5 мин.

Четыре сезона

Всем привет. Приношу извинения за молчание – был в отпуске. А теперь опять за шахматы. Сезон закончился. Про шахматные (да и вообще спортивные) сезоны как-то трудно говорить, удались они или нет. По-моему, лучшее определение 2008-му шахматному году – «насыщенный». Ведь весь год почти без перерыва проходили турниры очень высокого уровня.

Как всегда, у нас несколько новостей – хорошие и плохие. Давайте начнем с плохих, чтобы в конце заметки совсем не загрустить.

1. Очередная смена системы розыгрыша титула

За последние годы ФИДЕ полностью дискредитировала себя как организация, способная придумать хоть что-то мало-мальски разумное. Особенно это чувствуется, когда дело заходит о самом главном – чемпионском титуле. Такое впечатление, что утро у Кирсана Николаевича Илюмжинова начинается с мысли – «что бы еще такое придумать, чтобы разыгрывать титул стало интереснее».

Казалось, что в этом году все, наконец, успокоилось – была выстроена четкая технология. Не сказать, что понятная и ребенку, но все же. Еще раз ее основные принципы: победитель шести турниров серии Гран-при – свежего изобретения ФИДЕ – встречается с обладателем кубка мира. А затем сильнейший из этой пары играет с действующим чемпионом.

Систему, немного поворчав для порядка, восприняли многие сильнейшие гроссмейстеры. Почти все кого позвали, кроме особо принципиальных и самобытных, «подписались» на участие. Все было хорошо.

Но расслабились рано – к концу года в ФИДЕ созрела новая схема – матч-турнир претендентов. Вот и выяснилось, что победитель серии Гран-при (на пару с серебряным призером) попадает лишь в турнир претендентов, а не в полуфинал за корону.

Также в этот матч-турнир гарантированно попадают Камский (победитель кубка мира) и Топалов (черт знает, почему), обладатели двух первых мест на следующем кубке мира, обладатель первого мирового рейтинга и номинант от страны-организатора с рейтингом не менее 2700.

Я не буду сейчас анализировать, какая система краше, этим мы займемся в самом начале января. По мне так новая даже лучше. Важно другое – коней на переправе не меняют. С игроками-участниками Гран-при были подписаны контракты, между прочим. Поэтому вполне естественно, что народ заволновался – уже вышли из цикла Адамс и Карлсен. Написал протест Аронян. Устраиваются антикризисные телефонные дебаты (что совсем в стиле ФИДЕ – уже после решения) при участии Кирсана Николаевича и ведущих гроссмейстеров. Зачем? Скучно что ли было?

Что стало причиной такого поведения – непонятно. Начала рушиться серия Гран-при. (наверняка, из-за кризиса отказались два города – Монтре и Доха) Но в новых правилах Гран-при никуда не девается… Загадка.

О, кажется, я придумал, как это все назвать – FIDE Style.

2. Провал сборной России на Олимпиаде

Я не знаю, считать ли это плохой новостью. Никто ведь не расстраивается, что мы не всегда побеждаем в фигурном катании. Да, было дело. Да, выигрывали везде, где катались. Но теперь – звезды ушли, надежда на одного Плющенко.

Так вот в шахматах теперь даже Плющенко нет – он на баррикадах стоит. Стали сильными наши бывшие соседи по СССР – Армения, Грузия, Азербайджан. Очень впечатляют made in Russia составы Израиля и США. Болгарию вон Данаилов поднимает. Так с чего мы теперь должны выигрывать олимпиаду?

Да, мы по-прежнему рейтинг-фавориты. Да, если сыграть подряд 100 Олимпиад, то я уверен, что по очкам мы точно возьмем первое место. Но и только. Мы всего лишь «может быть первые» среди равных. Не выиграли Дрезден-2008 – может, в следующий раз выиграем. А пока – тренироваться.

Ну, и наконец, не могу еще раз не вспомнить о своем личном впечатлении – суперфинале чемпионата России. Конечно, почетно быть единственным зрителем на матче Морозевич-Свидлер (как будто дома у тебя играют), но, кроме шуток, это ужасно. Впрочем, об этом уже сказано, давайте теперь лучше о хорошем.

3. Появление единого чемпиона мира

Да, может с системой опять непорядок, но зато теперь все знают, кто является чемпионом мира. Вишванатан Ананд, обыграв Владимира Крамника в матче за корону, стал уже совершенно непререкаемым шахматным монархом.

Многие считали Виши таковым и ранее, но, например, «есть мнение», что титул можно разыгрывать только в матчах. А матчевым чемпионом индиец не являлся. В общем теперь никто не может посягнуть на легитимность титула Ананда. А это все-таки важно.

Вот спрашивают у вас: «Кто у вас там, шахматистов, чемпион?». Вы и начинаете: «Понимаете, вроде Ананд, но ему еще надо с Крамником сыграть, а Топалов вообще считает, что он чемпион, но вот, кстати, если Каспаров вернется…». Короче, слушать перестают сразу. Теперь есть Ананд, про которого точно можно сказать банальную фразу «уж он-то заслужил».

И, кстати, сам матч прошел на удивление гладко. Ни скандалов, ни срывов. Без шума и пыли – то есть организован был просто здорово.

4. Появление серий Гран-при и Большого шлема

Хоть теперь и непонятно, что с серией Гран-при вообще будет, но то, что многие шахматисты получили возможность играть в турнирах за приличные деньги – несомненный плюс. За этот плюс, кстати, нужно сказать большое спасибо ФИДЕ и Кирсану Илюмжинову.

Любой супертурнир типа Вейка или Линареса – это прежде всего сборище шахматных небожителей, да периодически местных гроссмейстеров сомнительного качества.

Теперь же многие блестящие шахматисты с высокими рейтингами могут играть в Гран-при. Тот же Дима Яковенко, например (у него, кстати, уже рейтинг за 2750). Пусть Линарес останется Линаресом, но разрыв в уровне между турнирами стал немного меньше.

То же самое стоит сказать и про данаиловский Большой шлем. Можно сколько угодно костерить Сильвио на чем свет стоит (сам я тоже в этом грешен), но менеджер он отличный. Посмотрите на это экономически. Привлекать реально большие деньги под сомнительную игру на доске, которую никто не понимает, очень не просто. Эксперименты с контролем времени, правилами, начислением очков – Сильвио делает все, чтобы сделать шахматы зрелищными, читай – инвестиционно привлекательными. Да и сила игры его подопечных Топалова и Чепаринова – уже сама по себе большая ему похвала как менеджеру.

И, кстати, знаете, мое приятное воспоминание этого года тоже связано с суперфиналом. До сих пор помню размер глаз корреспондента PROспорт, который узнал, что цифры призовых шахматистов указаны все-таки не в рублях. За это уже спасибо нашей федерации.

Вот в теннисе, если начинают говорить про Australian Open, значит, на дворе январь и начинается новый сезон. Так вот, скоро Вейк-ан-Зее. А потом Топалов-Камский и еще много разных плюшек. До встречи!