15 мин.

Код доступа. Как, когда и почему ходят на «Трактор»

Блог «21 грамм» анализирует цифры, отражающие интерес к хоккею в Челябинске в сезоне 2014/2015.

 

В исследовании учтено множество деталей: уровень соперника, текущие результаты команды, внешние обстоятельства, сопутствующие матчам (например, громкие трансферы, смена главного тренера), время года, день недели, маркетинговая и медийная работа клуба, event-направление и адаптированность инфраструктуры Арены к большому наплыву зрителей, а также, конечно, непростая экономическая ситуация в стране.

Статистика

В сумме 33 домашних матча «Трактора» в этом сезоне посмотрели 221560 человек, в среднем – по 6714 за игру, что составляет 89,52% от максимальной вместимости арены.

Фотография

Пять матчей сентября собрали 31050 зрителей (6210 в среднем за игру). Шесть матчей октября – 35390 зрителей (5898 в среднем за игру). Шесть матчей ноября – 37460 зрителей (6243 в среднем за игру). В декабре «Трактор» сыграл дома дважды и собрал 14230 зрителей (7115 в среднем за игру). Шестиматчевая праздничная домашняя серия в январе собрала на трибунах Арены «Трактор» 43750 зрителей (7292 в среднем за игру). Пять матчей февраля – 37180 зрителей (7436 в среднем за игру). И наконец, три мартовских матча плей-офф с «Сибирью» – предсказуемые 22500 зрителей (три аншлага). 

Но, пожалуй, наиболее правильные выводы можно сделать, если разбить данные о посещаемости на домашние серии.

Всего таких серий было семь. За скобками остаются спаренные матчи с «Сибирью» в плей-офф (с двумя аншлагами), а также находящиеся вне серий одиночные матчи – заключительный в плей-офф с «Сибирью» (снова понятный аншлаг) и поединки с «Ладой» 24 декабря (7430 зрителей) и «Нефтехимиком» 3 февраля (7380). 

Первую серию, в которой «Трактор» с 13 по 17 сентября принимал «Йокерит», СКА и рижское «Динамо», посетили 18750 человек (по 6250 в среднем за игру). Вторую, в которой «Трактор» с 26 сентября по 4 октября встретился с «Югрой», «Авангардом», «Барысом» и «Салаватом Юлаевым», – 25580 человек (по 6395 в среднем за игру). 

Третью, когда в Челябинск с 18 по 24 октября приезжали «Слован», «Медвешчак», минское «Динамо» и «Атлант», – 22110 человек (по 5527 в среднем за игру). Четвертая серия случилась с 6 по 15 ноября, состояла из матчей «Трактора» с «Локомотивом», «Торпедо», «Ладой» и «Нефтехимиком» и собрала 25220 зрителей (6305 в среднем за игру). 

В пятой серии «Трактор» с 24 ноября по 3 декабря сыграл с «Ладой», магнитогорским «Металлургом» и «Ак Барсом». На эти матчи собралась аудитория в 19040 человек (6347 в среднем за игру, цифры подпортила игра с «Ладой», одна из трех самых малопосещаемых в сезоне. 

Шестая серия получилась самой длинной – с 5 по 18 февраля «Трактор» провел дома шесть матчей против «Югры», «Сибири», «Амура», «Адмирала», новокузнецкого «Металлурга» и «Автомобилиста». На них пришло 43750 человек (7292 человека в среднем за игру). 

И наконец, последняя домашняя серия, в рамках которой с 15 по 24 февраля черно-белые приняли в Челябинске «Югру», «Ак Барс», магнитогорский «Металлург» и «Автомобилист», собрала 29800 человек (7450 в среднем за игру).

Фотография

Комментарии

Первая серия 

Аншлаг на «Йокерите» объясняется достаточно просто: это был первый домашний матч сезона, челябинские болельщики давно его ждали и испытывали любопытство от того, какой стала команда с Карри Киви, первым в истории настоящим тренером-легионером, к тому же, как и «Йокерит», из Финляндии. Перед игрой, которая удачно выпала на субботу, совместно с агентством SpecialOne была проведена интересная работа по формированию нового визуального образа клуба, выпущена красочная афиша (сразу возникает вопрос, почему таких афиш не было на остальных матчах?).

Фотография

Для зрителей у Арены был устроен праздник открытия сезона, начавшийся за несколько часов до самого поединка. Плюс соперником черно-белых был самый интересный новичок КХЛ в истории и до Челябинска, наконец, доехал Аалтонен. То есть совпало абсолютно все!

