемпион Олимпиады-1956 и обладатель первого Кубка Европы-1960 стоял на тренерском мостике «Торпедо» без малого 22 года с перерывами. И личное приглашение от ТАКОГО именитого футбольного спеца многого стоит. Кобзев верой и правдой отдал московскому «Торпедо» шесть лет. Кстати, победный гол донецкому «Шахтеру» в финале Кубка СССР 1985/1986 годов забил именно Кобзев.

В Пасху 1982 года Владимир Кобзев дважды огорчил известного на весь Союз маститого вратаря Николая Гонтаря. Еще по голу провели Колесов и Лагойда с пенальти. Динамовцы смогли только сравнять счет в начале второго тайма. И вообще меня вот до сих пор удивляет, когда смотрю на состав москвичей, как они могли так проигрывать, имея в своем распоряжении Валерия Газзаева, Александра Минаева, Николая Латыша? Плюс молодые да задорные Александр Бородюк (19 лет) и Гурам Аджоев (20 годков). Второй вообще мог выдать такой каскад финтов, что мяч не отберешь. Правда, часто это шло во вред командной игре. Болельщики «Металлиста» не дадут соврать. Но игроком Аджоев был классным. В «Спартак» Бесков абы кого не зовет.

Московское «Динамо» после разгрома в Краснодаре заняло третье место с глубины турнирной таблицы, при равенстве очков (по два, только у столичного клуба после пяти матчей), опережая «Черноморец» и «Шахтер» по дополнительным показателям. А финиширует московское «Динамо» на одиннадцатом месте, аккурат между «Черноморцем» (10) и «Металлистом» (12).

А вот московское «Торпедо», пока что без Кобзева, но с Вячеславом Чановым (старший брат Виктора Чанова), Василием Жупиковым (неоднократно игравшим в первой и олимпийской сборных СССР), и Александром Полукаровым (пришедшим из ворошиловградской «Зари», ныне из города Луганск), благодаря единственному голу Валерия Петракова обыграло дома ереванский «Арарат» - 1:0. Признаться, армяне в то время без своего лидера и вдохновителя Хорена Оганесяна, который как раз и забил аргентинцам гол в составе сборной СССР, были не той командой, которая могла составить конкуренцию в гостях. Но как только Оганесян вернулся, так сразу же последовала победа в Москве над ЦСКА – 3:2.

Но это будет четыре дня спустя после Пасхи, которую футболисты вышеназванных клубов вряд ли праздновали. Ведь в СССР религии официально не было. У нас тогда служителей культа заменяли замполиты разных мастей, профорги, да агитаторы. В Союзе была своя религия – коммунизм-интернационализм. И любое отклонение от политики партии каралось незамедлительно. Правда, все делали вид, что борются с такими пережитками прошлого, как религия. Помню, в школе высели плакаты «Религия – опиум для народа». Мы, ученики младших классов, еще не ведали, что такое опиум, и с чем его едят. Но уже понимали, раз его приравнивают с религией, значит, это плохо. Учителя нас пугали страшилками про то, как попы одурманивают разум простых людей, чтобы те были послушным стадом в руках помещиков-капиталистов, в общем, мироедов. И мы с опаской поглядывали на своих одноклассников из религиозных семей. Какое же они давление испытывали, когда подошла очередь принимать нас в пионеры, а им было нельзя. Родители-баптисты запрещали. А учителя и дирекция школы настаивали на вступлении. До детских слез отчаянья дело доходило. А один мой одноклассник (а их религиозных, у нас было два хлопца, плюс девочка), так тот вообще из дому убегал, так как не желал ездить в церковь. Жил то в землянках, что вырыли пацаны в сосенках. То вообще в плавнях. Пока родители через друзей не просили его вернуться. Признаться, их было очень жаль, что они не могут расти, как нормальные советские дети. Жили под строгим родительским контролем, без телевизора и газет. Зато разные там голоса Ватикана по радио слушали.

Мы осуждали своих одноклассников из религиозных семей. Назывались атеистами и говорили, что не верим в Бога. Но без всякого зазрения совести носили кутью по родичам на православное Рождество Христово. Снимали калитки у невест и учителей на Старый Новый год. И «воевали» за столом крашанками на Пасху, с удовольствием поедая сладкие паски под молочко. Все эти праздники воспринимались, как бы, не всерьез. Как сказочные пережитки прошлого, которые приятно вспоминать каждый год. И как-то не думалось тогда, что если атеисты отмечают церковные праздники, то это нонсенс чистой воды. Просто воспринимали их шутя.

Прошли годы. СССР пал. Советские торжества постепенно уходят в прошлое и будут постепенно забыты. Например, про 7 ноября уже все, кроме коммунистов, и не вспоминают. А вот церковные праздники остались. Среди которых Пасха, Светлое Христово Воскресение, один из самых волшебных и ожидаемых. Христос Воскрес, православные! Только вот не говорите, как наш генсек, бывший на вершине властного Олимпа в 1982 году, дорогой Леонид Ильич Брежнев, что вам уже доложили)))