12 мин.

1955 – 1958. Советский футбол во времена Хрущева

Про победы и беды советского футбола при нашем дорогом Никите Сергеевиче

 

Раз я уже начал рассказывать про победы и беды советского футбола при Сталине и Брежневе, то будет крайне неправильно обойти стороной и других советских руководителей, которые рулили СССР в разные годы. Теперь на очереди, наш дорогой Никита Сергеевич Хрущев.

Вот чем запомнилось правление Хрущева советским людям? Прежде всего, это так называемой «оттепелью», после того, как Никита Сергеевич на ХХ съезде партии развенчал культ личности Сталина. С годами ясно, что это была попытка свалить всю вину за репрессии и массовые расстрелы на одного человека, когда сам был в них повинен, как и вся тогдашняя советская верхушка. Еще имя Хрущева ассоциируется с кукурузой – царицей полей, которую выращивали по всему Союзу даже там, где она не приживалась по погодным условиям. Никита Сергеевич после своей поездки в США хотел кукурузой поднять все сельское хозяйство СССР, повысить удои молока, количество мяса, то есть решить все продовольственные проблемы огромной страны, которая банально хотела кушать. Отсюда и героические подвиги советского народа, уже трудовые, по поднятию целинных земель России и Казахстана. При Хрущеве СССР запустил в Космос первый искусственный спутник Земли, а потом и человека. Юрий Гагарин шел именно к Хрущеву с докладом о своем полете, когда миллионы людей, смотря потом хронику, все переживали, споткнется наш Юра о развязавшийся на ботинке шнурок, или же нет?

 

 

А для советских футбольных болельщиков годы правления Хрущева ассоциируются с наибольшими успехами сборной СССР на международной арене. Все началось с 1956 года. Вторая Олимпиада, на которую поехала советская делегация. Путь лежал в далекий австралийский Мельбурн. Для этого советским футболистам нужно было пройти отборочный спарринг с Израилем, где не испытали особых проблем (5:0 – 2:1). XVI Летние Олимпийские игры проходили в конце ноября – начале декабря. Первым соперником была Объединенная немецкая команда.

Еще в 1955 году в свете потеплений отношений между СССР и Западной Германией, которую тогда сокращенно именовали ГФР, был проведено товарищеский матч между футбольными сборными этих стран. Прошло только десять лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, которая принесла сколько горя, страданий, метаний и бед людям на советской земле. Немцев всё ещё воспринимали, как фашистов, особенно западной Германии. В Союзе помогают поднимать экономику своим трудом немецкие военнопленные, в основном восстанавливая то, что они и разрушили. А тут такая весть – к нам в гости едет сборная ГФР по футболу, которая на то время была действующим чемпионом мира. 21 августа 1955 года на Центральном стадионе «Динамо» в Москве яблоку негде было упасть. Многие заполнили трибуны в своей военной форме с натертыми до блеска орденами. Могли ли в такой обстановке советские футболисты проиграть? Конечно же, нет! Проигрывая по ходу матча 1:2, сборная СССР вырвала победу – 3:2. Атмосферу вокруг того поединка точно передал в нескольких стихотворным строчках поэт Евгений Евтушенко:

Вдруг вспомнились трупы по снежным полям,

бомбежки и взорванные кариатиды.

Матч с немцами. Кассы ломают. Бедлам.

Простившие Родине все их обиды,

Катили болеть за нее инвалиды, —

Войною разрезанные пополам,

Еще не сосланные на Валаам,

Историей выброшенные в хлам —

И мрачно цедили: «У, фрицы! У, гниды!

За нами Москва! Проиграть — это срам!

