3 мин.

Не стало Федора Черенкова...

Федор Черенков

Только вечером, оказавшись за компьютером, узнал, что сегодня не стало Федора Черенкова. Ему было всего 55 лет…

Нет таких слов, которые моги бы описать масштаб его личности. Легенда легенд. Величайший игрок в истории «Спартака». Воспитанник красно-белых, именем которого теперь названа клубная академия. Футболист, сыгравший 494 – больше всех – матча за красно-белых.

Но когда говоришь о Черенкове, надо понимать, что цифры – это не главное! Черенков в спартаковском футболе – он как Пушкин в русской литературе – наше все! Молва присвоила Федору звание народного футболиста. При этом, будучи звездой первой величины, вне поля он, по словам всех, кто его знал, оставался простым, скромным, немного стеснительным человеком, этаким парнем с соседнего двора, который не считал зазорным после матча поехать домой на метро.

Он был таким и в последние годы. Играл за ветеранов, периодически ходил на матчи дубля, не сказал ни одного плохого слова о родной команде, как бы ни складывались ее дела. Несколько лет назад Черенков объяснял в интервью, что месячного заработка в 13 тысяч рублей вполне хватает на жизнь и, вообще, деньги – не главное, стремиться нужно к внутренней гармонии…

В каком-то смысле с Черенкова для меня начался футбол. Помню, когда в детстве я – шкед, только начинавший путь футбольного болельщика, – спрашивал у мамы, кого из игроков «Спартака» она знает, та неизменно отвечала: «Федю». Хотя Черенкова в «Спартаке» тогда как раз не было – под занавес карьеры, он отправился на заработки во французский «Ред стар». Правда, потом все-таки вернулся, чтобы закончить свой футбольный путь в родной команде.

Как-то раз, рассказывая о собранной за свою длинную карьеру коллекции маек, Егор Титов на вопрос, чью игровую футболку он мечтает заполучить, ответил: «Спартаковскую “десятку” Федора Черенкова. Для меня Федор Федорович – футбольный бог и кумир детства. За его настоящую форму тех времен отдал бы многое. Но, увы, моя мечта несбыточная…» Вот и я, если о чем и жалею в смысле времени своего появления на свет, так это о том, что не довелось по-настоящему увидеть игру Федора Черенкова. Все-таки после возвращения из Франции он уже не был лидером «Спартака», в основном выходя на замену. Да и не мог я тогда в силу возраста оценить всю гениальность его игры. Хотя каждый его выход на поле был для меня возможностью прикоснуться к легенде…

Зато я помню, как 23 августа 1994 года (дату проверил в Интернете и убедился, что знаю ее не хуже собственного дня рождения), в день прощального матча Федора Черенкова, я тащил маму из поликлиники со словами: «Ну, пойдем же скорее – там твой Федя в последний раз играет…» И, когда, уйдя с поля, он с букетом цветов в руках бежал прощальный круг почета по стадиону «Динамо» под песню «Виват, король!» в исполнении Тамары Гвердцители, по моему телу разбегались мурашки… А в это время 35 тысяч зрителей, собравшихся на трибунах невзирая на дождь, стоя рукоплескали своему кумиру. Кумиру, в последний раз подарившему им праздник своей игры…

Светлая память…