14 мин.

Ты труба

Он не журналист и не телекомментатор. Не бывший хоккеист, не тренер, не судья, или, на худой конец, агент. Он просто болельщик. Просто блоггер.

Он автор видеороликов. Ироничный и зачастую циничный голос за кадром. Узнаваемый голос. За год эти ролики сделали его звездой хоккейного Рунета – от нескольких тысяч просмотров в марте 2010-го до нескольких десятков тысяч сейчас. А его ник traktor_bang уже становится брендом.

«Ледовая Арена» из первых уст разузнала, зачем он взрывает хоккейный Ютуб и что он хочет сказать хоккейному Рунету.    

Свою личность автор особо не афиширует. Он не пиарится, хотя мог бы легко. «Можете звать меня по никам: Трактор, Траке, Траки», – сказал. Это все производные от traktor_bang. «Можете по имени – Дамир». Он именно что голос. Емэйл. Аватар в ЖЖ.

Парень из Уфы, болельщик «Салавата Юлаева». Это вовсе не мешает ему подтрунивать над любимыми «зелёными» никак не меньше, чем над соперниками. Особенно другими «зелёными», принципиальнейшим для «Салавата» врагом, «Ак Барсом». В роликах Трактора калейдоскопически сменяются сюжеты – хоккейные, киношные, мультяшные, любые. Вместе с закадровым комментарием автора это создает впечатление отличного стёба. Такого прикола. Но в каждой шутке, как известно, есть только доля шутки.

– Заниматься я этим начал по этой единственной причине, по которой вообще кто-то что-то делает, – мне стало прикольно, – рассказывает Дамир «о себе». – Я всегда любил трейлеры. Наверное, даже больше, чем сами фильмы. Короткие, заводные и яркие ролики меня всегда привлекали своей бодростью и козырной музыкой. Монтировать их хоть и муторно, но не так уж и сложно, если знаешь что делать. У меня в видео есть явные и, скорее всего, неисправимые огрехи. Но вот «трейлерную» часть я всегда делать умел. И пересматривая ее раз эдак двести, сам попросту пёрся от того, что у меня выходило.

Начиналось год назад у него это действительно как прикол. Со временем «фирменный стиль» только шлифовался, а вот темы стали приобретать все больше серьезный, критический, публицистический характер. И сейчас, пожалуй, ни от кого нашей Континентальной Хоккейной Лиге и ее пресловутому «новому уровню» – маркетингу, рекламе, КХЛ-ТВ, всему пиару – не достается так крепко и язвительно в Рунете, как от Трактор Бэнга. Он стал сатирой на КХЛ.

– Да ни какой я не разоблачительный и навальный, – смеется. – Я никого не хочу увольнять и смещать. И я не хочу, чтобы меня представляли, как такого… как сказать, отрицающего все и вся в нашем хоккее. Я просто хочу, чтобы наша лига хорошей стала. Но это не значит, что ее не нужно критиковать, правильно? А так я КХЛ больше всех люблю, и желаю ей только щастья и ништяков.

Хоккейные ролики – вообще они у Трактора далеко не все хоккейные – можно найти много где. На Ютубе. В ЖЖ, в сообществе ru_hockey. На «Трибуне» Sports.ru. В блоге на Allhockey.ru. Они моментально обрастают комментариями и расходятся ссылками. Он стал известен.

– А-а-а, я мог бы выдумывать свои благородные мотивы хоть весь день, но вся эта социально-общественная мотивация меркнет перед банальным фактом, что делать видео мне просто понравилось, – говорит Траке. – А еще мне нравится давать людям повод для обсуждения, потому что в длинных аналитических битвах я участвовать был никогда не против. Всегда было интересно поговорить с человеком, который о нашем чемпионате может высказать мысли более глубокие, чем дилетантские мантры «СКА самый сильный, взгляните, какой у них звездный состав» либо «Набоков – один из лучших вратарей современности». Конечно, люди в Сети разные. Кому-то нужно посерьезнее, а кому-то с юмором. В «рухоккее» вот нужны приколы и хохотушки, а любое глубокое обсуждение им уныло. На «олхоккее» главное, чтобы можно было потом посраться в комментах. На Sports.ru всего понемногу, но больше все-таки серьезности.

Трактор Бэнг, безусловно, явление. Если вы не видели и не слышали его роликов, вам, право слово, стоит посмотреть и послушать.

Советские традиции

«Не удивляйтесь размеру видео. Я сам охренел» – такими словами начинается сорокаминутный ролик «Медведь расправил плечи» – он порезан на три части, целиком Ютуб не заливает. Ролик о том, насколько далеко происходящее в нашем хоккее от идеала и сколь парадоксально многое из того, чем наш хоккей живет.

Кадры: пресс-конференция перед последним Матчем звезд КХЛ в Питере, стол, за столом высокие официальные лица.

