7 мин.

Форменный маятник

Ну что же, господа, Даллас-таки решился. О грядущем ребрэндинге техасцев мы рассуждали в этом блоге ещё некоторое время назад - и вот, пришло время, когда предположения воплотились в реальность.

Как и было обещано, в качестве основного вернулся зеленый цвет, а НБАшный леттеринг был заменен классическим хоккейным концептом с большой эмблемой. Она вызвала нарекания и упрёки в том, что получилось даже хуже, чем было. 

 ====>  

Я не склонен с этим безусловно согласиться, однако, наиболее интересным представляется не субъективное восприятие этой эмблемы (это, в конце концов, дело вкуса), а то, что факт её принятия клубом лишний раз подчёркивает - в НХЛ, да и в Северной Америке в целом новый виток "эмблемной моды". Если в 90-е и отчасти нулевые клубы решались на безумные эксперименты (не обошёл их стороной и хоккейный Даллас, о чём в прошлый раз также было упомянуто) с цветами, концептами и логотипами, то сейчас бал стали править консерватизм и ретро. Цвета - либо оригинальные (вот, пожалуйста, Даллас вернулся чуть ли не к расцветке времён "Норт Старз"), либо исторически успешные (возвращение Лос-Анджелеса к чёрно-бело-серым цветам), либо классические (двуцветная модель новой формы Тампы).

Логотипы - ну посмотрите сами на свежие лого клубов НХЛ. Ни тебе мультяшек, ни зверей, ни авангарда (не омского!).

  

 

А то и вовсе прямое возвращение к старине - помаявшийся с разными мультипликационными бычками Баффало вернулся к олдскульному варианту.

====>  ====> 

 

Причём что там НХЛ - уже даже на юниорском уровне, где вроде бы сам бог велел порезвиться, наблюдаются те же тенденции. Был в QJMHL такой клуб Льюистон, с логотипом, сильно смахивающим на мультяшного Александра Овечкина -

 или 

теперь его уже нет, а пополнившие лигу в последние годы Шербрук и Шарлоттаун имеют куда как более классические образцы логотипов:

  

 

Что касается концептов, то мода на НБА-стайл леттеринги, похоже, начинает спадать. Даллас был и так единственным клубом, кто в принципе использовал его на обоих вариантах формы (и начал это делать после чемпионства Дирка Новицки и К в НБА, что придавало символизма) - а теперь поставил на нём крест. Не стал баловаться леттерингом и Виннипег, предавший забвению концепт третьего комплекта старых "Трэшерз". 

В общем, налицо стремление к консерватизму и "похожести" на "классические" клубы (Original Six, где-то рядом Филадельфия, да и те же леттеринги, если присмотреться, многие использовали в подражание "Рейнджерс"), чьи проверенные временем эмблемы по-прежнему популярны, хоть во многом и просты - и их можно нарисовать самому без особых к тому навыков - на мой взгляд, это очень важное качество, которое многими недооценивается. 

А у нас? У нас, как показывает пример затеявшего ребрэндинг магнитогорского "Металлурга" всё несколько по-другому. То, чем уже наигрались в НХЛ, у нас ещё не получило должного развития - поэтому "мультяшный" лис оказался предпочтительнее леттеринга.

Правда, учитывая, что в НХЛ есть и антилеттеринговые тенденции, это не совсем обратный тренд. Но ведь и однозначного отказа от него нет - любят у нас запихать в логотип и название клуба, и город, что создаёт жуткую перегруженность. Правда, магнитогорскому ещё далеко в этом смысле до новоиспечённого адмираловского - вот тот перегружен деталями до крайности и напоминает скорее какой-нибудь юбилейный орден, нежели логотип хоккейного клуба. Впрочем, в "Адмирале", где нет пока что ни кола ни двора, говорят, что этот логотип не окончательный. Но с этим клубом вообще сложно рассуждать о чём-то окончательном. 

И всё же, вернёмся к мультяшкам и зверинцу. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что склонность к этим явлениям на нашей почве весьма закономерна. Опыт НХЛ показывает, что эмблемная мода напоминает маятник - от классицизма к авангардизму и обратно, может быть в какой-нибудь постмодерн. Сейчас тамошний колеблется как раз в обратную сторону. Наш же - как раз качается от классицизма/соцреализма к чему-то более раскованному, яркому, в какой-то мере даже провокационному.

Таков металлурговский лис, таков тигр с эмблемы молодёжной команды "Амура", таковы талисманы "Нефтехимика" Каучонок и "Сибири" - Снеговик, который, по некоторым данным, со временем вполне может обрести прописку и на форме клуба.

Конечно, эти процессы пока что движутся медленно и затрудняются большим количеством помех, но всё-таки определённая тенденция есть. И дело даже не в только в маятнике, а в том, что весь набор этих качеств - новизна, раскованность, яркость, провокационность - можно связать с самим проектом КХЛ. Во всяком случае, в нашем хоккее их хотелось бы связывать с ней. И это желание, которое становится всё более всеобщим в хоккейных кругах на фоне афронтов ФХР, может материализоваться и на форменно-эмблемной почве.  

И, пожалуй, чтобы вернуться к каким-то "классическим" концептам при затеваемых ребрэндингах (если не говорить о наших эквивалентах "большой шестёрки" - московских клубах), нам ещё предстоит пережить форменные "модерновые" перегибы. С одной стороны - жалко, потому что во многом этот модерн будет опираться на уже пройденный в НХЛ этап, с другой стороны - скучно при всём при этом так уж точно не будет! Так что, будем ждать новых смелых форменных решений от клубов КХЛ.