 

 

 

После матча в Западной Германии писали: «Советская команда доказала своей великолепной игрой могучую силу русского футбола. Никогда еще Советы не обладали таким великолепным игровым ансамблем». Что потом команда Гавриила Качалина доказала месяц спустя, сыграв вничью на выезде с сильнейшей на то время командой мира, Венгрией – 1:1. Причем хозяева поля к радости 103 тысяч зрителей на «Непштадионе» ушли от поражения за три минуты до финального свистка благодаря реализованному Ференцом Пушкашем пенальти. В той «звездной» Венгрии еще блистали Золтан Цибор, Шандор Кочиш, Нандор Хидегкути.

Год спустя футбольная дружина СССР посетила Западную Германию с ответным визитом, где опять праздновала победу – 2:1. И снова аншлаг на трибунах (86 000). Кстати, Гавриил Качалин давал свою предматчевую установку… на поляне, потому как подозревал наличие подслушиваюших устройств в гостинице, где проживала советская делегация. Как были идеологически «накачаны» тогда советские люди, подтвердил своими словами сам Качалин, когда отчитывался о проделанной работе после матчей с западными немцами и венграми (0:1 в Москве) на заседании Президиума Секции футбола СССР: «В наш план входило выйти мобилизованными и злыми против немцев. Эта игра имела не только спортивный интерес, у нее была еще политическая окраска. Там играть и выиграть — это означало помочь нашим друзьям, которые ушли в подполье». (ГАРФ. Фонд 7576, опись 13, дело 121). Вот так вот, не больше и не меньше. И удивляться словам тренера сборной Союза не стоит. Такими вот понятиями жили тогда почти все советские люди.

Кстати, потом за всю историю советского футбола сборная СССР всего лишь однажды обыграла действующих чемпионов мира, в 1988 году на международном турнире в Западном Берлине были сокрушены аргентинцы с Марадоной – 4:2. Это так, факт, который только доказывает силу советской сборной 1950-х годов. И в том, что ей удастся без проблем пройти на первом этапе Олимпиады-1956 немецких любителей, никто не сомневался, раз уж самих чемпионов мира обыграли, профессионалов Западной Германии. Так оно и произошло, 2:1 с пропущенным голом под самый занавес матча.

А вот с Индонезией пришлось повозиться. То ли самоуверенность помешала советской команде решить все свои проблемы, то ли дикое невезение. Но, ни в основное, ни в дополнительное время зрители голов так и не увидели, и это при 68 ударах по воротам индонезийцев и 27 угловых! Больше того, азиаты в одной из контратак могли вырвать победу! Слава Богу, что эта вопиющая несправедливость не свершилась, и через день в переигровке разозленная команда Качалина не оставила от Индонезии ни рожек, ни ножек – 4:0.

А дальше была волевая победа над Болгарией уже в дополнительное время – 2:1. Причем сам Качалин потом признавал в узком кругу, что «Самые сильные на турнире - болгары. Они имели большое территориальное и качественное (то есть игровое – К.А) преимущество, били по нашим воротам 24 раза». Тем не менее, советская команда вышла в финал, где взяла реванш у Югославии за поражение четырехлетней давности в Хельсинки-1952. Единственный победный гол провел спартаковец Анатолий Ильин.

 

 

Вот они, олимпийские чемпионы Мельбурна-1956 и сокрушители действующих чемпионов мира.  Слева направо: Гавриил Качалин (старший тренер), Игорь Нетто («Спартак» Москва), Лев Яшин («Динамо» Москва), Борис Разинский (ЦДСА Москва), Эдуард Стрельцов («Торпедо» Москва), Анатолий Башашкин (ЦДСА Москва), Сергей Сальников («Спартак» Москва), Алексей Парамонов («Спартак» Москва), Михаил Огоньков («Спартак» Москва), Иосиф (на самом деле Йожеф) Беца (ЦДСА), Владимир Рыжкин («Динамо» Москва), Валентин Иванов («Торпедо» Москва), Никита Симонян («Спартак» Москва), Анатолий Ильин («Спартак» Москва), Анататолий Маслёнкин («Спартак» Москва), Борис Кузнецов («Динамо» Москва), Анатоий Исаев («Спартак» Москва), Николай Тищенко («Спартак» Москва), Борис Татушин («Спартак» Москва).