Голос: «Что делает второй человек в лиге? Чем занят третий? Какие обязанности у четвертого? Они как тени. Всегда рядом. Но всегда невидимы за слоем отговорок. Всегда думают, что своей критикой мы им мешаем. Нельзя помешать бездействию. У каждого наготове список для оправданий. Дворцы не наши, уровень жизни низкий, страна ужасная, глобус кривой, лед скользкий, шайба квадратная, судья гомосек. А все должно быть наоборот. Это мы должны скептически кричать, что в России они никогда не достигнут самоокупаемости. А они должны отвечать, что все равно не перестанут к этому стремиться…»

– Это последний на данный момент мой ролик, – рассказывает Трактор. – «Медведь расправил плечи» – это самое важное мое видео. Это квинтэссенция всего, что я когда-либо говорил о нашей лиге. В нем весь я и все мои мысли, которые я обдумывал не один год. После этого видео я могу уже с уверенностью сказать, что по теме внутреннего развития КХЛ я сказал уже все, что хотел. И добавить мне больше нечего. Все.

[…]

В чем дело?

Голос: «Постоянно все руководители клубов заявляют, что в нынешних условиях зарабатывать приличные деньги хоккеем нельзя. Абсолютно согласен. Если сидеть на месте и чесать пупок, то зарабатывать вообще невозможно. Это очень плохо, что с таким уровнем жизни в России никакой клуб не сможет стать прибыльным. Но куда как хуже то, что никакой из клубов к этому не стремится.

[…]

Но когда я вижу бетонные красоты «Сокольников», где должны людей пытать, а не команды играть, я понимаю, что не в высоких ценах на билеты дело.

Когда я вижу, что в пустых холлах «Мегаспорта» никто не желает поставить торговые палатки и никто не хочет забрать разбросанные вокруг деньги, я понимаю, что не в большом количестве команд дело.

Когда я вижу, что единственную непозорную рекламу со звездным игроком сняла не лига, а «Мегафон», то я понимаю, что не в недостатке звезд дело.

Когда я вижу, как все вокруг покупают продукцию «Эппл» за несколько своих месячных зарплат, я понимаю, что не в низких зарплатах дело.

И когда я вижу, что обладатель Кубка Гагарина благодаря победе продал своих свитеров ноль, а обладатель Кубка Стэнли продал их миллионы, я понимаю что не в уровне жизни дело…

[…]

...как ударом по яйцам среди ясного неба благодаря кризису открылась печальная правда: если всех этих «эффективных менеджеров» лишить бюджетного финансирования, никто из них не начнет искать пути для извлечения прибыли. Никто из них не попытается построить в своем клубе экономическую модель, чтобы снизить потери. Никто из них не станет работать над имиджем и привлечением болельщиков. Все что они сделают – напишут Путину. И распустят свой клуб в случае, если письмо не дойдет». […]

«Новый уровень»

В «Медведе» больше об экономике хоккейного хозяйства, а «Уровень» – о том самом главном, что, по мысли Трактора, нужно делать и чем в нашем хоккее пренебрегают. О раскрутке чемпионата и лиги. 

– Я однозначно считаю «Новый уровень» моим самым серьезным и основополагающим роликом, – говорит Траке. – В нем я затронул все направления, по которым наша лига сможет выйти на этот новый уровень. Но как же сильно эти направления отличаются от тех, которые выбрала КХЛ.

Кадры: тот самый знаменитый в первый год КХЛ промо-ролик с Яромиром Ягром: «…ВыигрАть Кубок ГагарИна скоро будет почетнЕе, чем Кубок СтэнлИ. Ка Ха Эл поднимет Игры в новый уровЕнь. Трус не играет в хоккей!».

Голос: «Одной из главных мыслей, что я вынес для себя за два года существования КХЛ, является полное пренебрежение к внешним улучшениям качества лиги и повышенное внимание к улучшениям внутренним. Суть моей религии в том, что совершенно неважно, кто и как играет. Важно лишь то, как это будет показано. Важны не Набоковы и Зубовы. Важны трансляции, маркетинг и много-много толковых пиаров. Два года прошло с момента, когда сытое довольное лицо лиги сообщило нам, что вот-вот настанет новый уровень, и тогда мы дерзко натянем НХЛ по самую синюю линию. Каким же способом должен был наступать этот новый уровень, сказано не было. Видимо, наступать он должен был сам по себе. Ну, потому что мы очень клёвые.