А вот в дальнейшем было хуже. Уже следующий матч, против клуба-государства-микрокосма СКА, собрал на тысячу меньше. Да, это был понедельник. Но именно такие игры должны собирать аншлаги в любой день недели! В Челябинск приехали Вячеслав Быков, Илья Ковальчук и команда с пятью воспитанниками местного хоккея в составе. Увы, этот факт в анонсах матча, которым заметно недоставало креатива в духе «Краснодара» 

или открыток в стиле «Liverpool» FC, а также большего охвата аудитории с помощью всех возможных медийных возможностей клуба, дружественных локальных СМИ и площадок на общедоступных федеральных СМИ, не был использован никак.

Третий матч первой серии собрал предсказуемо мало зрителей, стал одним из трех в сезоне, которые вживую посмотрели меньше 5000 человек. Эти цифры были предсказуемы. Матч был последним в серии, игрался после чувствительного поражения от СКА (2:6), пришелся на середину недели, соперник был не слишком интересным (будем откровенны, Рига, на заре КХЛ смотревшаяся очень свежо, сейчас несколько приелась).

Вторая серия 

Вторая домашняя серия стала для «Трактора» третьей по посещаемости в сезоне. В первую очередь потому, что три из четырех соперников были серьезного уровня, а матчи с ними вызывали приличный ажиотаж. По понятным причинам был интересен «Авангард» (Карри Киви вновь пришлось играть против своего соотечественника, на этот раз – Раймо Сумманена). По не менее понятным причинам – «Барыс» (Андрей Назаров против «Трактора», да еще в Челябинске – это всегда очень бодрит сознание, пусть самого Назарова и не было на скамейке). И наконец, ясно, почему был интересен «Салават Юлаев», игравший в Челябинске в субботу и собравший внушительный десант своих болельщиков – такое уральско-башкирское дерби. И от Уфы всего пять часов на машине. Это была последняя игра в серии, но она состоялась в субботу и чуть не дотянула до аншлага. Матч с «Югрой», потенциально провальный из-за особенностей календаря, в котором у черно-белых целых пять матчей с Ханты-Мансийском, а также из-за осознания болельщиками факта, что «Трактор» проводи худший старт с момента возвращения в суперлигу, вытащил день недели – пятница.

В то же время, конечно, можно было гораздо интереснее сыграть на противостоянии, например, с Андреем Назаровым, в свете его эпатажности и особенно – конфликта с Вячеславом Фетисовым во Владивостоке, тогда еще пылавшего ярким пламенем.

Третья серия 

Третья домашняя серия оказалась наименее интересной для зрителей во всем сезоне в целом. К середине октября, когда «Трактор» открывал серию поединком со «Слованом», в обществе стали более заметны негативные настроения от игры и результатов команды (шесть поражений в предшествующих семи матчах) и некоторых кадровых решений клуба, в полной мере не объясненных публично (например, Костицын в списке отказов). Закрыть их позитивным фоном не удалось, что также повлияло на количество зрителей на трибунах. Как и не слишком громкие имена соперников.

В итоге 22 октября был установлен антирекорд посещаемости сезона на матче с Минском, который собрал всего 4610 человек (Арена «Трактор» была заполнена лишь на 61,47%). Любопытно, что сразу после игры с белорусами (2:4) руководство клуба отправило в отставку Карри Киви. А лучшие цифры были как раз у последнего матча в серии – с «Атлантом». Это была первая игра Андрея Николишина в роли главного тренера, плюс она пришлась на пятницу. 6000 зрителей в такой ситуации – хороший показатель.

Четвертая серия 

Перемены на тренерском посту, совпавшие с перестроением состава, которое уже больше месяца вел Сергей Гомоляко, постепенно, но стали менять ситуацию с посещаемостью к лучшему. Штабу Николишина потребовалось время, чтобы перестроить игру, а клубу – чтобы поиграть на медиа-поле и изменить недоверчивое отношение к своим действиям в положительную сторону. В этом, в том числе помогли и разнообразный PR: посещение главным тренером и лидерами черно-белых Станиславом Чистовым и Константином Пановым самого старого болельщика «Трактора», клубное шефство над белыми медведями в челябинском зоопарке и, конечно, участие хоккеистов в различных акциях социальной направленности.

 

Кроме того, свою работу сделал и маркетиновый отдел «Трактора». Клуб не имел возможности изменить цены на билеты (да, это, впрочем, и не нужно было делать – они вполне адекватные), но внес изменения в категории потребителя, сделав акцент на семейное посещение матчей, провел серьезную работу с ВУЗами, захватив потенциально очень перспективный студенческий сегмент рынка. И что, возможно, самое важное – с помощью министерства спорта активировал/заинтересовал в посещении Арены болельщиков из городов области. 

Но вся эта работа принесла результат, конечно, не сразу. 

