5 мин.

Почему Чичарито – самый ценный игрок Германии

Оказывается, форвард «Байера» полезен не только на поле.

Чичарито перешел в «Леверкузен» год назад.

Он устал от роли способного запасного из топ-клуба и выбирал команду попроще – но ту, в которой ничто не помешало бы стать основным игроком. Такая нашлась в Германии. Главный тренер «Байера» сначала даже не стремился управлять Чичарито и встраивать его в игру команды – Рогер Шмидт просто спускал мексиканца с цепи и наблюдал за тем, как изголодавшийся нападающий кошмарит вратарей. В первом сезоне в «Байере» Чичарито настрелял в чемпионате Германии 17 мячей; это один из лучших дебютов в бундеслиге за последние 10 лет. «Да нет никаких секретов. Футболист просто должен играть, вот и все. Это то, что мне нужно. К счастью, в Леверкузене у меня есть такая возможность», – Хавьер в роли Капитана Очевидность.  

К ноябрю 2016-го на счету Чичарито оказалось 33 забитых мяча в 55 играх. Не нападающий, а мечта.

Хавьер Эрнандес появился в «Байере» еще и очень вовремя. Неразборчивость селекционного отдела в поиске альтернативы Штефану Кисслингу уже вгоняла местных болельщиков в депрессию: Ангелос Харистеас, Эрен Дердийок, Робби Круз, Йосип Дрмич – ни у кого не получалось. Эрнандес не просто занял место главного страйкера «Леверкузена» – он заиграл так, что невольно заставил сравнивать себя с другой местной легендой – Ульфом Кирстеном, лучшим бомбардиром в истории «Байера». Кисслинг последние пару лет смотрит футбол либо с больничной койки, либо со скамейки запасных. И то, что мало кто из вас заметил его отсутствие, говорит о том, что Чичарито со своей работой справляется превосходно.   

У мексиканца, конечно, есть недостатки, но он умеет их скрывать. «Чичарито выигрывает не все единоборства, в которых участвует, но он выигрывает самые важные, – радовался трансферной удаче спортивный директор «Байера» Руди Феллер. – Многие думают, что этот переход был продиктован маркетингом (Хавьер – лучший футболист КОНКАКАФ-2015, на его твиттер подписаны 7 миллионов человек – больше, чем на Мюллера и Гетце вместе взятых – прим.), но мы не считаем лайки и репосты. Мы считаем голы».

Тем не менее на летний предсезонный сбор команда Рогера Шмидта в этом году отправилась в Орландо. Это нисколько не удивляет. Согласно данным за прошлый год, в США (особенно в южных штатах) матчи с участием «Байера» и Чичарито смотрели активнее, чем игры «Баварии». В самой Мексике игры «Байера» бьют по рейтингу некоторые топовые шоу и сериалы. Из официального фан-шопа «Леверкузена» в Мексику и Южную Америку за последний год отправили почти 12 000 футболок с именем «Чичарито» и цифрой 7. Заказы продолжают поступать.

Феллеру и остальным нужно перестать отрицать очевидное. Чичарито – это грандиозный маркетинговый феномен. И чем быстрее «Байер» начнет извлекать из этого пользу, тем лучше для него.

Для клуба, базирующегося в городе с населением 120 000 человек и ни разу не выигрывавшего бундеслигу, это уникальная возможность привлечь несколько десятков тысяч болельщиков из Нового Света, расширить фан-базу. В социальных сетях это уже происходит. Только в первые сутки после перехода Чичарито на твиттер «Байера» подписались 15 000 мексиканцев. 

Боссы «Леверкузена» должны понимать, что получили гораздо больше, чем просто классного нападающего. 

30-тысячная «Бай-Арена», сколько бы она ни собирала аншлагов, никогда не догонит по суммарному количеству зрителей дортмундский 80-тысячник. Нехватку болельщиков на стадионе клуб может компенсировать тысячами телевизоров (планшетов, ноутбуков, смартфонов), по которым где-то в Гвадалахаре, Толуке, Орландо или Нью-Мексико будут транслировать матчи «Байера». Обладатели этих телевизоров, возможно, вскоре захотят стать частью большого werkself-community. Может быть, кто-то из них даже захочет вписать Леверкузен в список городов, обязательных для посещения в Европе, или подарить несколько черно-красных шарфов, заказанных в фан-шопе, друзьям из Парагвая. 

Реклама 18+

То, что клуб нуждается в расширении аудитории, – факт. Если «Ливерпулю», чтобы собрать всех своих фанатов в одном месте, придется целиком арендовать какую-нибудь среднеевропейскую страну (скажем, Словению), то 40 000 официально зарегистрированных болельщиков «Байера» легко поместятся на одной «Бай-Арене». Хорошо-хорошо, «Ливерпуль» – не самый удачный пример, но в сравнении с соперниками по бундеслиге «Байер» также разгромно проигрывает войну за лояльность зрителей. К примеру, у «Гамбурга» свыше 700 фан-клубов по всему миру. У «Байера» – в два раза меньше.   

Внутри Германии «Байер», кажется, перепробовал все варианты понравиться людям. Но местный рынок крайне специфичен. Мало того что здесь, как и в Англии, очень развит принцип support your local team, так еще и те немцы, которые далеки от футбола, при упоминании словосочетания «Байер» из Леверкузена» моментально забрасывают вас ассоциативными тегами: #вторыенавсегда #Neverkusen #властьврукиболельщикам. Это тот случай, когда репутация убежала настолько далеко вперед, что догнать и исправить ее не могут уже много лет самые крутые пиарщики. Во многом из-за того, что сами футболисты пока не дают повода думать как-то иначе.

Но латиноамериканцы от всего этого далеки, они готовы принять клуб таким, какой он есть, потому что верят в суперспособности своего земляка, который снимет многолетнее проклятье и наконец-то завоюет для «Байера» заветный трофей.

У многих уже наверняка созрел вполне резонный вопрос «А почему это Чичарито должен помочь «Байеру» охватить новые территории, если до этого загнулась аналогичная азиатская кампания, хедлайнером которой был Сон Хын Мин?»

Ответил Йохен Роттхаус, маркетинговый директор «Байера: «Если выражаться простыми словами, то в Южной Корее бренд «Сон Хын Мин» победил бренд «Байер Леверкузен». Мы рассчитывали, что всенародная любовь к Сону на его родине поможет нам продвигать клуб, но просчитались. Корейцам был важен только их соотечественник. За все то время, что Сон был у нас, в Южной Корее так и не появился ни один фан-клуб «Байера».

Эта ошибка стала хорошим уроком для «Байера». «Мы знаем, что Чичарито не будет играть за «Байер» вечно, – сказал Роттхаус. – Когда-нибудь мы будем вынуждены попрощаться с ним, но сейчас мы должны хорошо поработать над клубным имиджем и сделать его как можно более привлекательным. Наша задача – сделать так, чтобы наши новые болельщики говорили: «Я знаю, что Чичарито играет за «Байер». Если он решит уйти, я буду продолжать любить этого игрока, но отныне моя настоящая любовь – «Байер-04».

Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron/Bongarts, Alex Grimm/Bongarts, Dean Mouhtaropoulos/Bongarts