10 мин.

Бенджамин из трущоб

Идёт 83-я минута последнего матча сезона с гладбахской "Боруссией". Внезапно стадион взрывается овациями - на разминку выходит Коллин Бенджамин, снимает спортивный костюм и готовится заменить Дикмайера на правом фланге обороны. Арена сопровождает выход намибийца аплодисментами. Вскоре финальный свисток констатирует ничью - 1:1. Тогда настроение трибун меняется на крайне противоположное – команда подвергается громкому освистыванию за провальный матч, впрочем как и за весь сезон в целом. Единственным человеком, который был поприветствован всей «Имтех-Ареной» и как-то разбавил послематчевую атмосферу, оказался именно наш сегодняшний герой. Воспеваемый на вираже африканец, прошедший круг почёта в компании дочери и сына, не сдержал эмоций и от души прослезился.

Опечаленный Коллин заявил: «Люди заметили, что пусть я и не был сегодня лучшим игроком, но отдавал 100% страсти каждому моему действию на поле».

Коллин Бенджамин, известный среди болельщиков как «Колло» или «Чиппа» родился 3 августа 1978 года в столице Намибии – Виндхуке, где, как и тысячи местных мальчишек, гонял мяч со скуки. Впрочем, историю переезда из гниющих трущоб в Германию доверим рассказать самому «Колло»:

Мечта стать профессионалом у меня появилась в 10 лет. Моя семья жила в Катутуре, резервации для чернокожего населения в главном городе Намибии. Любопытно, что в переводе название звучит как «место, где мы не хотим жить». Тогда я играл в футбол на улице или на площадках, часто без обуви. Однажды местная команда U-12 играла возле моей школы, а я сидел рядом и смотрел. После той игры я решился подойти к тренеру и попроситься на просмотр. В итоге я проявил себя с лучшей стороны и остался в команде. Потом нас повезли на юниорский турнир в Дурбан, что в ЮАР. В качестве почётных гостей присутствовали африканские игроки разных клубов Старого Света. Тогда, увидев их своими глазами, понял - когда-нибудь и я буду играть за границей.

Переезд в Европу казался мне шагом в неизвестность, поэтому я долго выжидал удобного момента. Сначала окончил школу, затем поступил в университет, где изучал производственный менеджмент. Но на каникулах в 1999 году мне посоветовали съездить на просмотр и попробовать свои силы в Германии, а именно в Гамбурге или Мюнхене. Наша страна не слишком сильна в футбольном плане, скауты здесь появляются не часто, но контакты с Германией у нас остались ещё с колониальных времён. Родители отговаривали меня, но я объяснил им: мой дух не будет настолько быстро стареть, насколько моё тело. Я не мог упустить шанса стать профессионалом. Даже если бы мне не удалось покорить Германию, сама попытка стала бы для меня огромной гордостью.

В Гамбурге я встретил Джозефа Франкена, моего нынешнего агента, который тогда работал менеджером по связям с общественностью. Джо помог мне адаптироваться -  сначала я жил у него, затем он выбил для меня пробные тренировки в «Нордерштедте» и «Санкт-Паули». С «Паули» у меня плохие воспоминания – на первой тренировке я поприветствовал каждого игрока, на что мне ответили коллективным молчанием. Помню, тогда подумал: «И зачем я вообще сюда приехал?» Единственным, кто заботился обо мне, был Беркан Алган. С ним я дружу до сих пор. В «Нордерштедте» дела обстояли не лучше – я показался тренерам очень хилым и не подошёл команде. Я смирился с тем что, упустил свои шансы и затем три недели вёл свободный образ жизни. Но тут подвернулся шанс с клубом «Германия Шнельзен». Я собирался отчаливать домой, но тренер «Германии» в последний момент сказал мне: «Эй, парень, в следующем году мы будем играть в Оберлиге. Так что будь добр, задержись ещё в Гамбурге». Там я отыграл полгода. Затем меня перехватил «Элмсхорн».

