8 мин.

Болельщики ХК Лада готовы собрать 250 000 рублей на разработку нового логотипа!

27 апреля хоккейный клуб «Лада» провел в одном из городских кинотеатров презентацию нового логотипа и фирменного стиля команды. На видеороликах с этой встречи хоккеисты и болельщики отнеслись к нововведениям команды с большим энтузиазмом. Однако в комментариях под материалами преобладает совсем иное мнение. Если брать самые безобидные высказывания, то новый логотип сравнивают с «сапогом», «планом квартиры», «тетрисом» и т.д. Редко какая дизайнерская работа способна «взорвать» интернет-сообщество, но логотипу любимой хоккейной команды это удалось, причем свои «фи» высказали и болельщики других клубов КХЛ. Вот, например, цитата из «Живого журнала»: «Динамики в этом логотипе нет. Очень, очень странный выбор. Это же активный спорт, движение, сила — тут статика, увесистость, какой-то завод по производству ключей».

Геральд Кривощёков, в прошлом главный дизайнер города, выразился точнее: «В новой эмблеме «Лада» нет идеи, концепции хоккейного клуба с большой историей — это главный недостаток! Остальные недостатки вытекают из отсутствия идеи: по стилю изображения буквицы «L», ее построения, пропорции и цвета...»

А где крепость в Тольятти?

К  мнениям дизайнеров-профессионалов мы еще вернемся, а пока хотелось бы отметить два момента. На разработку нового логотипа объявляли конкурс, но информации о нем почти нет. Есть мнение, что только один дизайнер смог удовлетворить требованиям техзадания от клуба: увязать логотип с образом крепости (Ставрополя). Это и был победитель из Москвы — генеральный директор компании Sports Branding Studio Алексей Цыганков. В интервью одному областному изданию автор нового ладовского символа сказал: «Перед нами была поставлена задача — разработать символ хоккейной команды Тольятти, не похожий на эмблему АВТОВАЗа, но с элементами герба города — бастионом и крепостью. Мы это сделали. Теперь все понимают — это команда из Тольятти».

Поняли, как теперь стало ясно, далеко не все. Мне и самой многое кажется странным. Например, зачем было ассоциировать нашу хоккейную команду с крепостью, следов которой нет и не может быть на лице нашего города?

Петиция

4 мая по инициативе болельщиков «Лады», просивших в комментариях предпринять протест против нового логотипа, на ресурсе Change.org появилась петиция «Мы против нового логотипа ХК «Лада». На момент написания этого материала петицию подписали 1542 человека, примерно такие же цифры фигурируют и в голосовании в социальной сети «ВКонтакте». По мнению автора петиции, болельщика Сергея Ляховского, в опросах, идущих сейчас в сети Интернет, за новый логотип голосуют не более 9% опрошенных. Вот выдержка из петиции: «Руководство клуба считает, что новый логотип ХК «Лада» полностью соответствует современным тенденциям в мире спортивного дизайна и сделает клуб узнаваемым во всем мире. При этом разработчики нового дизайна полностью отошли от использованиямладьи, которая являлась неотъемлемой частью ВАЗа и хоккейной команды на протяжении 40 лет». В тексте петиции логотип характеризуется как «ужасный», приводятся аргументы и профессионалов в области брендинга.

Требования протестующих:

- отказаться от принятого ранее логотипа;

- разработать новое техническое задание, которое не будет запрещать использовать в разработке «ладью»;

- про-вести открытый конкурс среди профессиональных спортивных дизайнеров, по итогам которого лучшие работы выставить на открытое голосование болельщиков;

- учитывая мнение болельщиков, ветеранов тольяттинского хоккея, действующих игроков, выбрать новый логотип ХК «Лада».

После сбора подписей текст петиции будет направлен губернатору Самарской области Николаю Меркушкину, областному министру спорта Дмитрию Шляхтину и генеральному директору ХК «Лада» Владимиру Вдовину.

Журналист «ПС» встретилась с автором петиции Сергеем Ляховским, который бо-леет за «Ладу» с четырех лет. И  он ответил на вопросы о том, чего хотят болельщики.

— Зачем была инициирована петиция?

— Петиция была составлена, чтобы показать серьезность наших намерений, потому что, как считает руководство «Лады», мы миримся с тем, что новые вещи воспринимаются всегда в штыки, а потом все привыкают. Но вот мы не хотим к этому привыкать, мы не хотим это терпеть, поэтому мы и запустили петицию, чтобы показать, что мы хотим изменений здесь и сейчас.

— Кроме отправки писем губернатору, министру спорта и руководителю клуба вы что-то еще готовите?

— Данная петиция — только начало, и в дальнейшем мы сделаем пару шагов. Даже если руководство клуба решило, что результата у нас не будет, мы будем действовать, потому что того требуют болельщики. Это не моя личная прихоть. Да, я разделяю мнение большинства, но в данном случае эта петиция — именно голос большинства болельщиков, которым логотип не понравился. Также я хотел бы упомянуть: если клуб вдруг пойдет нам навстречу, то мы готовы собрать 1000 подписей людей со всеми персональными данными.

Мы гарантируем, что соберем с ними 250000 рублей на покрытие расходов на работу дизайнера, на разработку нового логотипа. Мы действительно готовы действовать, потому что нас это задело очень сильно. Мы — болельщики, которые много лет находятся с командой, много пережили с этой командой. В 2005 году мы собрали 11000 подписей в поддержку нашего клуба, когда было резко урезано финансирование.

— Чем не устроил новый логотип?

