10 мин.

Мария Чичак: «Когда я говорю, что нужно быть упрямым, я имею ввиду не сдаваться»

Мария Чичак не так давно стала известна широкому кругу теннисных болельщиков, хотя и занимается судейством на протяжении вот уже многих лет. Однако, как только она появилась на экранах наших телевизоров в качестве судьи на вышке, многие обратили на нее внимание. Она сразу же завоевала репутацию жесткого судьи, который не боится принимать непопулярные решения. Удивительно, но похоже, это лишь сыграло на руку ее растущей популярности как среди болельщиков, так и среди ее коллег. Мы все чаще видим ее на судейской вышке во время самых ответственных и важных матчей и на проходившем на минувшей неделе турнире в Вашингтоне ей доверили судить женский финал.

В отличие от многих своих женщин-коллег, Мария Чичак не боится экспериментировать с собственным стилем - полтора года назад она была рыжеволосой, спустя всего пару месяцев она появилась на судейском вышке с хвостиком, затем стала жгучей брюнеткой, и вот теперь у нее прическа а-ля "Джордж Клуни".

Тем, кто хотел бы узнать побольше об этой весьма неординарной женщине, которая родом из Хорватии, я думаю будет интересно ее интервью, которое она дала для сайта changeovertennis во время турнира в Вашингтоне.

Знаете ли вы, что среди серьезных теннисных болельщиков даже существует ваш культ?

Мария Чичак: Нет, даже не подозревала.

Есть даже аккаунт в Твиттере (@Cicaking), где публикуется информация о вашей деятельности. Ник называется "Marija Čičak’s wink", вероятно, этому названию есть причина. Возможно, вы знаете ее? Судя по всему, что-то случилось во время прошлогоднего Australian Open?

Мария Чичак: Да, это даже очутилось на Ютубе. Это было весьма забавно, и должна сказать, что даже я смеялась над этим.

И что там произошло?

Мария Чичак: Нельзя сказать, что случилось что-то особенное. Просто показали, как я общаюсь с линейными судьями во время матча - этот момент схватила камера и кадр появился на большом экране

Наши читатели хотели бы узнать побольше о том, где вы росли, о вашем образовании и почему вы решили стать судьей. Играли ли вы сами когда-нибудь в теннис на профессиональном уровне?

Мария Чичак: Я начала играть в теннис, когда мне было шесть лет. Все началось с того, что мой дядя отвел меня в теннисную школу. Я пыталась заниматься всеми видами спорта одновременно, но теннис каким-то образом всегда оставался среди моих приоритетов. Я играла в теннис (тренировалась и участвовала в соревнованиях) до 18 лет, но затем я это бросила. Затем я поступила в университет Загреба, где начала изучать кинезиологию. А судейством я начала заниматься в 15 лет, когда меня попросили пройти национальные курсы, чтобы я могла судить некоторые мужские сателлиты, на которых не хватало судей на вышке. И я сказала: "Конечно, почему бы и нет?"

То есть, в 15 лет вы провели первое судейство?

Мария Чичак: Да, это было довольно забавно, потому что в течение трех лет, я играла сама на турнирах и в это же самое время судила мужские матчи и сателлиты. Это было интересно. Но когда я поступила в университет, то для меня судейство было больше как хобби. Даже сейчас, я рассматриваю это как хобби, потому что это то, что мне нравится делать - я люблю это занятие. Да, мне повезло, что мое хобби - это моя работа.

Вы закончили университет?

Мария Чичак: Да, моя специальность кинезиотерапия.

А вы когда-нибудь работали по специальности?

Мария Чичак: Нет, но я нашла то, что я хотела бы делать, когда закончила университет. Поэтому, у меня все было немного не так, как обычно бывает.

На какой стадии вашей карьеры вы начали работать на WTA?

Мария Чичак: Я начала заниматься этим всерьез и на более высоком уровне где-то восемь лет назад. И с того времени, я много путешествую. Пару лет назад я была членом объединенной группы судей, которая работает для ATP, WTA и ITF. Но в последний год я начала работать для WTA и на некоторых других турнирах, включая грандшлемы.

А когда вы получили золотой бадж?

Мария Чичак: В (2011).

Есть ли в бывшей Югославии судьи такого же высокого уровня?