[…]

Кадры: нападающий московского «Динамо» Денис Толпеко забивает красивейший, в падении, гол «Спартаку». Форвард «Трактора» Петр Вампола протаскивает шайбу через всю площадку, обыгрывая всех на пути, и изящно укладывает вратаря рижского «Динамо» на лед, а шайбу в сетку. Потом фантастически, в касание, забрасывает Александр Радулов…

Голос: «Вот один из лучших голов сезона от Толпеко. Шикарнейший гол, на скорости, в падении, с финтом в конце и обводкой в начале. При этом забит против главного соперника «Динамо». И этот гол не выложен нигде! Алло, господа граждане! Вы не охренели такие голы из виду упускать?! Может, вы хотите сказать, и этого супергола Вамполы не было? Да и этой шикарной комбинации с Радуловым не было? Совершенно верно – их не было! О них не говорили. О них не писали. Ими не восхищались. Значит, их не было».

В видео – сила

– Я и говорю об этом, – объясняет Трактор, цитируя, по сути, самого себя из «Медведя». – Для  раскрутки настоящего зрелищного хоккея важно все, кроме самого хоккея! Вот главная моя мысль, которую я и пытаюсь всем объяснить. Сила современного профессионального спорта, и не важно, бегут ли там наперегонки или шайбу гоняют команда на команду – в том, как это показывают. Сила спорта – медийная сила. Рекламная сила. Она в видео, эта сила. Посмотрите, как это делается в НХЛ. А как в КХЛ? В КХЛ нет практически ничего! Поэтому НХЛ сильнее КХЛ, а не почему-то еще. Какой смысл приглашать звезд, повышать уровень, расширяться на запад, на восток и куда угодно, если никто этого не видит? Если никому этого не показывают?

[…]

Набоков, Кошечкин и другой Кошечкин

Голос: «Сейчас пытаются создать школу комментаторов, чтобы обучать их вести репортаж увлекательно, но объективно и нейтрально, глубоко анализируя составы и разнообразя интересной информацией игру. Уже в этом скрыто глубокое различие целей школы от того, что реально нужно зрителю.

Главная проблема хоккея в России в том, что всем плевать на хоккей. Едва ли каждый десятый человек по всей стране вообще знает название нашего кубка. И скучнейшим голосом произнесенная так называемая аналитика никого к телевизору не заманит. А звук в интересной трансляции важен едва ли не больше картинки. Для наглядности давайте посмотрим один из лучших сэйвов Набокова в НХЛ...»

Кадры: «Даллас» – «Сан-Хосе». Евгений Набоков в блестящем стиле берет ловушкой щелчок в упор – с диагонального паса на пустой даже не угол, пустую половину ворот. Комментатор орет благим матом.

Голос: «А теперь сравним с абсолютно идентичным сэйвом Кошечкина в КХЛ…».

Кадры: «Ак Барс» – «Магнитка», овертайм. Алексей Морозов с наката добивает в фактически пустые ворота, Василий Кошечкин в прыжке и шпагате ловит шайбу. Морозов хватается за голову. Комментатор импотентно индифферентен к моменту, произнося совершенно ровно, без всяких эмоций: «А вот теперь уже… теперь уже не смог Морозов голкипера переиграть… В этом эпизоде Кошечкин заслуживает огромного человеческого спасибо… со стороны всех своих партнеров по команде… и всех магнитогорских болельщиков».

Голос: «Есть разница? Есть. Только вот абсолютно не в игре. Вся разница и весь градус момента зависит от комментатора. И именно комментатор сделал момент с Набоковым суперважным сэйвом, а момент с Кошечкиным он сделал унылым непримечательным сэйвиком, сравнимым по изящности с ковырянием в носу. А вот как должен был выглядеть сэйв Кошечкина, если бы его комментировал человек, которому еще не на все в жизни наплевать…»

Кадры: тот же момент Морозов – Кошечкин снова. Только в трансляции местного, казанского, телевидения. Комментатор кричит: «И вот момент, который может решить судьбу! А-а-а-а-а!!! Не попа-а-ал!!! Вот это да! Вот это может быть промах века-а-а!!!»

Голос: «Так лучше? То-то и оно. На региональном ТВ в хоккее якобы понимают меньше, чем на официальном канале КХЛ. Только вот любая шайба на региональном канале – это суперэмоциональный и важный гол, а на КХЛ-ТВ этот же момент становится унылым моментиком, в котором ничего особенно будто бы и не произошло…

[…]

Естественно, далеко не всем хочется по ТВ слышать истерику и визжание при голах одной из команд. Ведь нужно же быть корректными… Нужно сохранять нейтралитет и объективность… Официально заявляю – в ж… объективность! Нет хуже вредящей телевизору вещи, чем унылое бормотание обтекаемых фраз, выдаваемых за корпоративную вежливость и политкорректность. Ничто так не уничтожает весь интерес к трансляции, чем попытка сделать всех уважаемых хоккеистов безупречными, а все команды хорошими. Да, тогда телевизор может сказать неприятную вещь и вызвать всеобщую обиженность. Так вот, обиженность – это хорошо. Обиженность на соперника или на комментатора – это хорошо. Это добавит эмоций при просмотре. Это отгонит скуку и лишит матч унылости. Именно этого в КХЛ не хватает.