В той лиге мы проводили матч против резервной команды HSV. Помню, тогда я был в отличном настроении. Игра закончилась со счётом 2:2, я забил гол и поучаствовал в результативной комбинации. После матча тренер молодёжки «Гамбурга» Штефан Бёгер крикнул: «Эй, я хочу иметь в своей команде того чернокожего». Я был предельно мотивирован, ведь моей целью была не Региональная Лига, а главный чемпионат страны. Со временем, я стал привлекаться к тренировкам с основой. И тогда сказал себе: «Теперь ты так близко к первой команде, не упусти возможности!» Холлербах, Йебоа и Кардозо со мной познакомились первее всех. С последним я хорошо общаюсь до сих пор. А также с Сергеем Барбарезом – он всегда был классным парнем! Собственно, так я и попал в "Гамбург".

Теперь продолжим общение с Коллином в формате интервью.

Ты что-нибудь слышал о «Гамбурге», когда жил в Намибии?

Честно говоря, не очень много. Я был поклонником Дортмунда. Именно в 1997, когда они выигрывали Лигу Чемпионов. Юрген Колер, Стефан Шапиюза, Ларс Рикен были моими кумирами. Я даже нарисовал логотип BVB на футболке, сзади написал Андреас Мёллер и число 10. И ходил так по улицам Виндхука.

А что ты вообще знал о Германии?

Я знал, что там холодно. А люди охотно едят сосиски и пьют пиво.

Подтвердилась ли эта картина?

Ну да, сосиски тут вкусные, а сколько пива-то выпито!

Чувствуют ли африканцы из резерваций антипатию к бывшим колонизаторам?

Естественно, небольшой остаток остается всегда. Я верю, люди в Африке готовы к примирению. Когда я сочетался браком на родине и пригласил немецких друзей в трущобы Виндхука, они были поражены тем, насколько тепло их приняли.

Твоя манера игры – смесь жёсткости и элегантности?

Да, я бы это назвал также. Я стараюсь качественно выполнять свою работу и при этом излучаю радость для тех, кто переживает за меня лично.

Ты – классический латераль с хорошо развитыми оборонительными навыками. В «Гамбурге» тебя использовали наверное на всех позициях, кроме центрфорварда и вратаря. Какое амплуа тебе ближе всего?

Классно быть опорником, там ты всегда в движении, находишься в гуще событий. Хотя последние годы я действовал преимущественно на бровке - там можно удобно подкрадываться под шумок, незаметно от соперников, а затем с подачи снабжать форварда мячом. Мне нравятся обе позиции. Хотя в сборной Намибии меня используют на острие атаки.

И как, успешно?

Я уже забил 3 гола!

Предлагаю вспомнить ситуацию, когда в 2006 году твой договор с HSV на время расторгли, чтобы подписать Аилтона и не нарушить лимит на наличие в составе более 4-х легионеров из-за пределов Евросоюза. Признайся, хотел тогда уйти из клуба?

Естественно, такая мысль была. Тем более с тогдашним наставником, Клаусом Топпмеллером, тогда хватало проблем. Но я всем обязан HSV. Здесь живёт моя семья, здесь родились мои дети. Поэтому в тот момент я воспользовался возможностью съездить домой, в Намибию.

Тебя узнают на родине?

Конечно! Футбол в Намибии - это вид спорта для чёрных, регби - для белых. Люди смотрят немецкую и английскую лиги,  знают много европейских игроков. Особо трепетно африканцы относятся к своим землякам. Соседские мальчишки даже просят привозить бутсы или футболки с фамилиями игроков "Гамбурга".

И тогда ребята чувствуют себя как и ты, будучи в их возрасте...

Наверное, да. В своё время я ровнялся на Делрона Бакли или Бенни МакКарти, которые приехали в Европу из Южной Африки. Но моим главным кумиром был баскетболист Майкл Джордан. Он тоже добился огромных успехов, будучи выходцем из простолюдинов. И никогда не довольствовался достигнутым, всё время стремясь к новым горизонтам. Также и я: сначала мечтал попасть в спортивную школу, затем попробовать себя на профессиональном уровне. Переехав в Германию, я рассуждал уже глобально, говоря себе: "Коллин, ты зарекомендуешь себя в резервном составе, потом выйдешь за основу на 10 минут, в следующий раз на 30. А однажды ты сыграешь свой сотый матч в Бундеслиге". Сейчас за моими плечами уже куда больше сотни игр, но я не хочу останавливаться на этом.

Говорят, ты не хочешь оставаться в Гамбурге после ухода из футбола. Почему?

