10 мин.

Вторая победа Марчелло Липпи

“От великого до смешного — один шаг”, — эта фраза Наполеона должна быть хорошо знакома Марчелло Липпи, ведь в своей книге “Игра идей” тренер то и дело проводит аналогии между искусством военной стратегии и нюансами профессии футбольного тренера. И когда 9 июля 2006 года во время финала Чемпионата мира Фабио Гроссо с демонической улыбкой на лице отправился выполнять самый важный удар в своей жизни, камера на секунду показала фигуру Липпи. Мистер, словно ощущая на себе взгляды миллионов людей, вдруг снял очки и протер уставшие глаза. Еще мгновение, и его будут обнимать обезумевшие от радости помощники, Рино Гаттузо едва не убьет, а сам он, наплевав на все запреты, прямо на поле вальяжно закурит сигару. Но, по его собственному признанию, за мгновение до удара Гроссо перед ним промелькнула вся его футбольная жизнь…

Средний футболист и тренер без больших перспектив

Он был ничем непримечательным футболистом, большую часть карьеры тянувшим лямку либеро в скромной “Сампдории”. Именно этот клуб и стал его первым местом работы в качестве наставника молодежной команды после того, как он повесил бутсы на гвоздь. Покинув Геную, он девять лет подряд менял клубы, не задерживаясь нигде более одного сезона. По свидетельству очевидцев, был довольно неуживчив и редко шел на компромиссы, наживая себе врагов буквально на ровном месте. При этом никаких выдающихся результатов не показывал, и мало кто мог предположить, что из него получится великий тренер. Даже шестое место с “Наполи” ни в коей мере не было подвигом – для партенопейцев в те годы это являлось привычным,  даже будничным.

ff

Наплевав на все правила, он закурил прямо на стадионе

Счастливый билет с “Юве”

Но все-таки Лучано Моджи, имевший в свое время прямое отношение к Неаполю, что-то рассмотрел в Липпи и пригласил его в “Ювентус”. Несмотря на то, что Старая Синьора обладала сильным составом с многочисленными звездами, она все никак не могла начать новый победный цикл. А вот Липпи с первой же попытки сделал бьянконери чемпионами Италии, а еще через год — выиграл Лигу чемпионов. Потом последовали еще два скудетто и два поражения в финалах Лиги, уход в “Интер” и триумфальное возвращение назад в “Ювентус”, с которым Мистер завоевал еще два внутренних титула и вновь дошел до финала Лиги. До сих пор “период Липпи” считается одним из самых грандиозных этапов в истории клуба.

Тренер-практик

Во времена главенствования великого “Юве” в Италии и в Европе репутация Липпи была такова, что многие считали именно его лучшим тренером страны. При этом его нельзя было отнести к новаторам, которые придумывали новые тактические схемы или расстановки. Арриго Сакки, Зденек Земан, Свен-Горан Эриксон, Невио Скала и даже Фабио Капелло – все они в той или иной степени внесли определенный вклад в тактику, вольно или невольно двигая футбольную мысль вперед. Липпи же был специалистом совершенно иного плана — эти теоретические изыски его мало интересовали, именно поэтому и пережил в профессии большинство своих оппонентов. Он, скорее, не определял тренды, а был тренд-сеттером, то есть использовал в своих клубах все лучшее, что было на тот момент в итальянском футболе. Так, в одном только “Ювентусе” было задействовано как минимум четыре различных тактических построения: от 4-3-3 вплоть до 4-4-1-1. Позднее, в сборной Италии, он применит и 4-2-3-1, и даже 4-2-4 в дополнительное время полуфинала в Дортмунде, когда его фланговый маневр с Винченцо Якуинтой даже сравнивали по гениальности с танковым броском Гудериана в обход линии “Мажино”.