Скорей всего, именно поэтому ни один из матчей четвертой домашней серии, первой для Николишина, не собрал даже 7000 зрителей. Пусть соперники были явно из второй категории, но два матча из четырех прошли в субботу. Плюс в Челябинске играл финалист западной конференции прошлого сезона «Локомотив» во главе с харизматичным Дейвом Кингом. 

Пятая серия

Пятую серию вытащили имена соперников «Трактора». Визит в Челябинск «Лады» в понедельник предсказуемо вызвал крайне низкий интерес. В том числе потому, что к концу ноября команда Андрея Николишина все еще находилась в поиске своего нового лица и перед этим выдала две своих, возможно, худших игры в сезоне – в Тольятти (1:4) и Сочи (1:4), где смотрелась очень тяжело. 

А затем было субботнее дерби с «Магниткой», которое, конечно, не могло не собрать почти полные трибуны. «Трактор» показал интересный хоккей и взял очки, проиграв в овертайме. После чего собрать серьезную аудиторию на «Ак Барс» было достаточно просто. Впрочем, оставшиеся пустыми 700 мест вполне можно было бы «добить», подогрев ажиотаж к противостоянию историями о соперничестве Билялетдинова и Николишина или двух эпических сшибках клубов в плей-офф 2012 и 2013. 

В итоге, черно-белые набрали очки в каждом матче серии, а главное – показали новый хоккей и характер, которого так недоставало при Киви. Затем «Трактор» лихо прокатился по традиционно самому сложному выездному маршруту сезона по Сибири и Дальнему Востоку (10 очков из 12 возможных) и отлично обыграл одиночный домашний матч с «Ладой» в конце декабря – последняя игра 2014 года, день рождения клуба, старт концептуально новой системы поднятия именных флагов под своды Арены, забирающий душу тематический ролик от «Трактор»-ТВ.

И посещаемость резко скакнула вверх. 

Шестая серия

Январские праздники и хорошие результаты («Трактор» практически перестал проигрывать в Челябинске в основное время) сделали свое дело: самая длительная в сезоне – шестиматчевая – домашняя серия сезона прошла на ура. Даже на скучной «Югре» и аутсайдерах «Амуре» и новокузнецком «Металлурге» на Арене собирались по семь и более тысяч зрителей. Аншлаги на матче с командой-открытием сезона «Сибири» и на набравшем обороты уральском дерби против «Автомобилиста» (который, к тому же, привез внушительный десант болельщиков) не удивили уже никого. Даже несмотря на то, что матч с екатеринбуржцами закрывал эту серию и после новогоднего отдыха и пяти предыдущих денег, чтобы пойти на хоккей, у болельщиков остаться уже не должно было. Но в Челябинске каждый знает, что не прийти на матч, перед которым под своды Арены «Трактор» были подняты именные флаги Анатолия Кострюкова и Валерия Белоусова – это кощунство. 

Седьмая серия

Седьмая – и последняя – домашняя серия предсказуемо стала лучшей по посещаемости в сезоне. После третьей в чемпионате победы над «Югрой» в Челябинске «Трактор» обеспечил себе место в плей-офф, а игры против «Ак Барса», «Магнитки» и «Автомобилиста» были генеральной репетицией главных матчей года и не могли не собрать аншлаги сразу по ряду причин. Поединок с «Ак Барсом» отлично обыграл завораживающий слоган «250 матчей Дерона Куинта за «Трактор»». Игра против «Металлурга» выпала на воскресенье и, как говорится, сам Бог велел. На горячее же противостояние с «Автомобилистом» по оригинальной версии официального сайта КХЛ и вовсе пришли 7800 человек (при максимальной вместимости Арены «Трактор» в 7500).

Каждый из трех домашних матчей плей-офф с «Сибирью», разумеется, тоже собрал аншлаги. Второй из них, 4 марта, к тому же стал матчем имени Геннадия Цыгурова, который лично наблюдал, как его именной флаг был поднят под своды Арены «Трактор».

Фотография

Выводы 

Приведенные в исследовании данные позволяют сделать достаточно серьезные выводы о причинах и следствиях зрительского интереса к хоккею в Челябинске. 

За сезон 2014/2015 «Трактор» собрал 9 аншлагов – шесть в регулярном чемпионате (причем пять из них пришлись на январь и февраль, три на плей-офф в марте и только один – на осеннюю часть сезона). Получается, что примерно каждый третий матч «Трактора» в Челябинске прошел при аншлаге, больше половины – при семи и более тысячах зрителей. В трех случаях посещаемость домашней Арены черно-белых падала ниже 5000 зрителей (матчи против рижского и минского «Динамо» в сентябре и октябре и матч против «Лады» в ноябре).

Фотография

Но не все так гладко. 

Никуда не делись две классические проблемы: с подъездом к Арене (на «Трактор» ведут две слишком узкие дороги); и с парковочными местами (в дни матчей команды машинами вокруг Арены облеплено абсолютно все). 