Как видим, костяк сборной страны составляли московские спартаковцы, а вся сборная была составлена исключительно из игроков столичных клубов, где на то время были собраны почти все «сливки» советского футбола. Поговаривают, что Стрельцову хотел отдать свою «золотую» медаль кто-то из спартаковцев (по-моему, Ильин), мол, ты ее больше заслужил. На что 19-летний торпедовец ответил, что он себе еще заработает медали высшей пробы. Напомню, что в те времена «золотые» награды вручались только участникам финала, где Стрельцов отсутствовал.

 

Спустя два года СССР едет на свой первый чемпионат мира-1958, который проходил в Швеции. Отборочный турнир дался очень нелегко. Если с Финляндией разобрались без особых надрывов – 2:1 и 10:0. То вот с поляками довелось попотеть – 3:0 и 1:2. По тогдашнему регламенту, если команды набирали в группе одинаковое количество очков, то проводился дополнительный матч на нейтральном поле. Он состоялся 24 ноября 1957 года в Лейпциге в присутствие 115 тысяч (!) зрителей. Как раз опоздали на поезд торпедовцы Москвы Иванов со Стрельцовым. Догнали железнодорожный состав на такси в Можайске, где руководство сборной притормозило экспресс. Так вот тренеры с товарищами в «черном», ответственными за идеологию, поставили провинившимся условие, если команда выиграет, тогда никаких оргвыводов в их адрес не последует. СССР победил – 2:0, Стрельцов забил первый гол, а Иванов на поле рвал и метал весь матч.

Эта история имела продолжение. 2 февраля 1958 года на страницах «Комсомольской правды» появился фельетон Семена Нариньяни «Звездная болезнь», где всячески критиковался Эдуард Стрельцов. Его опоздание на вокзал и остановка экспресса Москва - Берлин в Можайске в нарушение всех правил, было подано, как явные симптомы звездной болезни. Конечно же, с этим вопиющим случаем был ознакомлен и Хрущев, так как «Комсомолкой» руководил его зять Алексей Аджубей. Все бы ничего, но уже на сборах непосредственно перед вылетом в Швецию Стрельцов снова проштрафился. На сей раз более серьезно. Вместе с Татушиным и Огоньковым они убежали на вечерок оторваться по полной программе на дачу, после чего на них поступило заявление в милицию об изнасиловании девушки. Было сие, или нет, теперь точно уже никто не скажет. Только вот ни 20-летний торпедовец, ни его молодые друзья спартаковцы на Мундиаль не поехали, и были осуждены советским правосудием не различные сроки заключения. Их отсутствие, конечно же, несколько ослабило сборную СССР, но не до такой же степени, как это пытаются сейчас представить в России. Договариваются даже до того, что ЧМ-1958 должен был стать чемпионатом мира не Пеле, а Стрельцова. Да, Эдуард был одним из главных действующих лиц той сборной СССР. Но в том-то и дело, что ОДНИМ ИЗ лидеров.

Советская команда на своем дебютном Мундиале выступила довольно удачно. Во-первых, вышла из очень сильной группы. После упущенной победы с Англией (когда вели 2:0, но 2:2), наши обыграли Австрию – 2:0, и были биты Бразилией, в которой свой дебютный матч проводил будущий «король футбола» Пеле – 0:2. И вот тут-то пришлось пожалеть об упущенной победе с англичанами. Родоначальники футбола трижды сыграли вничью, набрав одинаковое количество очков и аналогичное 4:4 по забитым и пропущенным мячам с командой Качалина. Да, в переигровке СССР оказался сильнее – 1:0. Но потом затраченных сил на эту победу так не хватало в четвертьфинале с хозяевами турнира, шведами, которые отдыхали на два дня больше советских футболистов. 0:2 – и куча критических стрел в адрес команды Качалина на родине. Тем не менее, Гавриила Дмитриевича оставили у руля сборной.