В шаге от клейма неудачника

Еще в 1998-м году Лучано Ниццола, тогдашний президент FIGC, в первый раз попробовал начать разговор о сборной, но не встретил понимания ни у Липпи, ни у руководства “Ювентуса”. Только шесть лет спустя, после повторного провала Джованни Трапаттони, Липпи, будучи на тот момент безработным, согласился возглавить Скуадру Адзурру. Почти ровно за десять лет до этого он также сменил  на посту  в “Ювентусе” старину Трапа…

111

В 2010-м Якуинта не впечатлял, но его бросок на фланг в 2006-м навсегда вошел в историю

Если бы Гроссо тогда в Берлине промахнулся, и, не дай Бог, Италия уступила бы в серии пенальти Франции, то Липпи вошел бы в историю не как тренер-победитель, а, скорее, как неудачник. Человек до этого проиграл четыре финала еврокубков с “Ювентусом”, как минимум, в трех из которых его команда считалась безоговорочным фаворитом.  Была, правда, победа в Лиге Чемпионов в 1996-м году, но обязательно найдутся люди, которые скажут, что ту победу сделали футболисты. Неудачник, проигравший почти все финалы! Однако левый защитник из “Палермо”, никогда не хватавший до этого звезд с неба, и вдруг, словно по мановению волшебной палочки, превратившийся в одного из лучших в своем амплуа в мире, не подвел.  На следующее утро La Gazzetta dello Sport, всегда отдающая дань традициям, сравнила Липпи с Беарзотом (по аналогии сравнения последнего с Поццо на передовице в 1982-м). Потом будет торжественный прием у президента Наполитано, орден “За заслуги перед Итальянской Республикой” и немедленный уход в отставку, ведь самый значимый трофей мирового футбола покорен.

Слишком рано, чтобы уходить на покой

В подобной ситуации многие навсегда заканчивают тренировать; так поступили, например, Франц Беккенбауэр и Эме Жаке. Все дело в том, что после покорения такой вершины крайне трудно найти для себя новую мотивацию. Превзойти достигнутое уже нельзя, можно лишь повторить. Тем удивительнее стало возвращение Липпи на пост тренера сборной Италии, случившееся два года спустя после триумфа в Берлине. Одно это решение гораздо полнее раскрывает человеческую природу тренера, чем все его предыдущие успехи, просто потому, что оно было принято больше под воздействием эмоций — чувств, которые Липпи, вообще-то, никогда не были свойственны, особенно если вспоминать все его конфликты с многочисленными звездами.

В своей книге, начатой после триумфа в Германии, он дает описание двух типов лидеров. Лидеры первого типа – те, кто сами знают, что нужно делать для победы. Они почти не прислушиваются к своим помощникам, больше предпочитают отдавать приказы. Марчелло пишет, что такие люди могут достигать великих результатов, но всегда заканчивают плохо, потому что в конечном итоге их окружение будет во всем им поддакивать. Лидеры же второго типа, напротив – открыты для обсуждения своих решений, всегда прислушиваются к советам и не совершают необдуманных действий, основанных исключительно на собственной интуиции. Фактически, эти строки оказались пророческими, ведь книга вышла в печать тогда, когда Липпи только вернулся в сборную Италии.

ss

После провала в ЮАР Марчелло мужественно взял всю вину на себя

В первый раз он привлекал в сборную действительно сильнейших, не взирая на некоторые собственные симпатии или антипатии. Так, его любимец Алессандро Дель Пьеро не стал игроком стартового состава, а Франческо Тотти, с которым были шероховатости в отношениях, наоборот, получил в команде карт-бланш. Несмотря на тяжелейшую травму, решено было дожидаться капитана “Ромы”, который и стал одним из скрытых героев Чемпионата мира. И таких случаев можно привести множество, но главное, что тренеру удалось поступательно, шаг за шагом, превратить сборную, проигрывающую Исландии и боящуюся собственной тени, в команду, громящую в товарищеских играх Германию и Голландию и готовую ко всему. Трудно спорить с тем, что Италии на том турнире в чем-то повезло, но также нельзя сказать, что она не смогла воспользоваться своим шансом.  Важно, что та Скуадра Адзурра была результатом коллективных усилий всего тренерского штаба Липпи, состоявшим из его единомышленников, но в тоже время в нем были люди, подобные Чиро Ферраре, которые легко могли бросить Мистеру всю правду в лицо и спорить с ним на благо команды.

