4 мин.

Тихие турниры

Пока в шахматном мире гремят Вейки-Ан-Зее и Линаресы, в Москве тихо и мирно прошли два открытых турнира – «Moscow Open» и «Aeroflot Open». Почему тихо и мирно? Нет, конечно, завсегдатаи шахматных сайтов читали репортажи с этих соревнований, следили за онлайн-трансляциями, обсуждали интриги борьбы за первые места. А вот те, кто не привык каждый день с упорством маньяка наблюдать за шахматной жизнью, едва ли знали об них в принципе. А это, между прочим, едва ли не лучшие форумы такого типа (когда попасть в состав может, грубо говоря, кто угодно со званием гроссмейстера) в мире. Почему же так происходит и кто победил в этих турнирах?

Для начала, надо все-таки рассказать о героях. Победителем Moscow Open стал Артем Тимофеев. Я писал о Теме, когда рассказывал о Суперфинале чемпионата России 2007. Тему там возили все, кому не лень. В итоге вышла чуть ли не рекордная серия из поражений. При этом Тимофеев, которого буквально уничтожили за шахматной доской, вне этой самой доски выглядел лучше многих других участников. Он с удовольствием общался со всеми окружающими, много смеялся, был настоящим солнцем в и так неплохо освещенном игровом зале.

Когда его позвали прокомментировать наконец выигранную партию, Тема долго смущался, мол, «нашли героя», а потом рассказывал о победе буквально для трех человек (многие участники точно сочли бы такой «аншлаг» оскорблением, и ни каком комментарии и речи бы ни зашло).

В общем, не симпатизировать Тимофееву невозможно. Поэтому лично для меня в турнире победил именно тот участник, за которого я очень болел. Но вот, что интересно: почти все обозреватели отметили, что выступления Артема идут исключительно по синусоиде. Разгромы чередуются с триумфами.

Кто-то скажет, что это – нестабильность юности, и будет прав на все сто. Но вот по мне, непрофессионалу, это гораздо лучше, чем всегда и везде занимать третьи – четвертые места. Запоминаются-то победители. Я думаю, многие элитные гроссмейстеры согласились бы на такой график. Представьте, победа в Вейке, последнее место в Линаресе, победа в Софии, и т.д. А там вдруг на пик матч за чемпионский титул придется… Это, конечно, бред сумасшедшего, ведь элитные гроссмейстеры победы обычно чередуют как раз с третьими четвертыми местами ;). Да, кстати в «Аэрофлоте» Тимофеев поделил, простите за выражение, 15-28 места. Где он, кстати, в следующий раз играет?

А победил в «Аэрофлоте» Ян Непомнящий, который теперь поедет на супертурнир в Дортмунде. И вот это действительно событие! Ян играет интереснее любого другого молодого шахматиста, за доской творит что-то невероятное. Недаром, его любимый шахматист – Александр Морозевич. Растет достойная смена, ведь Яну пока только семнадцать. Кстати, сам Морозевич, по данным сайта ChessPro, как-то предсказал, что именно Непомнящему из всех наших «молодых» удастся достичь супервысоты в 2700 очков рейтинга. Когда смотришь на разбор партий Яна, все время всплывают позиции из различных поединков Моро. Причем количество совпадений давно уже перевалило за пределы статистически нормального. Уже даже нашлись уважаемые господа, которые в прессе посоветовали Яну «поменьше быть Морозевичем и побольше собой». А, по-моему, если в России будет побольше таких шахматистов, как Александр (я сейчас говорю о манере игры), то выиграют от этого все. В первую очередь зрители, кстати.

Не могу не упомянуть и тренера Непомнящего на этом турнире гроссмейстера Поткина, внесшего, по словам самого триумфатора, решающий вклад в общую победу. Оставаясь исключительно в шахматной плоскости разговора, хочу сказать ему большое спасибо. Если под руководством такого классного начинающего тренера Ян вырастет в настоящую звезду, не утратив своего искрометного стиля, будет просто здорово. Дай Бог им также работать вместе и дальше.

Скажу пару слов и о об аэрофлотовском турнире «A2» (как бы «Первая Лига» в российском футболе). Выиграл его Марат Аскаров, а в лидерах долго ходил Станислав Новиков. Не знаете таких? Тогда почитайте о них в статье о «читерстве» – http://www.sports.ru/khomitch/3787262.html. Еще недавно многие обвиняли этих игроков в использовании компьютеров, наушников, скафандров, сковородок и прочих запрещенных средств во время партии. Как я уже говорил, никаких доказательств не было, что не мешало масштабным обвинениям. Некоторые журналисты, например, совершенно не стеснялись в выражениях (за глаза, а как же иначе?) в адрес Аскарова.

На мой сугубо дилетантский взгляд человека, не находящегося в центре событий, успехи (мелкие, конечно, но все-таки) этих игроков, за которыми в этот раз уж точно пристально наблюдали, говорят о том, что дело, похоже, все-таки в силе игры, а не нанотехнологиях. А те же некоторые журналисты вдруг почему-то ни слова не сказали в репортажах об итоговом успехе Марата. Может, забыли? Или все-таки комплексы…

Ну, вот. Пока писал о ходе турниров, понял, что о проблемах в их составах участников, пиаре и освещении в прессе придется писать уже в следующий раз. До скорого!