5 мин.

И полетели в «Анжи»

Я в последнее время несколько опасаюсь даже шутить про возможные приобретения и прочую активность «Анжи» и «Терека» – не из-за того, о чем некоторые из вас подумали, а просто потому, что моя фантазия не может соревноваться с реальностью. Слухи и разнообразные инсайды той или иной степени достоверности выглядят новостями то ли из юмористической передачи, то ли из компьютерного футбольного менеджера – ну кто бы удивился, если бы Марадона стал тренером-консультантом  «Терека», а условный Агуэро получил бы многомиллионное предложение из Махачкалы. Удивление сменилось напряженным ожиданием следующей сенсации – так на американских горках все время ждешь очередного переворота. Но если грозненский клуб на какое-то время сосредоточился на устройстве разнообразных праздников (и даже Руд Гуллит, почувствовав шаткость своего положения, готовится станцевать лезгинку), то планы и желания нового «Анжи» воплощаются в жизнь гораздо быстрее.

Сотни миллионов долларов, которые Керимов готов в самое ближайшее время вложить в строительство стадиона, академии и новой базы, пока еще только начинают превращаться в реальные сооружения; работа по селекции началась сразу же, как открылись шлюзы денежных потоков, и идет полным ходом. «Анжи», словно провинциал в большом городе, испытывал границы своих новых возможностей – и поначалу регулярно получал отказ даже не от самых серьезных фигур; норвежец Хусеклепп выбрал «Бари», Андрей Каряка – «Динамо». Не самое приятное начало для команды, собирающейся как можно скорее стать чемпионом.

Но все меняется предельно быстро. Роберто Карлос придал «Анжи» легитимности – и уже вполне реально, что в команде окажутся лучший игрок чемпионата Голландии Джуджак и Гаттузо (боже мой, тот самый великий цербер Гаттузо – неужели тебя позвали лишь из-за вполне дагестанской бороды?). Джуджак, если трансфер подтвердится, станет в «Анжи» первой европейской звездой не на закате, а на восходе карьеры – иметь в составе на двух чемпионов мира больше, чем «Манчестер Юнайтед», по-своему приятно, но все же такой рекорд подвластен и какому-нибудь уругвайскому дому престарелых. Даже ближайшие планы «Анжи» требуют серьезного, настоящего усиления – а с каждым серьезным приобретением все проще будет делать следующее (и шутка Это′О насчет возможного перехода выглядит все менее смешной – впрочем, об этом написано еще в первом абзаце). Очевидно, в частности, что команде нужны как можно более сильные российские игроки, чтобы успешно вписаться в лимит – и как тут не вспомнить, что все играющие за границей россияне вполне открыты для предложений. На действительно нужные покупки у «Анжи» выделен практически неограниченный бюджет.

Еще интереснее с тренерским вопросом. Назначением недавно еще очень перспективного Андрея Гордеева на неофициальную должность тренера-аналитика клуб мимоходом подчеркнул, что Гаджиева могут заменить (безусловно, в весьма почетной форме) только на тренера топ-уровня, судя по всему, известного иностранца; и тут уже сложно придумать, кто бы сумел отказаться от самого большого контракта в своей жизни, кроме Фергюсона, Моуринью, Капелло и Гвардиолы (хотя особо неправдоподобные слухи утверждают, что среди всерьез рассматривающихся кандидатур есть люди и из этого перечня).

Хотя и Гаджиев, конечно, делает очень добротную и важную работу. Нынешний «Анжи», суховатый и вязкий, отстающий от лидера на два очка и почти никогда не забивающий – удивительная в своем роде команда. Такой она, возможно, еще очень долго не будет. Гаджиев поразительно много выжимает из того состава, который собран был будто бы во время весьма спешной прогулки по супермаркету – чего-то явно не хватает, что-то взято на всякий случай, что-то куплено, потому что на приличный товар сделали скидку из-за вскоре истекающего срока годности. При всех очевидных проблемах с интеграцией новичков – Тарделли и Буссуфа, например, пока что не смогли ни забить, ни отдать голевую передачу, а Роберто Карлосу приходится искать место на поле, где ему не пришлось бы слишком много работать – из уже наработанных связей выжимается максимум.

«Анжи» реже всех пропускает – 0,7 гола за игру. Совершенно внезапно доморощенный тандем Тагирбеков-Гаджибеков, несмотря на свой ограниченный опыт и невнятную игру опорников команды, оказался  чуть ли не лучшей парой центральных защитников чемпионата – возможно, на них стоило бы пристально посмотреть Дику Адвокату. Камиль Агаларов блестяще заменяет травмированного Жоао Карлоса, Ангбва с Ахмедовым восхищают своей неутомимостью – и даже как-то жаль, что предельный темп роста, взятый «Анжи», неминуемо приведет к переписыванию с чистого листа той игры, которая только начала создаваться.

Я не знаю, к чему приведет попытка «Анжи» создать футбольный аналог Дубая – города будущего, предельно быстро выросшего среди пустыни. В мировой истории футбола можно найти лишь одну похожую по масштабу историю – нью-йоркский «Космос», за несколько лет увеличивший посещаемость в десять раз и ставший самым звездным клубом мира задолго до появления термина «галактикос». «Космос», управляемый могущественными дельцами из «Уорнер», пригласил за чудовищные деньги фактически завершившего карьеру Пеле, переехал на огромный стадион, создал из себя целый культ и заставил американцев на какое-то время считать соккер полноценным видом спорта. Все закончилось тем, что гонка зарплат, ориентация на легионеров в ущерб местным игрокам и окончательный уход Пеле из футбола погубили не только «Космос», начавший хоть как-то возрождаться лишь в последние годы, но и лигу в целом, отбросив американский профессиональный футбол на время куда-то в каменный век. При склонности видеть худшее вполне можно представить, как в ходе вышедшей на новую ступень расходов гонки миллиардеров-энтузиастов рушится не только российская лига, но и вся сложившаяся система европейского футбола. 

Впрочем, между Нью-Йорком и Махачкалой, Керимовым и «Уорнер», NASL и РФПЛ, семидесятыми и двухтысячными настолько много различий, что никакой исторический опыт здесь не выглядит уместным для использования. Различаются цели, средства, бизнес-модели – хотя желание сделать что-то уникальное, запредельно крутое явно объединяет оба случая. Я допускаю, что нынешнему инвестору «Анжи» вполне по силам привести Мика Джаггера в раздевалку – но было бы по-настоящему круто, только если бы Джаггер захотел сделать это сам, как когда-то в «Космосе». Может быть, в этом и нет ничего нереального: дорога в тысячу миль начинается с первого шага – а Джаггер, судя по всему, собирается жить вечно.