А два самых плохих по посещаемости матча выпали на середину недели – на среду, еще один состоялся в понедельник. Кроме того, это были как раз третьи матчи серий (в случае с Ригой – последний, в случае с Минском – предпоследний), что автоматически завело их в зону риска – очевидно, что в нынешней экономической ситуации люди считают деньги и будут думать, идти ли лишний раз на хоккей.

В то же время все очень неплохо с наполненностью Арены «Трактор» в выходные – четыре лучших матча сезона в этом смысле как раз состоялись в субботу (1) и воскресенье (3). Остальные пять – были либо матчами праздничной январской серии, либо матчами плей-офф. В целом же воскресенье – самый посещаемый хоккейный день недели в Челябинске. На втором месте, как это ни удивительно, вторник. На третьем – суббота. Худший день недели – пятница. И это тоже удивительно (матч «Трактора» всегда – отличное завершение трудной рабочий недели), но объяснимо: в сезоне 2014/2015 черно-белые сыграли только два матча в этот день и оба они пришлись на осень – время командного кризиса.

Фотография

Цифры в будни и выходные, конечно, тоже серьезно различаются, но здесь, пожалуй, не нужно никаких дополнительных объяснений. На рабочей неделе «Трактор» сыграл в Челябинске 22 матча, которые посетили 142120 человек (в среднем по 6460 за игру, что позволило заполнить Арену на 86,13%). В выходные дни состоялось 11 матчей, которые собрали больше трети всех зрителей сезона – 77940 (в среднем по 7085 за игру, что позволило заполнить Арену на высокие 94,47%).

Фотография

Разумеется, очень важны и серьезно влияют на посещаемость еще три фактора: цены на билеты, активация зрителей во время матчей и результаты команды. Первый в случае с нынешним «Трактором», кажется, не принципиален. Как мы уже говорили, стоимость билетов на хоккей в Челябинске вполне обычная (от 250 до 750 рублей). Работа во втором направлении, конечно, велась не в стиле luxury life, проповедуемом в СКА, но тоже выглядела нормально – пришедшим на Арену болельщикам было чем заняться до матча, в перерывах и даже после; было что выпить и поесть. С третьим фактором тоже все в порядке – после смены главного тренера «Трактор» играл дома очень хорошо – только в 5 матчах из 23 не смог набрать очков (11-4-3-5, 44 очка, 63,77%). При Карри Киви была совсем иная картина (2-1-1-6, 9 очков, 30%). 

Интересно сравнить и цифры посещаемости домашних матчей «Трактора» при финском и русском тренерах. При оставленных за скобками многочисленных факторах и обстоятельствах, конечно. Так на команду Карри Киви на Арену «Трактор» приходило в среднем по 6044 человека (60440 на 10 матчах). На команду Андрея Николишина – в среднем по 7005 человек (161120 на 23 матчах). 

Итог

В реалиях сезона с откровенно «неинтересным» календарем (Челябинск излишне много раз посмотрел на «Ладу» и «Югру», но ни разу не увидел ЦСКА и московское «Динамо»), наложенным историей на сложную экономическую ситуацию, 221560 человек на 33 матчах, 6714 человек в среднем за игру и % заполняемости Арены 89,52 – вполне неплохие показатели. Но, конечно, оставляющие широкое пространство для роста, для новых идей. Особенно, если поинтересоваться, какое по данным IIHF среднее количество болельщиков собирают на своих матчах в сезоне 2014/2015 ведущие клубы Европы и КХЛ:

Фотография

Очевидно, что сейчас в Челябинске наблюдается несколько затянувшееся послевкусие после сезонов 2012 и 2013. Из-за этого процесс перестройки команды, процесс поиска своей игры, самоидентификации и в некотором смысле новой идеи развития (в условиях изменившийся реальности) воспринимается обществом неоднозначно. Это тяжелый процесс, требующий от всех заинтересованных сторон (в том числе от болельщиков) серьезного терпения, требующий времени. 

Но задача клуба в любом случае ясна (она проста по смыслу и сложна по реализации) – сделать так, чтобы посещаемость Арены в любой день недели, в любое время года стремилась к 100 % и не зависела от результатов «Трактора», уровня соперника и любых внешних обстоятельств. Май и июнь, когда пойдут первые подписания новичков, а ростер команды на следующий сезон начнет обретать понятные очертания, зададут тон этой работе. Продать абонементы и билеты, например, под тему возвращения Славы Войнова, ясное дело, будет куда проще, чем под какую-то другую. 

 

Графика – Анна Колесова

Фото – Вячеслав Шишкоедов и официальный сайт «Трактора»

Видео – «Трактор»-ТВ, ФК «Краснодар» 

 

Источник