Трибуна
11 мин.

Боитесь ли вы Джеймса Хардена?

От редакции: вы читаете пользовательский блог «Его игра», где анализируют баскетбол в лучшей лиге мира. Поддержите автора плюсами или подписками или поспорьте с ним в комментариях – и тогда ему будет чуть веселее.

Самая большая проблема сегодня в лиге – это страх.

Люди у власти боятся пробовать что-то новое, боятся делать шаги, которые непонятны так называемому «общественному мнению», страшатся принимать неочевидные решения и делать радикально новые вещи. В американском спорте, равно как и в мире в целом, гораздо проще попытаться скопировать чье-то решение, чем придумывать что-то свое. Потому что придумать новое очень сложно, а вот скопированное чужое даст понятный результат сразу. И это легко объяснить своему боссу: «Вот, видите, как Карри делал? Вот и мы будем так же!»

Чтобы начать играть по-другому, нужно сделать очень много:

  • придумать новую идею

  • объяснить владельцу команды свою идею, получить его одобрение

  • продумать свои шаги и тщательно спланировать свой путь к достижению результата

  • сконцентрировать необходимые ресурсы в своих руках (или спланировать их получение по мере необходимости)

  • решиться начать идти своим путем – первый шаг всегда сложно сделать

  • продумать, что может пойти не так и придумать альтернативные пути достижения цели, если на пути встретится неожиданное и сложно преодолимое препятствие

При этом такой новатор должен понимать, что на пути придется постоянно набивать шишки – shit happens, просчитать все мелочи невозможно, и карусель ГМов «Сиксерс» тому примером. Нужно учитывать, что к проекту будет приковано постоянное внимание, и оно не будет позитивным – не таких, как все, люди изначально не любят, и пусть психологи вам объяснят, что на самом деле за этим скрывается. Кроме того, очень сложно достичь цели с первого раза, будет масса проблем: люди будут предавать, сотрудники будут уходить, инструменты (игроки!) будут приходить в негодность и придется их заменять «на лету», продавая и перепродавая свое будущее.

Но главное, надо быть готовым поставить на карту все. И это, пожалуй, самое сложное. Не страховаться «на будущее», откладывая ресурсы про запас, не удерживать себя от приобретения необходимых сегодня инструментов, потому что через три года на рынок выйдет сверхэффективный прибор, и ты будешь аж одним из множества (в нашем случае – тридцати) других, кто попытается его заполучить.

All in в бизнесе – это не просто двинуть покерные фишки в центр стола. На кону обычно куда больше, чем просто деньги: твоя идея, твой путь, твое имя. У человека на определенном уровне достижений больше ничего нет – только его имя и его идея. Потому что после его смерти в умах других останется жить именно и только это: имя и идея. Леонардо, Галлилей, Колумб, Гейтс, Джобс, Маск – мне не нужно даже писать вторую часть имени этих людей, потому что ваша память точно скажет вам, о ком я говорю. И об идеях, который они принесли в мир.

В какой-то момент жизни деньги, карьера, окружающие – все остается в стороне. Если человек посвятил свою жизнь своей идее и ему посчастливилось в жизни зарабатывать тем, что ему нравится, то рано или поздно такой момент наступит. Ради достижения своих целей такому человеку зачастую приходится быть готовым пожертвовать всем, причем даже самые близкие им люди не всегда способны оценить эти жертвы. И только те, кто готов, имеют шансы добиться успеха.

Важно подчеркнуть, что они именно имеют шансы: Билли Бин так и не выиграл в бейсболе ничего, Д’Антони тоже не был особо успешен с «Санс», хотя их идеи через несколько лет и в других руках принесли людям, их реализовавшим, чемпионство.

Мори сейчас идет all-in: для многих в лиге не секрет, что если он не добьется победы в этому году, ему не остаться у руля «Рокетс». Фертита не может простить ему провала с Китаем: по наиболее достоверным оценкам, потери НБА от скандала с поднебесной оцениваются примерно в 300 млн. Однако потери именно «Рокетс» тоже очень большие – фанатская база, двадцать лет успешно выращиваемая благодаря коротким, но ярким годам Яо Мина в лиге, отвернулась от команды. Спонсорские контракты разорваны, потери клуба в чистой прибыли я оценить не могу, но почти уверен, что они гигантские, на десятки миллионов, и новому владельцу это явно не нравится. Поэтому единственным, что может спасти работу Мори в клубе, будет чемпионство.

Хотя я несколько сомневаюсь, что он захочет остаться: достигнув своей цели он вполне может выбрать для себя новую. И вовсе не факт, что ему будет по пути с «Хьюстоном».