Провал в ЮАР

После возвращения в 2008-м году Марчелло изменился. Изменился настолько, что многие даже перестали узнавать в нем прежнего Мистера. Он перепробовал огромное количество новичков, но команда играла все хуже и хуже. Окончательно все стало ясно на Кубке Конфедераций в 2009-м, когда Италия не смогла выйти из группы. Именно в этот момент от тренера потребовались решительные шаги, среди которых многие эксперты считали приоритетным возвращение в команду Франческо Тотти и Антонио Кассано. Но если Тотти уговорить хотя бы пытались, то Кассано, проводившего прекрасный сезон и готового приехать в сборную в любой момент, так и не пригласили: Липпи не смог переступить через личную неприязнь и отказался вызывать Антонио. Между тем, всем было очевидно, что команда имеет проблемы в линии атаки. Ситуация стала совсем уж анекдотичной, когда Лука Тони посоветовал Мистеру попробовать привлечь Марко Ди Вайо, хотя тот был его же конкурентом на место в заявке. В результате, на Чемпионат мира не поехали ни Тони, ни, тем более, Ди Вайо, с которым у Марчелло также не сложились отношения еще с “Ювентуса”.

Итоги этой печальной истории мы все отлично помним.  Лишившись Пирло и Буффона, чемпионы мира превратились в слепых котят, которые не смогли выиграть даже у Новой Зеландии.  После поражения от Словакии Липпи мужественно взял всю вину на себя, правда, так и не признав ошибочность решения не брать Кассано. Несмотря на то, что результат был ужасен, многих не покидало ощущение неотвратимости того, что случилось: Италии после триумфа 2006 года нужно было пережить смену поколений. С одной стороны, многие из тех, кто ковал победу в Германии, должны были уйти, но с другой стороны — никто не имел права отказать им в этой лебединой песне. Поэтому говорить о какой-то трагедии не приходится: просто время Гаттузо, Каннаваро, Каморанези и некоторых других ушло безвозвратно. Тем не менее, многих до сих пор занимает главный вопрос этой истории – зачем же Марчелло Липпи ввязался в подобную авантюру? Что мешало ему, победителю и триумфатору, закончить свои тренерские дни где-нибудь на футбольной периферии, в каком-нибудь  Китае, куда он, в конце концов, и отправился. Какого черта он вернулся в медленно умирающую команду чемпионов, у которой не было и не могло быть достойной смены?! Неужели он всего этого не видел или не понимал? Или того хуже – верил, что его гений способен заставить забивать деградирующих Якуинту и Джилардино?

План Липпи

Почти за два года до этого в своем кабинете в компании томов Клаузевица, Макиавелли, Тарле и Сунь Цзы Марчелло Липпи дописывал свою книгу. Он уже знал, что Роберто Донадони уходит со своего поста.

“Когда вы будете читать эти строки, вы уже будете знать, что я был прав, когда готовил себя этим летом к чему-то большому. Действительно, в августе 2008-го мне позвонили из Федерации футбола. Последовало предложение вернуться в Национале. Что я решил, вы уже знаете. Впрочем, я тоже это знаю, и я начинаю все заново. Нужно создать новую команду, перетряхнуть состав. Будет также приятно увидеться с моими ребятами, но не никому из них не стоит почивать на лаврах. Берлин-2006 навсегда останется в моем сердце, но на одних воспоминаниях далеко не уедешь. И потом, сами футболисты лучше всех знают, на что они способны. Никто не будет вызываться в команду только за прошлые заслуги. Я полон энтузиазма и как всегда хочу побеждать… Я надеюсь, что команда, которой я посвящу себя, не разочарует своих тифози, что она заставит их чувствовать себя с ней единым целым. Только одно это уже будет великой победой”.

Мистер оказался прав. Несмотря на то, что в июне 2010-го многим было до слез обидно, когда Фабио Куальярелле, Антонио Ди Натале и хромающему Андреа Пирло не хватило нескольких минут, чтобы дожать словаков, за эту команду действительно хотелось переживать. Не сомневаюсь, что в ту ночь многим снилось, как Италия забивает третий гол. Несмотря на прямо противоположный результат, тифози, словно четыре года назад, были с Адзуррой единым целым. А раз так, то вторую свою великую победу Марчелло Липпи все-таки одержал!

Grazie Mister!

Этот материал написан специально для журнала All Sport Magazine

Скачать журнал:

ASM _pdf_s_19 (11.4 MiB)

Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!  

Другие материалы блога:

Derby della Madonnina. Послесловие

Derby della Madonnina. Предисловие

ТОП-15 Миланских дерби эпохи Сильвио Берлускони