2 мин.

Однажды в Ханты-Мансийске

Популяризация шахмат, подпитываемая значительными финансовыми вложениями, привела эту игру в далекий Ханты-Мансийск, где недавно начался Кубок Мира. Множество сильных гроссмейстеров вступили за право обладания не только достаточно невразумительным титулом, но и шансом стать чемпионом мира.

Вообще совершенно непонятно, почему будущий победитель, прошедший все прелести сложнейшей борьбы в предельно сжатые сроки (партии проходят с весьма быстротечным контролем времени ФИДЕ), будет играть за титул не сразу с Анандом или, скажем, Крамником, а с Веселином Топаловым. В интервью телеканалу «Спорт» президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов достаточно сбивчиво объяснил, что Топалову, как одному из сильнейших шахматистов, просто предоставлена своеобразная привилегия. Что думают о таком развитии событий другие «одни из сильнейших шахматистов» – вопрос риторический. Например, Александр Морозевич не полетел в Ханты-Мансийск именно потому, что даже в случае победы придется играть с болгарином.

В настоящее время на Кубке сыграно уже 2 круга, и особенных неожиданностей не случилось. Единственным сюрпризом можно назвать вылет азербайджанской звезды Теймура Раджабова, который, видимо, потратил слишком много сил на подготовку, заключавшую в нашумевшем обвинении армянских шахматистов во всех смертных грехах. В Ханты-Мансийске Раджабов, после предтурнирной накачки уже, видимо, видевший себя победителем, избирал со своими соперниками такие смелые варианты, какие обычно демонстрируют в сеансах с второразрядниками. В итоге – бесславный проигрыш поляку Мачейе со счетом 2:0 уже во втором круге.

Особенно приятно, что россияне пока не подводят: Свидлер, Алексеев, Рублевский, Малахов, Яковенко, Инаркиев, Бареев, Томашевский и Грищук пока уверенно переигрывают соперников. Только вот с каждым новым туром (а сейчас на турнире осталось 32 игрока) слабых соперников остается все меньше и меньше. Кроме того, россияне неизбежно начинают играть друг с другом (в одной шестнадцатой две пары составлены исключительно из наших соотечественников – Грищук – Бареев и Рублевский – Свидлер.

Отдельного упоминания заслуживает и освещение форума: даже за иными региональными турнирами наблюдать гораздо приятнее. Ходы выдаются в Интернет раз в 10-20 минут целыми сериями, поэтому онлайн-комментаторам приходится буквально звонить в Ханты-Мансийск и выяснять ходы у своих друзей и знакомых, которые находятся непосредственно на месте событий. Возможно, это такая странная борьба против «читерства» (об этом замечательном шахматном явлении – в следующей статье), но скорее всего – банальная недоработка организаторов.

Напоследок об одном прекрасном правиле Кубка Мира – в случае шести ничьих (в двух основных партиях, двух партиях в быстрые шахматы и двух блиц-поединках) играются шахматные буллиты – партия «Армагеддон» Таким страшным словом называется поединок, в котором белым на всё про всё дается 5 минут, а черным – 4. Несправедливость компенсируется тем обстоятельством, что белым нужна только победа, а черных устроит даже ничья. Тут есть все, что нужно зрителям, – мелькание рук, удары наотмашь по часам и вопли «Ферзя мне, ферзя!». Жаль только, что чтобы это увидеть, надо лететь в Ханты-Мансийск.