10 мин.

«Главная причина – гигантская общая обида на Запад». Почему дружат Россия и Сербия

Особенно – в футболе.

От редакции: впервые этот текст был опубликован в октябре 2017-ого

Сборная Сербии приедет на чемпионат мира в Россию. Все дико рады. Так выглядит топ комментариев к новости о сербах на Sports.ru:

Знаете еще хоть одну сборную не с территории бывшего СССР, которую называют братской?

Вот баннер с товарищеского матча России и Сербии:

Вот фото с матча молодежных команд «Црвены Звезды» и «Зенита», 2011 год. Тогда в Белграде был Владимир Путин, в тот день он встретился с байкерами из Македонии и Сербии, а вечером пришел на игру. Люди на стадионе аплодировали, скандировали «Русия!», были даже болельщики, которые принесли с собой портреты Путина. На трибунах появился баннер, обращенный к Путину. 

И так не только в футболе. Вот баннер болельщиков баскетбольной «Црвены Звезды» в память о погибших в авиакатастрофе «Ту-154» в декабре 2016-го (той, в которой погибли Ансамбль Александрова и Елизавета Глинка, общественный деятель, известный как Доктор Лиза):

И все же главная дружба – в футболе. Особенно у «Спартака», болельщики которого дружат с «Црвеной Звездой», и ЦСКА, которые дружат с «Партизаном».

«Спартак» – «Црвена Звезда»

Эта дружба началась в 1999-м – «Спартак» играл с «Партизаном» в Лиге чемпионов. После матча несколько болельщиков московской команды остались в Белграде, чтобы сходить на игру «Звезды» (она тоже играет в красно-белых цветах). В итоге фанаты клубов стали так близки, что матч открытия нового стадиона «Спартак» играл именно со «Звездой».

Тимур, болельщик «Спартака»:

Фото с товарищеского матча «Црвена Звезда» – «Спартак», март 2017-го

«Русские и сербские болельщики хорошо ладят, потому что религия, общий менталитет, есть определенный исторический бэкграунд. Плюс именно «Спартак» и «Звезда» – два самых титулованных клуба, даже на одних цветах. Это клубы, которые не были под силовыми ведомствами, не основывались ни армией, ни полицией.

В 1999-м «Спартак» играл с «Партизаном», поехали туда почти сразу после бомбежек. Самолеты не летали, только из России рейс был. Отыграли без происшествий, а на следующий день играла «Звезда». Ради интереса поехали на тот матч, сербские болельщики встретили нас достаточно тепло, мы с ними сходили на матч, потом сходили на баскетбол. Обменялись телефонами-адресами, потом частным образом ездили на другие матчи. Например, когда «Црвена Звезда» играла против киевского «Динамо», это всегда принципиальный соперник для «Спартака». Постепенно это вышло на достаточно широкий уровень общения. Они стали к нам приезжать, потом другие клубы подключились: «Динамо», ЦСКА, «Зенит».

Болельщики постоянно летают туда-сюда. На дерби – это само собой, иногда просто на матчи. Это не организованные группы, у людей уже достаточно много личных контактов. На матч открытия нового стадиона приехало больше 300 сербов из Европы. Атмосфера была замечательная.

Сербы шли организованной колонной перед матчем, все сидели на одной трибуне с нашими. Общие песни, общие заряды – нормально. На матч приезжал Иван Богданов, болельщик «Звезды». Насколько я знаю, на игре сборных в Италии его обвинили в том, что он способствовал срыву матча. Я его знаю, отличный парень, хороший человек. Что я могу сказать... Получилось так, что его обвинили.

Когда был ответный товарищеский матч «Црвена Звезда» – «Спартак», приехали несколько тысяч русских, весь Белград был забит. Еще была поездка в Косово, там был благотворительный турнир в пользу косовских сербов, ездили болельщики разных клубов из России – «Спартака», «Динамо», «Зенита». Там были поляки, чехи, голландцы, болельщики нескольких сербских команд. Отлично съездили, провели турнир под вертолетами и под присмотром натовских миротворцев. Питание организовали в монастыре в Косовска-Митровице. В несколько смен, потому что болельщиков было очень много, несколько автобусов. Еще был выезд на грани легкого экстрима в Хорватию с сербами, в 2005-м, что ли.

Мы ровно относимся к тому, что спонсор «Црвены Звезды» – «Газпром». Футбол сейчас – бизнес, это все прекрасно понимают. Обиды из-за спонсора – это смешно, такого быть не может. Не стал «Лукойл» спонсором «Звезды», стал «Газпром».

ЦСКА и «Партизан»

Дружба фанатов ЦСКА и «Партизана» началась в 2006 году, когда несколько болельщиков московской команды поехали на матч Сербия – Голландия, где подружились с болельщиками «Партизана». Уже несколько месяцев спустя на матче «Рейнджерс» – «Партизан» в Глазго на гостевом секторе висел флаг ЦСКА.

Павел, болельщик ЦСКА:

«Я еще в 2000 году поехал на матч Югославия – Россия, который не состоялся из-за путча против Милошевича. Матча не было, мы гуляли по городу, смотрели стадионы. Были на стадионе «Звезды», стадионе «Партизана». Меня в первую очередь интересовал именно он, потому что это было на заре интернета, я только тогда посмотрел, что за клуб. Знал, что он армейский, что у него красно-синие цвета («Партизан» играл в таких футболках до 1959-го – Sports.ru), мне это понравилось. Я смотрел в интернете, что происходит в сербском околофутболе, и когда у нас стала развиваться ультрас-тема с флагам и перфомансами, пришла идея подружиться.

