3 мин.

Теория лжи

Мне иногда почти нравится смотреть, как люди демонстративно врут и обманывают – это особенное искусство, мне самому практически неподвластное. Футбольные симулянты, скажем, могут по-настоящему восхищать степенью своей наглости (чего стоит одно только мое любимое видео с форвардом «Терека» Мгуни – совершенно чаплинский скетч получился). В этом смысле ситуация с кубанскими проблемами легионера Никезича отличается какой-то кристальной чистотой конфликта – есть две стороны, обвиняющие друг друга в серьезных преступлениях, и кто-то совершенно точно врет. В главных новостях могут висеть подряд два высказывания по этому делу, не просто представляющих разные взгляды на одну ситуацию, а попросту взаимоисключающие.

Не то чтобы явная, иногда до хамства грубая ложь была в нашем спорте редкостью – у меня, скажем, целый ряд пресс-атташе футбольных клубов вызывает в основном брезгливость – но в случае с «Кубанью» все как-то особенно ярко. Футболист то ли избит и запуган, то ли грязный шантажист, науськанный агентами и деятелями профсоюза – никаких полутонов, антитеза в чистом виде. Учитывая, что сегодня директор по расторжению контрактов Доронченко и тренер по физической обработке Хлыстов были временно отстранены от своих обязанностей давать кому-то «в репу», желание их руководителей сначала оскорблять и отрицать, а потом уже разбираться выглядит каким-то очень странным.

Оставим, впрочем, кадры с покрасневшим торсом Никезича на рассмотрение профессионалам – судмедэкспертам, прокуратуре, Алу Алханову – и вернемся поближе к земле. Газон самарского «Металлурга», как только что выяснилось, заставляет вспомнить черные стадионы девяностых, похожие скорее на грязевые ванны. От выступления и.о. президента клуба Виктора Развеева при этом так и веет советско-чиновничьей манерой переосмысливать действительность: «К сегодняшнему вечеру стадион был бы полностью очищен от снега, а поле «Металлурга» находится ничуть не в худшем состоянии, чем в Томске, Казани или в Санкт-Петербурге». Не то чтобы мы раньше не знали, что высказывания руководителей часто далеки от здравого смысла или правды – но раньше практически  не было настолько наглядных подтверждений этому.

Скрывать что-то становится все сложнее. Только что, скажем, стало возможным услышать, как руководитель КХЛ Медведев общается  с игроками, порочащими его лигу – и манеры крепкого хозяйственника наконец-то не прикрыты корректурой, редактурой и особыми формами журналистской этики. Какая-то подобная запись, разумеется, могла появиться и много лет назад – но сейчас она благодаря широким интернет-каналам станет доступна всем желающим и уже неподвластна никакой внутренней или внешней цензуре.

Интересно, что все больше проявляет себя публичность – и в каком-то смысле, сознательность – самих участников процесса, в первую очередь, игроков (хотя можно вспомнить и историю с делом Черного).  Видео с «Металлурга», легко и просто уничтожающее любые пустые слова Развеева, снял Сергей Игнашевич – еще недавно почти комедийный в своей закрытости футбольный персонаж (Google, к примеру, находит 2450 упоминаний по запросу «молчун Игнашевич»). Другой защитник-капитан, Роман Шаронов, между делом осуждает зимне-весеннюю реформу Сергея Фурсенко. Интервью Романа Широкова и вовсе с каждым разом становятся все интереснее и интереснее – он критикует тренеров сборной, комитет по этике и даже сомневается в том, что болельщикам других команд легко и приятно приезжать в город Грозный.

Может быть, эта публичность не всегда от большого ума (как, скажем, в случае некоторых юных игроков, не задумываясь вывешивающих в открытх профилях соцсетей фотографии с пьяных вечеринок). Но публичность почти всегда лучше лжи – и, более того, публичность преодолевает эту ложь. Наивно было бы думать, что цеховую круговую поруку и глубоко укоренившуюся околокриминально-бюрократическую ложь можно преодолеть несколькими фотографиями, аудиозаписями и видеороликами – но сложно придумать, с чего бы еще стоило начинать, когда цена слова стала настолько мала.