6 мин.

Вера Бардина: Мы стараемся совместными усилиями решить наши проблемы

Какие проблемы преследуют молодежный санный спорт в России и как их можно решить, рассказала заслуженный тренер России, старший тренер юниорской сборной команды России Вера Дмитриевна Бардина, всей душой болеющая за дело всей своей жизни.

– Вера Дмитриевна, какие проблемы сейчас испытывает молодежный санный спорт в России и есть ли пути их преодоления?

– Проблемы есть, их не замечать никак нельзя. Прежде всего, мы получили прекрасную санно-бобслейную трассу в Сочи с искусственным намораживанием льда, она у нас единственная в России, поэтому практически все соревнования – юношеские и юниорские, да и взрослые – мы проводим на этой трассе. Но так как все наши традиционные центры развития санного спорта, которые существуют еще с советских времен, находятся в Сибири и на Урале, сразу встает проблема, как доехать до этой санно-бобслейной трассы.

Все трассы, которые есть в Братске, Красноярске, Кемерово, на Урале, это все трассы с естественным намораживанием льда, это все, можно сказать, другой вид спорта. С полной ответственностью могу это заявить. Поэтому когда юные спортсмены приезжают на трассу с искусственным намораживанием льда, то здесь их приходится тренерам просто переучивать и учить заново управлению, прохождению, технике управления санями и так далее. Скорости здесь совсем другие, длина трассы другая. На этих трассах мы должны обучать и воспитывать наших спортсменов, потому что все международные соревнования проводятся именно на таких трассах.

Регионам очень тяжело привезти сюда более или менее полный состав, всех способных юношей и девушек, потому что это, конечно, большие затраты для детской спортивной школы. Это дорога, это перевозка нашего багажа. А бюджет школы, он очень и очень небольшой, поэтому здесь возникает проблема. Поэтому сюда привозят не очень большое количество спортсменов.

Посмотрите на состав участников Спартакиады учащихся России 2017 года. 18 юношей, 13 девушек и 4 экипажа. Это, конечно, очень маленький состав даже для такого немассового вида спорта, как санный спорт.

Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы на базе санно-бобслейной трассы в Красной Поляне была создана детская спортивная школа. Я думаю, что здесь найдутся желающие дети. И даже если они будут ездить не из Красной Поляны, из Адлера или Сочи, это, наверное, намного ближе, чем везти детей из Сибири и Урала. Но вопрос никак не решается, хотя после Сочи мы немножко начали им заниматься. И директор сочинской муниципальной школы тоже занимался этим вопросом, но как-то не сдвигается дело с мертвой точки. Даже не знаем, кого сюда подключать. Это вопрос и сегодняшнего дня, и будущего, но школа здесь, безусловно, нужна. Это бы решило некоторые проблемы санного спорта. При каждой трассе за рубежом есть детские спортивные школы, это удобно и понятно.

– А на чем споткнулись, пытаясь открыть в Сочи спортивную школу, как вы думаете?

– Финансы. Я думаю, что это финансы. Это дополнительное финансирование, это, наверное, ставки тренеров. Тренеров здесь, естественно, нет, значит, тренеры должны приехать с какого-то региона. И я думаю, что тренер из региона с удовольствием приедет в такое прекрасное место, но это сразу проблема жилья. Хорошо, если тренер будет без семьи, а если с семьей, это значит жилье, прежде всего. Но даже это не самая большая проблема. А проблема, наверное, в финансировании. Надо же и подготовку профинансировать, купить инвентарь, оборудование, экипировку. Это все, в общем-то, стоит немалых денег. Ну и, конечно, профинансировать учебно-спортивную работу. Я думаю, вопрос только в финансах, а желающих тренеров… Я просто знаю, что есть желающие тренеры, которые хотели сюда приехать, работать на этой трассе именно с детьми.

– Насколько больше участников приехало бы на Спартакиаду, если бы финансы позволяли школам привозить максимум воспитанников?