Я один из двух намибийцев, которые когда-либо играли в Бундеслиге, поэтому готов поделиться опытом с мальчишками на родине. В Намибии во мне нуждаются больше, чем здесь. ( Под патронажем Коллина находится футбольная академия "Collin Benjamin Soccer Academy" и базирующийся на ней футбольный клуб "Tura Magic" - прим. автора.) Но мы не переедем в Намибию навсегда. Наша семья освоилась здесь, Гамбург успел стать моим вторым домом. Мы определённо сохраним нашу квартиру!

Чего тебе будет не хватать?

Ощущения свободы большого города, где ты можешь делать, что хочешь. С другой стороны, дома нет таких проблем с автомобильными пробками и жёсткого распорядка дня.

За 10 лет "Гамбург" переживал взлёты и падения. Что тебе запомнилось больше всего?

Буду справедлив, если скажу, что запомнился провал этого сезона. Ведь у нас была великолепная по потенциалу команда.

Многие называют "Гамбург" клубом хаоса. Какое значение он имеет для тебя?

Нас как только не называли. "Голландский спортивный клуб", "Спортивный клуб Хоффманна" (экс-ген. директор клуба - прим. автора). Но ничего плохого сказать не могу, я пришёл сюда мальчиком, а ухожу мужчиной - "Гамбург" воспитал меня. Надеюсь, все проблемы вскоре уйдут в прошлое. Город заработал большее, чем клуб достиг за последнее время. Гамбург - моя жемчужина!

При тебе в "Гамбурге" сменилось 11 тренеров...

Помню забавную историю. Когда уволили Армина Фе, журналисты спросили Ван Нистелроя о ситуации в "Гамбурге". Он сказал, что ненормально, когда за 18 месяцев его пребывания в клубе меняются 4 тренера. Тогда что же должен был сказать я?! За 10 лет в клубе сменилось 11 тренеров! Для меня это уже в порядке вещей. Но, естественно, эту проблему нужно решать в будущем. Так часто менять наставников нельзя.

Кто из наставников запомнился тебе больше всего ?

Томас Долль. Он всегда умел правильно мотивировать команду перед матчем. Тогда началась новая эра "Гамбурга"  - при нём появился Ван Дер Ваарт и ряд классных игроков. Если раньше футболисты, переходя в "Гамбург", говорили: "Хороший город. Здесь можно классно обжиться". То при Долле к нам приезжали в первую очередь играть. Также хочу отметить Франка Пагелсдорфа, который дал мне шанс закрепиться в основной команде.

Поговорим о сегодняшнем дне. Каковы твои ближайшие планы?

Я чувствую себя в хорошей форме и хочу играть ещё года 2 как минимум. Ищу варианты в Германии, возможно, в США.

"Гамбург" долгое время держал тебя в неведении относительно твоего будущего...

Наш спортивный директор, Бастинан Райнхардт, год назад был в аналогичной ситуации. Это меня и раздражало. Ведь он заставил меня и других игроков с истекающими контрактами идти по его стопам, вместо того, чтобы быстро всё решить и помочь нам.

Тебе уже предложили вернуться в систему клуба после завершении карьеры?

Да. Мне даже предлагали быть подобием играющего тренера во второй команде в следующем сезоне. Но я ещё молод и неопытен для таких дел. Тем более хочу играть не в 4-й лиге, а как минимум во 2-ой.

Есть ли у тебя какие-то предложения от других клубов?

Мой консультант уже ведёт переговоры. Если кто-то проявляет ко мне интерес, агент сначала спрашивает моё мнение, а уже потом вступает в диалог с клубом. Пока новостей нет, но скоро, надеюсь, они появятся. Недавно был хороший вариант с "Аллеманией", но они немного поторопились, почти объявив о подписании контракта со мной. Но это футбол. Кстати, в "Санкт-Паули" вы тоже вряд ли меня увидите.

Вот такой он, искренний и шутливый, остроумный и трогательный, откровенный и верный, Коллин Бенджамин из намибийских трущоб. Danke, Collo!

Статья подготовлена по материалам transfermarkt.tv, 11freunde.de и "Hamburger Morgenpost"

Подписаться на блог:                                

 

Линки:

Русскоязычный сайт болельщиков "Гамбурга"

Главная группа болельщиков "Гамбурга" в главной социальной сети страны