Честь страны на шведском Мундиале защищали: Лев Яшин, Владимир Кесарев, Борис Кузнецов, Константин Крижевский, Виктор Царёв (все – «Динамо» Москва), Юрий Войнов («Динамо» Киев), Никита Симонян, Анатолий Ильин, Сергей Сальников, Игорь Нетто (все – «Спартак» Москва), Валентин Иванов, Юрий Фалин (оба - «Торпедо» Москва), Александр Иванов ("Зенит" Ленинград), Герман Апухтин (ЦСК МО Москва). Так же в команду еще входили: Владимир Маслаченко, Владимир Бубукин (оба – «Локомотив» Москва), Владимир Беляев, Генрих Федосов (оба – «Динамо» Москва), Леонид Островский, Геннадий Гусаров (оба – «Торпедо» Москва), Владимир Ерохин («Динамо» Киев), Анатолий Маслёнкин («Спартак» Москва).

 

 

Как раз в 1958 году СССР потерпел самое крупное поражение за всю свою историю. Это англичане отыгрались на советской команде за свои неудачи на чемпионате мира, сокрушив своих обидчиков при ста тысячах зрителей на «Уэмбли» со счетом 5:0! Что тут началось в Союзе! «В чем только нас не обвиняли... И трусы мы, и плохие патриоты, и бездельники, и эгоисты» - это Валентин Иванов вспоминал, как их, сборников, песочили на заседании Секции футбола СССР. Председатель этой спортивной организации, Валентин Гранаткин, эпитетов не жалел: «Неудовлетворительное выступление сборной команды СССР нанесло серьезный ущерб престижу советского спорта и взбудоражило всю общественность страны.

Разбираясь в причинах столь тяжелого поражения, Всесоюзный комитет и его тренерский совет пришли к единому выводу, что основной причиной проигрыша явилась слабая морально-волевая подготовка, в результате чего во время матча имело место проявление безответственности со стороны Кесарева, Кузнецова, беспомощности Ильина, Симоняна, трусости Иванова и неудовлетворительной игры одного из лучших футболистов 1958 года Войнова» (ГАРФ. Фонд 7576, опись 30, дело 124).

Больше того, в приказе физкульткомитета от Николая Романова было требование добавить к вышеупомянутым «недостойным» еще и московского динамовца Алекпера Мамедова с торпедовцем Славой Метревели, а так же поручение тренерскому совету «... рассмотреть возможность дальнейшего включения в состав 1-й сборной футболистов тт. Иванова В. («Торпедо», Москва), Кесарева В. и Кузнецова Б. («Динамо», Москва)». Такое вот серьезное тогда отношение было к товарищеским матчам. Причем не только в Союзе.

В итоге решено было снять с занимаемой должности тренера сборной СССР Гавриила Качалина. Но главное тренер успел сделать. За месяц до английского разгромного позора в отборочном матче Первого Кубка Европы при более чем ста тысячах зрителей на Центральном стадионе имени Владимира Ильича Ленина была обыграна сильная сборная Венгрии – 3:1. Начало нового триумфа сборной СССР было положено.

 

 

И в заключение этого материала хочу отметить, что Секция футбола СССР продолжала жульничать, и очень часто ради неуплаты положенных налогов ФИФА главная команда страны выступала под вывеской сборной Москвы. Впрочем, этим же страдали и другие представители соцлагеря. Например, перед поездкой за «золотом» Мельбурна-1956 советская команда при сорока тысячах зрителях сгоняла товарняк со сборной ГДР. Только вот официально играли Берлин – Москва. Вот таким вот «правдивым» были коммунисты всего мира в попытках объегорить «проклятых капиталистов», для которых деньги главнее всего в жизни. И это воспринималось вполне нормально, будто бы так и нужно действовать.

 

Продолжение следует

 

24 декабря 2016

 

Костенко Александр Александрович