Объясняя текущие успехи «Рокетс», люди могут выдумывать свои аргументы, могут заимствовать чужие объяснения – баскетбольная сторона является лишь частью вопроса. «Хьюстон» силен именно единством идеи и ее воплощения. Безграничной властью этой идеи над личностными интересами людей, составляющих организацию, и преданностью ее руководителя этой идее. Мори выстроил систему, которая позволяет объединить усилия аналитиков в офисе, тренера у руля команды, и игроков, воплощающих ее на паркете, под одним флагом. Он протестировал ее в наиболее жестких из возможных условий, доказал ее жизнеспособность и сейчас доводит воплощение идеи до совершенства.

Читателей канала в телеграме поразило мое упоминание о том, что Уэстбрук бьет рекорды эффективности (это было с неделю назад, тогда шума была поменьше). По сути, «Рокетс» сейчас делают то же самое, испытывают те же положительные эмоции, что и «Миннесота» в начале года. Помните, статьи экспертов о «ренессансе Уиггинса»? Как многие поражались победной серии «Миннесоты»? Сейчас, как и тогда, все просто: игрок, который не имел возможности проходить под кольцо, чтобы забивать эффективные броски, такую возможность получил. У «Вулвз» ушли тяжелые форварды и центровые, команда официально перешла на 1-3-1 (плеймейкер, три винга, большой), Таунс стал бросать по 10 раз за матч с дуги, сдвинули Ковингтона на четверку – и пустота под кольцом позволила Уиггинсу сделать вид, что он неплохо играет в баскетбол и даже со своим контрактом не является ходячей катастрофой.

Уэстбрук играет в баскетбол получше Уиггинса, атлетизм пока что позволяет ему быть исключительно эффективным в завершении атак под щитом, а способность Мори/Д’Антони донести до него необходимость изменения стиля игры (подробно о изменениях – тут) привела к результату, который мы видим сейчас (и, кстати, большой привет Билли Доновану и его способностям). Собственно, Рассел играл так с января, просто мы реже видели маленький состав, команда больше «получала» без Капелы на паркете (обычно эти минуты Уэстбрук и играл сам, без Хардена), потому его личная эффективность оставалась незамеченной большинством: такие «замечательные» показатели, как «+/-» и «нет-рейтинг» не показывали преимущества «Рокетс» в минуты без Капелы на паркете, а их многие американские журналисты до сих пор считают индикатором эффективности игры команды. Если думаете, что я преувеличиваю, вспомните постоянные упоминания в новостях о рекордных показателях общего +/- «Бакс», превосходящих рекордный сезон «Уорриорз».

Теперь же, с атлетичным и не ленящимся Ковингтоном и привычно работоспособным Такером, способными играть против мощных ребят, вместо небросающего Капелы на паркете бросающий игрок. А c вернувшимся как раз под Новый год Эриком Гордоном, который способен стянуть на себя фокус защиты своей универсальностью, «Хьюстон» завершил свою вынужденную перестройку и расцвел еще больше. И Уэстбрука, наконец-то, заметили. Игры по 30+ очков у него начались с середины декабря, и когда ближе к январю стал сдавать Харден, и у «Рокетс» начался сложный период, Расс вышел на первые роли.

Можно сколько угодно петь песни универсальности «Рокетс» и их способности выиграть чемпионат, но их игра сегодня – лотерея с непредсказуемым исходом. Самое важное для Мори, что, по состоянию на сегодня, исход лотереи теперь в руках у самих «Рокетс». Если они попадут свои броски с дальней, остановить их крайне сложно, потому что теперь у них есть базис – набор очков в краске и непонятный для остальной лиги принцип. Лиге будет сложно, так как взятый еще с предсезонки за основу постулат «нам нужно больше владений» начинает реализовываться в условиях, приближенных к боевым.

За матч команды делают в среднем от 80 до 90 бросков. Чтобы статистика работала в пользу «Рокетс», как можно больше таких бросков должны быть сделаны из эффективных зон, и этот принцип не нов. Но с начала сезона Мори решил еще помочь основной идее, на которой построена игра его команды. Его идея крайне проста, но о ней, почему-то не говорит никто: статистика всегда лучше всего работает на больших выборках. Поэтому «Рокетс» с первых игр предсезонки в Китае не просто тренировались делать эффективные броски, они старались делать их как можно чаще. Особенно хорошо это было заметно в начале сезона, когда Харден только набирал кондиции, и «Рокетс» в целом плохо попадали с дистанции. Потом Борода разыгрался, но его игра не очень хорошо сочетается с быстрым темпом и избавлением от мяча на 12-15 секунде владения, они чуть откатились с первых позиций. Нужен был результат, Харден его обеспечил, Фертита успокоился и Мори вернулся к своей идее. Сейчас, когда у «Рокетс» процент задействования Хардена стал меньше, темп игры вновь вырос, а количество владений у пятерок без Хардена наибольшее в лиге, причем с огромным запасом.

