3 мин.

Другой мир

Смотреть футбол на стадионе и по телевизору – два совершенно разных занятия. На самом деле, такое можно сказать почти про любое мероприятие. В публичных местах можно, видимо, перенимать энергетику других людей, что сразу добавляет в процесс наблюдения какой-то эффект присутствия. Хотя спортсменам, откровенно говоря, плевать на вас что через ограждения трибун, что через голубой экран. Самое удивительное, что вышеописанный эффект в полной мере присущ и такой зеленотоскливой игре, как шахматы.

Как и обещал, я выбрался на Мемориал Таля, который проходит в эти дни в Центральном доме шахматиста. Если вы никогда не бывали на турнирах, при этом интересуясь шахматами, то вы очень много потеряли. Только представьте, в одном ЦДШ есть сразу четыре разных мира, каждый со своей неповторимой аурой: игровой зал, нижний зал для болельщиков, верхний зал для болельщиков и комната для разбора партий.

Когда заходишь в игровой зал,  сразу понимаешь, что шахматы в России скорее живы, чем мертвы. Такому залу в центре Москвы, больше подходящему для балов, чем для шахмат, позавидует любой, простите за выражение, Сан Сиро. Во время туров здесь царствует Коллина современных шахмат международный арбитр Герт Гийссен, вежливый с каждым зрителем, но при этом пресекающий любые попытки публики активно пообсуждать происходящее прямо у досок. Но главные действующие лица здесь, конечно, гроссмейстеры. Больше всего меня поражает, что они совершенно не отвлекаются на зрителей. Вот только подумайте, что на вас кто-то непрерывно пялится с расстояния в метр, чуть ли не залезая носом на доску. Особенно усердствуют телевизионные операторы, которые обладают невероятным талантом буквально просачиваться на самые лучшие места, таща при этом огромные камеры и мешая зрителям наблюдать, как изредка шевелят руками их неподвижные кумиры.

Верхний зал для болельщиков – салон Анны Павловны Шерер. Сюда закрыт доступ простому зрителю, зато здесь собирается целая орда «почетных и заслуженных». Герои вчерашних дней нежно расшаркиваются друг перед другом и, такое впечатление, обсуждают что-то совсем далекое от шахмат: последние новости оперы, нумизматики, свежие веяния европейской моды и т.д. Более того, они и одеваются соответствующим образом: как будто с картин сошли разноцветные пиджаки, значки и прочая атрибутика. Слава Богу, что в этом зале также находятся зашедшие на огонек адекватные люди: известные гроссмейстеры, тренеры, родственники и друзья выступающих, которые достойно беседуют друг с другом о позициях на досках, да и просто о жизни. К большинству из них, кстати, всегда можно обратиться за квалифицированной и объективной оценкой позиций.

Зато совершенно не пахнет объективностью в нижнем зале, принадлежащем простым любителям шахмат, многие из которых при этом заодно являются и вменяемыми людьми. Вменяемость совершенно четко определяется при возникновении споров о текущих позициях: некоторые товарищи, в лучшем случае являясь кандидатами в мастера, просто готовы убить за свою точку зрения, не считаясь ни с мнением гроссмейстеров-комментаторов, ни с очередностью хода, ни с вполне себе устоявшимися правилами шахмат. Но знаете, именно в таких «парково-лавочных» условиях и чувствуешь что-то такое, что очень трудно передать словами и без чего движения фигур по доске воспринимаются как-то сухо. Кстати, спустившиеся в народ гроссмейстеры почему-то высказывают свои мнения тихо, достойно и убедительно.

Настоящие герои нижнего зала – два потрясающих шахматиста и комментатора Генна Сосонко и Сергей Долматов. Словно телеведущие, они поделили между собой роли: Генна постоянно разбавляет свои немного поверхностные комментарии потрясающе интересными жизненными историями, а заодно ловко поддакивает глубокому анализу Долматова. А Сергей, в свою очередь, серьезно отвечает даже на самые глупые вопросы почтенной публики. Я помню, как в прошлом году, стесняясь спросить очередную элементарщину у какого-нибудь солидного гроссмейстера наверху, мчался вниз и знал, что Сергей легко разрешит возникший вопрос. Вообще, лучше этой пары комментаторов для простого обывателя просто не найти: ты не тупо пялишься в экран, а попадаешь в самый настоящий театр. Я уверен, что в связи с развитием технологий будущее онлайн-комментария именно за чем-то подобным.

Но самое главное зрелище начинается, когда завершаются партии и победитель (или сразу оба гроссмейстера в случае ничьей) отправляются в зал для разбора партий. В этот раз я опять увидел бесподобные комментарии Крамника и Мамедьярова, а также был совершенно поражен манерой рассказа Димы Яковенко. В воскресение постараюсь обрисовать события в лицах.