Мария Чичак: Судей на вышке нет, насколько я помню. Но есть судьи, имеющие золотой бадж, и есть несколько человек, у которых серебряный бадж. Это хороший регион. Я имею ввиду, хороший регион в плане тенниса.

Вы можете назвать самые лучшие и самые худшие аспекты своей работы? Сколько недель в году вам приходится проводить в разъездах?

Мария Чичак: Да, я нахожусь в разъездах примерно 30-32 недели в году. Я люблю путешествовать, мне нравится летать самолетами - хотя, вероятно, для некоторых людей это будет странно слышать.Что же касается неприятных моментов в моей работе .... я их практически не вижу. Как я сказала, мне нравится все время передвигаться, я не скучаю по дому - во мне нет этой черты. Если бы я скучала по моей семье или по моим друзьям, то возможно, это был бы недостаток в моей работе. Но в наши дни очень легко поддерживать со всеми связь, поэтому я не скучаю. Я всегда могу связаться с ними и поговорить в любое время, так что они практически всегда со мной и я не скучаю.

То есть, Загреб по-прежнему ваш родной город?

Мария Чичак: Да.

Недавно мы видели фотографии группы судей WTA, которые были одеты  как для вечеринки "а-ля семидесятые". Так как вы всегда путешествуете группой, являются ли судьи близкими друзьями?

Мария Чичак: Да, безусловно. Безусловно. Всегда проще, если ты знаешь, что есть кто-то, на кого ты можешь положиться - это очень важно. И большинство из нас очень открытые, покладистые люди, я не знаю, как это сформулировать. Мы умеем понимать других людей, помогаем друг другу, когда у кого-нибудь из нас тяжелый период - но даже когда у кого-нибудь радостное событие, то мы и радуемся этому вместе. Хорошо, когда есть понимание дома, но когда такое же понимание и на работе, то это очень хорошее сочетание, хочу сказать.

То есть, когда вы заканчиваете свою работу и возвращаетесь в отель, есть ли между вами какой-нибудь вид соглашения, типа того: "Давайте не будем говорить про теннис, давайте забудем про работу" или вы все-таки продолжаете делиться какими-то впечатлениями?

Мария Чичак: Да, мы стараемся так делать - потому что с того момента, как мы приходим на работу и до того момента, как мы возвращаемся в отель или еще куда-то, где мы остановились, нам приходится очень много работать. Поэтому, в свободное время мы пытаемся не говорить о теннисе вообще, а так же и про, что относится каким-то образом к теннису. Мы стараемся избегать разговоров об этом - точно также, как это делают люди на другой работе.

Да, разница только в том, что другим людям не приходится путешествовать и останавливаться в одном отеле со своими сослуживцами; они могут пойти домой и не пересекаться с ними.

Мария Чичак: Да, это правда.

Быть женщиной в мире спорта - или женщиной-судьей, которой иногда приходится судить мужские матчи, является ли это проблемой? Какие основные различия в судействе мужских и женских матчей?

Мария Чичак: Для меня каждый матч  - это некий вызов, потому что каждый раз я хочу проверить, насколько я сумею с ним справиться. А мужчины это будут или женщины, это не имеет большого значения, потому что я хочу делать свою работу максимально хорошо. Поэтому, я не рассматриваю это в таком аспекте. Что же касается отношения к этому игроков-мужчин, то я не могу за них говорить; я же воспринимаю это таким образом - для меня не имеет значения, какой матч судить.

Создается такое впечатление, что немногие женщины судят мужские матчи.

Мария Чичак: Да, не так много женщин, кто начинает судить мужские матчи, поэтому вы видите, в основном, что это делают одни и те же женщины. Не могу сказать конкретное число, но могу сказать, что на самом деле, большинство из нас, кто имеет золотые или даже серебряные баджи, судят как мужские, так и женские матчи.

То есть, начиная с того момента, когда вы играли, затем учились в университете и затем в своей дальнейшей карьере, вы никогда не чувствовали дискриминации, потому что вы женщина в спортивном мире?

Мария Чичак: Лично я никогда не чувствовала этого. Я никогда не ощущала, что меня каким-то образом дискриминируют. Меня всегда окружали хорошие ребята - и некоторые из них очень помогли мне. И я знаю, что большинство парней, если я попрошу их о помощи, обязательно мне помогут. Я никогда не чувствовала, что ко мне относятся как-то по-другому, чем к другим судьям. Лично я полагаю, что многие вещи начинаются с нас самих. То, как ты умеешь подать себя, всегда влияет на то, как люди будут тебя воспринимать. Поэтому, вероятно, у меня не было никаких проблем, потому что я знаю, как их избежать. Это потому что я такая, какая я есть - и я не пытаюсь быть другой.

