5 мин.

Кучеров всегда думает только о хоккее. Это сделало его гением, но мешает брать трофеи

Обратная сторона гениальности.

Самые странные и одновременно притягательные видео на ютубе – гнев болельщиков и геймеров. Их команда (виртуальная или реальная) только что проиграла Самый Главный Матч, они сами заруинили важную катку –  джойстики и неопознанные предметы летят в плазму, жидкокристаллическое великолепие которой не помогает ей выжить после столкновения с полом.

Примерно такие же ощущения остались после просмотра подборки видео с грязными действиями Кучерова. Показательно, что большинство из них – это эпизоды из матчей плей-офф, где поражение уже очевидно (2:6 с «Вашингтоном», 1:5 с «Коламбусом» и 3:5 с «Айлендерс» уже на последних секундах). Кучеров чаще всего не делает грязь ради грязи, как поступают некоторые лизуны. Его фолы – это фрустрация проигравшего геймера. Поражения для Кучерова зачастую настолько болезненны, что приводят к инцидентам типа тех, что случились с Нутиваарой и Коннолли.

В чем могут лежать корни? Если уйти от сравнений к фактам, то пока картина для Никиты печальная: он выиграл лишь один командный трофей в жизни – это Кубок Харламова с «Красной Армией». В сборной – полный комплект бронзовых медалей (ЮЧМ, МЧМ и ЧМ), причем на двух турнирах (юниорском в 2011-м и взрослом в 2019-м) он был с отрывом лучшим форвардом. После хет-трика личных призов лиги в прошлом году последовало командное исчезновение в серии с «Коламбусом».

И вот сейчас «Тампа» пришла к финалу Кубка Стэнли так буднично, что хочется зевать. Почти все звезды настоящего и будущего споткнулись на банановой кожуре еще в нулевом или первом раунде. «Молнии» потратили на каждого из соперников в плей-офф ровно столько сил, сколько и было нужно (разве что чуть задержались с «Айлендерс») – и даже когда казалось, что тот же «Коламбус» бегал на максимуме, он смог вытащить лишь одну игру. Получается читаемость, непривычная для современной НХЛ. От Кубка «Лайтнинг» отделяет победа в одной серии.

Кучеров готовился к этому моменту так, будто это полет в космос. Пищевой режим – перестроен: «Есть надо 5-6 раз в сутки маленькими порциями. Много протеина, мало углеводов», – рассказывал он Игорю Рабинеру.

«Мне расписали, что можно и нельзя есть, чтобы организм восстанавливался быстрее. Перед игрой нужны быстрые углеводы. Фрукты и протеиновый батончик – после. Пить побольше воды, нужны рыбий жир и витамин D. Я и так все этого знал: проводил много времени на ютубе и читал, мне интересно тело человека и вообще подготовка спортсменов», – говорил Евгению Маркову.  

Кучеровский гараж, в котором он залил лед и тренирует броски, вообще стал локальным мемом (кстати, почему на Sports.ru до сих пор нет пользователя с ником «Гараж Кучерова»?). Во время игры он смотрит на планшете хайлайты. И после тоже смотрит – но разбирает конкретно моменты, когда соперники классно сыграли против него. Кучеров делает все правильно – и такое ощущение, что слишком правильно. 

Можно справедливо возмутиться: «А в чем проблема? Никита в плей-офф и так забивает кучу победных голов, набирает очки, забрасывает в решающие моменты! Возможно, проблема в чем-то другом?». Верно – Кучеров забивает в сложные, важные и решающие моменты. Только он не забивает в определяющие. У него 0 очков в седьмых играх (пусть он сыграл их лишь четыре). «Тампа» дважды упускала 3-2 в финалах Востока (против «Питтсбурга» в 2016-м и «Вашингтона» в 2018-м) – в шестых и седьмых играх этих двух серий у Кучерова опять же ноль очков и «-7». 

Как же так выходит? Нельзя ведь сказать, что Кучеров – игрок регулярки. Но получается так, что он может зарешать условный 2-3-4 матчи серии, забить в концовке, отбороться – а в моменты, когда решается не просто проход в следующий раунд, а судьба финала или чемпионства, куда-то пропадает.

Я не могу залезть в голову к хоккеисту, но кажется, у Кучерова хоккейный «синдром отличника». Лучший ученик/студент в глубине души уверен, что он все знает. Когда он вскрывает бланк заданий ЕГЭ или переворачивает экзаменационный билет, на него нападают трясучая и психоз – слишком он накручивал себя, слишком долго готовился и банально перегорел, хотя он прекрасно знает, что писать и как – но в конкретный момент времени все это полностью пропадает из его головы. Паника влечет к завалу экзамена.

Стивен Стэмкос в год величайшего блеска Кучерова говорил, что его партнер думает только о хоккее. Мы тоже не можем представить себе Никиту где-то вне пределов льда – недаром его не узнают в торговом центре. Никита относится к хоккею со звериной серьезностью, как к делу всей жизни – и, кажется, ударился в другую крайность по сравнению с веселыми раздолбаями типа Жердева и Филатова, которые талант от Бога пропили и прогуляли. Кучеров сделал себя сам, постоянно работая и тренируясь, поэтому как будто не может расслабиться в нужный момент – и это подводит. 

Карьера Кучерова похожа на следование одному четкому, выверенному, верному плану. Но такое в жизни не работает – и особенно не работает в хоккее, где решающие шайбы порой залетают после шальных бросков с центра площадки.

Вряд ли Никита прочитает это, но пока ощущение такое, что для первой командой победы в карьере он должен просто расслабиться и вспомнить, что это лишь игра, которую придумали самые обычные люди. «Хоккей – это не ракетостроение», – говорил соперник Кучерова Томас Грайсс. Так, может, иногда надо просто выходить и катать на расслабоне?

Объясняем, в чем суперсила Кучерова

Первый тренер Кучерова и Гусева рассказывает, в чем их магия

Кучеров – нереальный профи. Он сделал каток для тренировок у себя в гараже

Фото: globallookpress.com/Dirk Shadd/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Mike Carlson