— В первую очередь, как я говорил на презентации, логотип, может быть, действительно и привязали к Тольятти, но, глядя на этот логотип, любой хоккейный человек не скажет, что это имеет отношение не то что к хоккею, что это вообще имеет отношение к какому-то спортивному клубу. Потому что сам по себе логотип выполнен непрофессионально. Пусть мнение болельщиков не считают аргументом, но мнение профессиональных дизайнеров с нашим сходится. Ту же букву «L» ведь можно использовать и по-другому. Почему нужно отходить от ладьи, если уж руководство решило отойти от завода? Это не значит, что стоит исключать ладью, потому что она, в том числе, символ и города Тольятти тоже. Раньше у нас на въезде в город стояла ладья!Как показал опрос, людям нравится старый логотип. Мы не отрицаем, что люди привыкли к нему, я полностью согласен, что его давно уже надо было обновить, но то, как сделано это в клубе, мы считаем непрофессиональным.

Что же пошло не так?

На этот вопрос мы попросили ответить Петра Щербаноса, креативного директора студии брендинга Be!Five и дизайн-проекта Pit Palmer, который кттому же является и болельщиком ХК «Лада»:

— У спортивного маркетинга целевая аудитория не просто лояльна бренду, она к нему эмоционально сильно привязана, а в случае с фанатами бренд является неотъемлемой частью их жизни. Как происходит ребрендинг или запуск нового продукта? Первым делом компании проводят массу исследований, выясняют потребности рынка, изучают действия конкурентов и тренды, а самое главное — пытаются выяснить потребности и предпочтения своих потребителей. Именно потребители в конечном итоге делают свой выбор и принимают решение о покупке. Но почему-то в России в спортивном брендинге вообще не принято проводить исследования, а особенно интересоваться мнением болельщиков.Это хорошо проиллюстрировал футбольный клуб «Рубин».

В 2013 году он представил новую эмблему, которая, кстати говоря, с графической точки зрения не так ужасна, потому что занимались ею профессионалы. И в ней даже сохранили основной символ — дракона Зиланта, но то, что эмблема стала совсем другой, не устроило ни болельщиков, ни главного (на тот момент) тренера, который продолжал выходить на матчи в куртке со старым знаком. Кстати говоря, прошло уже три сезона, а болельщики до сих пор после каждого матча скандируют: «Верните старую эмблему!» В общем, по-моему, с самого начала все пошло не так, и сейчас, вместо того чтобы как-то изменить ситуацию, руководство клуба, на мой взгляд, продолжает ее усложнять.

— Петр, расскажите о конкурсе на разработку нового логотипа.

— Две недели на конкурс —это вообще не срок. Обычно такие проекты ведутся несколько месяцев, потому что нужно провести нормальное исследование, учесть массу мнений болельщиков, руководства, заинтересованных лиц, профессионалов в разных сферах (фотографы, видеографы, технологи в сувенирной продукции и т.д.). Посмотреть массу аналогов, выявить основные тренды, спрогнозировать, как должна смотреться эмблема лет через 5-10, как она потом может поменяться (то есть нужно в нее этот потенциал к изменениям заложить). Потом нужно разработать несколько вариантов и… по второму кругу (болельщики, руководство и так далее все остальные). На этом этапе лично я такие ответственные проекты показываю нескольким уважаемым профессионалам и получаю массу полезных комментариев. После этого — доработки, примерки и еще много мелкой, но важной работы. На все это нужно время, но результат стоит того, и главное, что все заинтересованные стороны задействованы, и никто потом не скажет, что нас не спросили.

— Какие задачи ставил клуб?

— Задача ставилась так —максимально абстрагироваться от АВТОВАЗа, дескать, он больше не владелец клуба и нечего использовать символы, связанные с ним. По сути, на образ ладьи в любом ее проявлении наложили табу. И это при том, что ладья в различных ее начертаниях почти сорок лет является и символом хоккейного клуба тоже. Опять же задача, на мой взгляд, ставилась по принципу «легче запретить».

Никакого взвешенного обосно-вания этого запрета я не слышал. Хотим горы, реку — в общем, что-то связанное с городом и регионом.

«У нас проблем с болельщиками нет»

Именно так прокомментировал ситуацию глава хоккейного клуба Владимир Вдовин.

10 мая в адрес руководства клуба нашей редакцией был отправлен официальный запрос, в котором мы просили ответить генерального директора ХК «Лада» Владимира Вдовина на следующие вопросы: какие идеологические или экономические изменения в клубе инициировали смену логотипа; как был выбран исполнитель это-го заказа; не инициирована ли смена логотипа ОАО «АВТОВАЗ» с целью графически разделить клуб и автозавод; какие лично у него впечатления от нового логотипа; его отношение к петиции по отмене нового логотипа; намерен ли клуб что-то предпринять?

Кроме того, мы хотели получить комментарий о впечатлениях о новом логотипе от одного из хоккеистов «Лады». На следующий день мне позвонила по телефону заместитель генерального директора по рекламе и маркетингу ХК «Лада» Ирина Тихомирова.

Она пообещала, что все ответы и комментарии мы вскорости получим — от Владимира Вдовина и Ильи Ежова. Но в означенный срок госпожа Тихомирова позвонила вновь и предложила отложить этот разговор до презентации новой формы команды, которая должна состояться примерно через две недели.

Мой звонок Владимиру Николаевичу Вдовину прояснил только одно: проблемы в протестах болельщиков клуб не видит никакой. В социальных сетях источник, близкий клубу, уже неоднократно давал понять: ничего уже не изменится, как бы ни старались противники нового логотипа…__

alt

  p.s. Как бы не хотелось руководству ХК "Лада", мы не собираемся мириться с тем, что новый логотип принят окончательно и безповоротно.