[…]

– Я глубоко убежден, что комментатор должен вносить интерес в репортаж и дополнять игру, – объясняет Трактор. – Это значит, что в КХЛ комментатор так же, как и в НХЛ, должен был эмоциональным. Должен остро реагировать на все события и должен быть действительно вовлеченным в игру. Только тогда в игру будет вовлечен и зритель. Мы все равно к этому рано или поздно придем.

[…]

Голос: «Мне часто указывают, что это нехорошо – постоянно так подтрунивать над идеологическими клубами-оппонентами. А по-моему, такими незлобными подколами я делаю клубам куда больше пользы, чем сотня якобы «адекватных» болельщиков, которые даже над Прошкиным пошутить не могут. Потому что я создаю матчу интерес. Иронично поддевая Емелина, я только повышаю принципиальность противостояния. И, по-моему, это дает лиге куда больше дивидендов, чем десять вежливых рассказов, какие в Омске все лапоньки и пупсики. И вы так же должны делать. Ваш святой долг как болельщика – желать поражения своего врага по дивизиону, мерзко хохотать и тыкать пальцем при каждом его провале. А если вы не хотите никого ненавидеть? Ну, не ненавидьте. Я вот не испытываю ненависти ни к одному игроку ни одной из команд. Извините, для кого это удар...»

«Питтсбург» – «Вашингтон»!

[…]

Голос: «Естественно, если провоцировать клубные холивары по всем фронтам, то не избежать появления идиотов, которые всех вокруг будут оскорблять и напрямую унижать. Но на то ведь и идиоты, верно? Но самое главное, что это породит интерес. Ведь вовсе не за счет плюшевых смайликов в отношениях команд появилось мичиганское студенческое дерби, где на игру школоты приходит сотня тысяч людей. Не надо называть безразличие уважением. Все это так называемое «уважение» уже привело к идиотичной ситуации, что нашему Западу плевать на матч «Салават» – «Ак Барс», а Востоку плевать на «Спартак» – ЦСКА, зато всем обоим крайне интересен «Питтсбург» – «Вашингтон».

[…]

Трактор и КХЛ

Голос: «Вообще иногда люди кривятся, когда мы пытаемся копировать НХЛ. Да я бы с ума сошел от счастья, если бы наш официальный сайт был один в один тупо слизан с энхаэловского! Это было бы так хорошо и чудесно, что Чак Норрис бы расплакался водкой, а Торесен запел по-башкирски. Однако сейчас мы получаем такую ситуацию, что в НХЛ самый главный сайт – это nhl.com. В КХЛ же главным сайтом является какой угодно, но только не khl.ru. Потому что для общения и оперативных новостей все читают «Олхоккей». Для развитого форума трибун и известных журналистов все читают Sports.ru. Видео все смотрят на «Чемпионате». А для нормальных текстовых трансляций все заходят на «Лайврезалт». Единственный плюс официального сайта – это его официальность.

И отчего же шведы не спешат смотреть нашу лигу и не желают своего туда вступления? Ну, давайте угадаем. Вопрос на засыпку: на свой сайт КХЛ забила что? На свой сайт КХЛ забила дюбель? Да нет. Или: на свой сайт КХЛ забила гвоздь? Ну, нет. Или, может быть: на свой сайт КХЛ забила болт? Во-о-от, уже теплее…»

Слушая Трактора, пересматривая его видео, вопрос, каким бы странным он ни показался, напрашивается сам собой.

– На работу в КХЛ меня не возьмут, – смеется самый едкий и последовательный критик «нового уровня» в Рунете и объясняет, что именно поэтому. –  Кроме того, что я банально не подхожу данными на такую медийную роль, так еще почти все упоминаемые мной люди наверняка обижены на меня и считают, что я их просто пытаюсь оскорбить. Злобно-саркастично поиронизировать над ними. Они с таким настолько редко сталкиваются, что, скорее всего, воспринимают мои слова как неуместно высокомерное мнение извне.

Это, естественно, не так. Я просто хочу процветания нашей лиге и ощущаю, что если в нынешнем состоянии явной эмоциональной стагнации нашего хоккея не тыкать общественность носом в проблемы и их решения, то никто даже и не додумается, что проблема вообще имела место. И через 15 лет у нас будет не новый уровень, а ровно то же самое, что сейчас. Я не хотел бы, чтобы столь уважаемые мной люди на меня обижались. Но тем не менее я очень рад, что, по крайней мере, Александр Медведев, несмотря на всю мою напускную иронию, оказался способен разглядеть в моих словах рациональное зерно. Да даже рациональный мешок зерна! Зачем тут скромничать?

[…]