3 мин.

Про Спартак

 

Похоже в нашем футболе намечается еще одна любопытная тенденция. В годы проведения крупных международных турниров под эгидой УЕФА и ФИФА, из рук вон плохо выступает в родном чемпионате московский Спартак. Естественно, это больше относится к современности. Судите сами: 2002 год: конец гегемонии на внутренней арене, кризис системы Романцева, внушительные поражения от конкурентов - 3 место; 2004 год: неудачный опыт приглашения итальянского специалиста Невио Скалы, начало периода маловменяемых трансферов – 8 место; 2008 год – унизительное поражение от ЦСКА, Динамо Киев, протесты болельщиков, скандальный уход ветеранов клуба – 8 место.

Исключением из правил может послужить лишь 2006 год, опять же с оговоркой на смену тренера и невзрачную первую половину сезона. Год же 2010 пока даже в чисто статистическом аспекте в плане занимаемого места в турнирной таблице вполне может пополнить эту своеобразную коллекцию.

Несмотря на то, что автор блога является давним поклонником этого клуба, день ото дня не покидает мысль, что начиная с окончания золотой эпохи тренерской деятельности Олега Ивановича Романцева в успехах у клуба только вторые места и самоокупаемость. На фоне блистательных во всех отношениях девяностых всё это выглядит не более чем слабым утешением. По сути, до сих пор нет стабильного состава, игры, ярких игроков – личностей, свежего в качественном отношении европейского опыта.

Искать причины этому можно долго, спорить до хрипоты о их верности – тоже. Их ведь целый комплекс. Это ведь знает каждый болельщик Спартака. Настоящий болельщик. И он воспитан в духе того времени, времени Романцева и Старостиных. И, поэтому, теперешние разговоры о том, что болельщикам, тренеру стоит временно поумерить аппетиты, смотреть на команду реально с точки зрения её теперешних возможностей просто не могут соотноситься с прошлым.

На нем ведь все построено. Практически, это тоже самое, если бы Барселона вдруг немного сдала позиции, выступая на протяжении нескольких лет неудачно и нестабильно. И футбольная общественность Испании вдруг рекомендует клубу порастить молодежь, наиграть связи, попробовать себя в Лиге Европы, позанимать 4-5 места в чемпионате, а затем через 2-3 сезона это воплотится в результат. Такое ведь вряд ли возможно на практике, правда? Так и со Спартаком: большой клуб – большие амбиции. И от этого сильнее разные ощущения и разочарования реальности. Поскольку реальность, конечно, сильнее.

По моему мнению, настоящее Спартака состоит сейчас в том, что это, в первую очередь, бизнес. Самоокупаемость, платежные ведомости, многочисленные аренды – лишнее тому подтверждение. Не покидает ощущение, что кто – то составил один большой бизнес - план, в котором все учтено с точки зрения экономического успеха. Задействованы все рыночные механизмы и инструменты. Не сказать, что такое, в отдельных своих проявлениях, не присуще каждому развитому европейскому клубу. Но если это не идет на пользу делу, непосредственно достижению результата, польза от таких элементов весьма относительная.

Спартак сейчас – это бренд. Это бренд, который в большей степени зарабатывает на «прошлом» и памяти болельщиков, нежели на рекламе и продаже клубной атрибутики. И с точки зрения бренда и ряда экономических факторов мы действительно растем. К этому если приписать еще и три вторых местах будет совсем неплохо. Только вот отношение будет меняться. Уверен, победы то еще будут, новый евроопыт приобретем, молодежь своя вырастет, Карпин заматереет.

Но приходя на стадион или сидя у телевизора, не покидает ощущение, что ты болеешь все так же горячо, но уже за что – то другое. Как в скачках, хочешь, чтобы твоя лошадь в каждом заезде приходила первой, а она, то чуть - чуть отстанет, то и вовсе финиширует где – то в середняках. А ведь лошадь то знатная, с историей, приносит прибыль. Но главное – она тебе не безразлична.