– В Ленинградскую область переехал из Братска тренер со своей супругой. Они оба занимались санным спортом, из школы уехали, но у них и там уже курс неплохой. Но тоже они бьются уже который год, чтобы открыть отделение. Опять все упирается в финансы. Хотелось бы, чтобы в Ленинградской области все-таки отделение, хотя бы отделение детской спортивной школы открыли. Считаю, что побольше могли бы представить Москва и Московская область. Потому что в принципе им ближе ездить, и они еще более или менее как-то справляются с подготовкой и приезжают сюда.

Реклама 18+

Но я не думаю, что надо открывать новые центры, потому что у нас слишком дорогой вид спорта, надо просто дать возможность действующим центрам привозить побольше детей сюда.

И еще одна проблема, не могу о ней не сказать: это санно-бобслейная трасса в Парамоново в Подмосковье. Для проведения соревнований и подготовки, конечно, одной трассы недостаточно. Нужна еще хотя бы вторая трасса. Она стоит, эта парамоновская трасса, уже который год, якобы на реконструкции или вообще ее не начинают, эту реконструкцию, только лишь одни совещания и разговоры, а, как говорится, воз и ныне там. Ни один гвоздь не вбит за последние три сезона точно. Это было бы очень хорошим подспорьем для юношеского и юниорского спорта. Я еще три года назад говорила, что нам не нужна сильная реконструкция этой трассы. Откройте нам юниорский старт, коли она непригодна для прохождения с мужского и женского. С юниорского старта там никаких проблем нет. Заморозьте ее и подготовьте с юниорского старта.

Это поближе, чем Сочи, даже Сибири легче, а тем более Уралу приехать в Парамоново, в Московскую область. И потом это была бы вторая трасса. Это крайне необходимо для повышения качества и обучения, и совершенствования, поэтому очень жалко, что она простаивает и приходит в упадок. С каждым годом все хуже и хуже, и с каждым годом денег на реконструкцию нужно все больше и больше. Поэтому, честно говоря, я даже не знаю, будет она у нас функционировать или нет, но очень жалко, что трасса стоит. Тем более, рядом прекрасная отстроенная база, там стартовая эстакада круглогодичная прекрасная, гостиничные корпуса стоят. Мы там проводим все летние сборы, стадион, площадки, спортивный зал, питание – все там есть. А трасса стоит и постепенно разрушается.

– Финансирование спорта уменьшается в последние годы? Или остается на прежнем уровне, но с учетом роста цен, считайте, что уменьшается?

– Я не знаю про финансирование детских спортивных школ, не могу ничего сказать, но финансирование юниорской команды, наверное, да, немножко уменьшается, но не скажу, чтобы оно было очень сильно уменьшено. Конечно, условия подготовки юниорской команды и подготовки на местах, в регионах, очень-очень отличаются. Поэтому мы стараемся, если видим опытным взглядом тренера, который сейчас здесь присутствует и на трассе смотрит, кого еще можно привлечь к подготовке, что спортсмен талантливый, мы стараемся пораньше их забирать, даже если у них уровень технической подготовленности еще не отвечает уровню сборной команды. Но мы стараемся привлекать, может, поначалу даже за счет совместного финансирования, за счет средств регионов, молодых ребят, потому что, повторяюсь, условия подготовки в регионах у нас очень отличаются от условий подготовки юниорской команды.

– А спонсорской помощи никакой нет?

Спонсорская помощь есть – это фирма «GRM Group», но по объективным причинам с игровыми видами спорта она, конечно, не сравнится.

– Но не теннис…

– Далеко не теннис и фигурное катание.

– Как я понимаю, проблем хватает, но в итоге все упирается в деньги.

– Ну, наверное, не только у нас, но да, упирается в финансирование. Но мы стараемся решать эти вопросы совместными усилиями, и немножко помогает поддержанию юношеского спорта ФИЛ (Международная федерация санного спорта – прим.). Слава богу, теперь это финансирование идет непосредственно для юниорской команды и поддержания юношеского и юниорского спорта. И немножко помогает «ГРМСТРОЙ» и регионы. В общем, мы стараемся совместными усилиями решить наши проблемы подготовки.

Протоколы соревнований:

Одноместные сани, девушки

Одноместные сани, юноши

Двухместные сани, юноши

Командные соревнования

Екатерина Лызлова для junior-sport.su