Каким образом судьи на вышке назначаются на матчи, когда выходит расписание дня  - имеют ли какое-то значение опыт или знание языка при принятии решения?

Мария Чичак: Язык, на котором говорят игроки, не имеет какого-либо значения при принятии решения, гораздо важнее страна, которую представляют теннисисты. Вы не увидите, особенно в одиночных матчах (если только игроки не представляют какую-либо одну страну), чтобы судья был из той же страны. Я не хочу сказать, что это невозможно, но вероятность этого очень мала. Организаторы пытаются избежать этой ситуации, особенно когда судей много, потому что зачем, чтобы кто-то испытывал дополнительное давление? Это всегда имеет значение, когда судья и кто-то из игроков из одной страны. Но если вы разговариваете на нескольких языках, это всегда помогает вам в работе. (Помимо своего родного языка и английского, Чичак пытается выучить испанский. Она говорит, что "это и легко и трудно во время путешествий: да, всегда есть возможность поговорить с людьми, но зато нет возможности изучать углубленно основы и грамматику. То есть, я пытаюсь все это делать постепенно. Это хорошо знать дополнительный иностранный язык").

Что же касается центральных кортов и важных матчей, да, все приходит с опытом. И в конце концов, тебя бросают в огонь. Так что, когда супервайзеры и люди, ответственные за расписание и назначения, думают, что кто-то уже готов судить важный матч, они назначают тебя на этот матч.

Если такое понятие существует, то какой самый важный матч в своей карьере вы судили? Есть ли что-нибудь, что сразу же возникает в голове, как самое важное или памятное?

Мария Чичак: Не могу сказать, что что-то конкретное всплывает в моей голове, чтобы я сказала, что это было что-то особенное. Да, для судьи является особенным судить полуфиналы на Уимблдоне. Но опять же, в конце концов, если ты что-то делаешь хорошо, ты можешь сказать, "Да, у меня получилось". Это как вишенка на торте. Я хочу опять вернуться к тому, что я уже сказала: для меня, каждый матч важен, я к этому отношусь именно так. Поэтому, для меня корт номер 18 точно такой же, как и центральный корт.

Интересно то, что большинство болельщиков узнают об определенных судьях после просмотра тенниса (разумеется, если вы часто смотрите теннис, то вы замечаете и судей), но большое значение также имеют важные матчи - я имею ввиду исторические матчи, памятные матчи. Как один из таких очевидных примеров, матч Изнера-Маю на Уимблдоне. Я думаю, что его судил Лайани, правильно?

Мария Чичак: Да.

Какой совет вы бы могли дать тем, кто хочет попробовать себя в качестве судьи?

Мария Чичак: Прежде всего, чтобы этим заниматься, нужно это любить. Другого пути нет. Затем, нужно быть настойчивым, очень-очень упрямым, гибким, и постоянно учиться. Учиться и учиться все время.

Когда вы говорите "упрямым", что вы имеете ввиду? Потому что некоторые люди могут подумать, что упрямый и гибкий находятся между собой в противоречии.

Мария Чичак: Нет, нет, нет - когда я говорю, что нужно быть упрямым, я имею ввиду не сдаваться. Не сдаваться, когда у тебя плохой день или плохой матч - потому такие вещи случаются в жизни, и это то, что делает тебя сильнее. Это похоже на то, как если бы теннисист опустил руки после первого же тяжелого матча.

Когда вы говорите "плохой матч" или "тяжелый матч", что вы имеете ввиду?

Мария Чичак: Это когда вы сами чувствуете, что что-то было не так, даже хотя ничего особенно плохого в матче и не случилось. Это примерно, как когда вы бываете самокритичны и не довольны тем, что произошло: "Да, это было нехорошо. Нужно было сделать все по-другому, по-другому, по-другому". Потом у вас бывает еще пару таких матчей и вы говорите: "Нет, это не мое. Брошу-ка я это дело". ....тогда вы никогда не выучитесь.

Автор интервью: Ana Mitrić

Источник: changeovertennis.com

Перевод: Madame Fortuna