Моя первая поездка на матч «Партизана» – 2007 год, февральское дерби. Нас было около 10 человек. Встретили знакомые гробари (прозвище фанатов «Партизана» – Sports.ru), погуляли, посидели в баре, потом вместе пошли на футбол. Тогда «Звезда» доминировала, «Партизан» долго не выигрывал, а именно в тот день он выиграл 4:2. На стадионе творилось безумие. Море пиротехники. Я такого никогда не видел.

Все равно все сводится к дружбе между отдельными болельщиками. Очень многие гробари эмигрировали из Сербии. Сейчас они живут в Европе и часто помогают, вписывают к себе домой, если нужно переночевать. Была история, когда фанат ЦСКА пригласил друга из Сербии на свадьбу. Кажется, даже оплатил тому проезд и проживание. Это был день дерби со «Спартаком», серб привез флаг фанатов «Партизана», отдал его мне, а сам пошел на свадьбу. Я с горем пополам пронес тот флаг через ментовские кордоны, а после матча отдал. Потом мы еще погуляли, пытались зайти в «Солянку» (ночной клуб, когда-то существовавший в Москве – Sports.ru) – на фейс-контроле там был фанат «Спартака», который не пустил нас только из-за клубной неприязни. У серба утром был самолет. Я его проводил до аэроэкспресса, он уехал в «Шереметьево», а я домой. Потом мне приходит смс: он заблудился в аэропорту и пропустил рейс. Пришлось ехать выручать: забрал его в «Шереметьево», и он еще два дня гостил у меня.

Сотни две болельщиков ЦСКА были на недавней игре «Партизана» с БАТЭ в Борисове. Еще в 2010-м я организовывал выезд на матч «Партизана» в Донецке. Оба народа – славяне, языки близкие, можно общаться, если привыкнуть. Еще религия – у сербов это объединяющий фактор с теми же греками.

Я слышал, была история, как болельщики ЦСКА отняли у фанатов «Спартака» некие флаги, среди которых был флаг «Црвены Звезды». Фанаты ЦСКА в первую очередь враждуют со «Спартаком», поэтому флаг «Звезды» вернули. Тогдашняя верхушка гробарей расценила это как недружественный акт и заявила о разрыве отношений с ЦСКА. Но даже у них не все это поддержали, а еще у них там свои внутренние разногласия. Так что дружба продолжилась».

Почему в принципе дружат Россия и Сербия?

Максим Саморуков, заместитель главного редактора Carnegie.ru, эксперт по Балканам, объясняет в интервью Sports.ru: дружба с Сербами – история, которая началась в 90-е, когда НАТО бомбило Югославию.

«Главная причина одна – гигантская общая обида на Запад. Это происходит с конца-середины 90-х, с югославских событий, когда были бомбардировки, а Россия в этой ситуации себя с Югославией ассоциировала. Тогда же как раз шла война в Чечне. Косово, Чечня – похожие ситуации. Оказалось, что если у вас проблемы с группой вооруженных сепаратистов, то Запад может обратить внимание и инициировать против вас военную операцию, причем без Совбеза ООН. Потому что это гуманитарная катастрофа. При этом четких критериев гуманитарной катастрофы нет, а общие обстоятельства похожие. И все почувствовали себя уязвимыми.

Еще было такое чувство непонятости – Запад почему-то становится на сторону мусульман. Мол, мы пусть и православные, но все же христиане, а Запад почему-то занимает сторону тех, с кем мы вместе, по идее, должны бороться. Но я не думаю, что религия – базовый фактор. Румыния и Болгария тоже православные, но ничего такого с ними не возникает. Религия – дополнительный фактор, который создает дополнительное объяснение, почему мы должны дружить и объединяться. Главное – обида на Запад. Эмоции. Нас незаслуженно не любят.

Я бы не искал здесь глубоких исторических корней. Базовая тема с обидой на Запад возникла в 90-е, это потом уже придумали, что у нас огромные вековые связи. Эти связи то были, то их не было. Были хорошие отношения, а были плохие. Это идеологическая общность, возникшая в 90-е, она проецируется не только на спортивных болельщиков. Если посмотреть визиты российских чиновников в Сербию, то по количеству людей, которые туда ездят, это сопоставимо разве что с Белоруссией и Казахстаном. По-моему, просто вся российская вертикаль побывала в Сербии. Это психологически комфортно. Там такие же люди, которые прекрасно вас понимают. Никакой реальной необходимости в таком количестве визитов нет, из них ничего не выходит. Просто там люди хорошие. А там считают, что тут люди хорошие, прекрасно встречают. Почему бы не съездить в эту Сербию просто пообщаться? К тому же поездка в Сербию – вид демонстрации лояльности, идеологической правильности. Ходить в церковь и ездить в Сербию.

Когда были бомбардировки, весна 99-го, в Москве перед американским посольством были акции протеста таких масштабов, каких с тех пор не было никогда. Несмотря на все последние обострения. Окна тогда выбили в посольстве. А ведь еще не были отработаны все эти технологии, вроде антимайдана. Это были вполне искренние протесты».

На жеребьевке чемпионата мира Россия будет в первой корзине, Сербия – в третьей или четвертой. Команды могут встретиться уже на групповом этапе.

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, Алексей Лебедев, Михаил Сербин; globallookpress.com/imago/Aleksandar Djorovic; РИА Новости/Александар Джорович; globallookpress.com/Dmitry Golubovich; РИА Новости/Максим Богодвид, Алексей Витвицкий, Дмитрий Коробейников, Владимир Федоренко