Успешность «Рокетс» на сегодня во многом объясняется тем, что лига пока не понимает, как против них играть. Подписчики в телеграме даже задавали вопрос насчет того, почему против Хардена одни команды сдваиваются чуть ли не у центрального круга, другие играют индивидуально, третьи пытаются размениваться в защите. Именно потому, что пока непонятно, как против него играть лучше всего. И если одни тренеры экспериментируют, пытаясь подобрать наиболее подходящие варианты для своей команды, другие откровенно забивают на эту задачу, фокусируясь на играх с другими соперниками и не занимаясь подготовкой персонально против нового и сложного «Хьюстона». Да и не пригодится им это, давайте будем честны. Половина лиги решает другие задачи, к плей-офф против «Рокетс» могут всерьез готовиться максимум пять команд...

Почему, на мой взгляд, до плей-офф мы так и не увидим ничего более-менее адекватного? Потому что у «Рокетс» осталось шесть матчей в регулярке с командами, которые в состоянии попробовать что-то свое против «Хьюстона», и половина этих игр запланирована после 20-го марта, когда, я уверен, большая часть команд не будет так уж серьезно выкладываться.

Есть и еще одна проблема, с нее я начинал свою статью – страх. Многие тренеры просто не готовы пробовать серьезные и модерновые решения, зато каждый готов скопировать находку другого. Проблема в том, что, как и в бизнесе, первое время копия ВСЕГДА хуже оригинала. Сначала намного, потом постепенно приближается по уровню, но чтобы подделка смогла стать лучше оригинала, лидер должен отпустить ногу с педали газа. И время. Сейчас, в условиях НБА, у команд нет времени качественно скопировать смолбол «Рокетс»: ни свободных дней потренироваться, ни возможности изменить состав, ни дистанции чемпионата – 20 матчей пролетят мгновенно. Поэтому потенциальные соперники техасцев должны рисковать, должны что-то придумывать, должны находить нестандартные решения и подготовить их максимально серьезно, чтобы попытаться удивить «Хьюстон». Д’Антони медленно адаптируется, Хардену тоже понадобится какое-то время разобраться, что и как, поэтому только нестандартные решения что-то могут изменить в раскладе сил.

Помните, как играли «Бакс»? Прошлогодняя идея «Милуоки» (не дать Хардену играть влево и держать его сбоку) принадлежала полностью Бледсоу, мы должны поблагодарить Бада хотя бы за то, что у него хватило смелости разрешить Эрику попробовать так играть против Бороды. На один раз она сработала, через неделю «Хьюстон» уже с легкостью разваливал оппонентов, старавшихся повторить идею Бледсоу. 

Большинство же будет играть или свои стандартные схемы, или постарается выставить против «Хьюстона» свой «маленький» лайн-ап. И это именно то, на что рассчитывает Мори. Я писал уже на канале: невозможно выиграть у «Хьюстона» в смолбол – они построены, чтобы так играть, а другие команды – нет. Гонку на раллийном автомобиле у болида не выиграть, если кататься по треку. Но если перевести заезд на грунтовку – о-о, тут шансы резко изменятся. Пока «Рокетс», с их темпом, открытым кортом и способностью завершать с любой дистанции – это тот самый болид. И если вы стараетесь играть по их правилам, выезжаете на своем корыте на трек – что ж, удачи вам. Самая смолбольная команда Востока из серьезных (я про «Бостон», если кто не понял) с треском провалила испытание 11 февраля. Я с нетерпением жду, что же придумает Стивенс к 29-му февраля, когда «Рокетс» приедут к нему в гости. Пожалуй, это будет первая интересная попытка поиграть против Бороды и Ко по их правилам, и во многом эта игра определит серьезность претензий «Бостона»: адаптация к сложному оппоненту, много времени на отдых и подготовку (перед тем «Селтикс» играют 26-го), игра против находящегося «на волне» противника...

Выиграют ли «Рокетс» чемпионат? Только если кто-остальные будут играть по их правилам. Мори сделал свою ставку, Мори играет на все деньги. Посмотрим, кто окажется готов выступить против него.

Кто будет готов пойти ва-банк.

Кто сможет побороть страх.

Каждый день об НБА, уже больше трех лет – тут.

Как работает маленькая пятерка «Рокетс»? Поиск матч-апов и дабл-тимы в защите

«Хьюстон» против гигантов в баскетболе. Это не революция, но это гениально

«Уорриорс» саморазрушаются? «Хьюстон» создает новый баскетбол? Обмены перед дедлайном потрясли НБА

Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Christian Petersen, Kevin C. Cox, Ronald Martinez; globallookpress.com/Leonard Ortiz