6 мин.

Почему Шарапову не пустили на «Ролан Гаррос»

Глава французского тенниса объясняет New York Times, почему не дал wild card Шараповой, но дал – ставочнику.

«Пятикратной чемпионке турниров «Большого шлема» Марии Шараповой отказано в wild card на «Ролан Гаррос». Об этом во вторник сообщил глава федерации тенниса Франции Бернар Гюдичелли.

Федерация отказала Шараповой – двукратной чемпионке «Ролан Гаррос» – и в квалификационной wild card.

30-летняя Шарапова в прошлом месяце вернулась после 15-месячной допинговой дисквалификации. Дисквалификация изначально составляла два года, но была сокращена Спортивным арбитражным судом, который постановил, что она виновна в нарушении антидопинговой программы, но сделала это непреднамеренно.

Несмотря на несогласие некоторых игроков – как публичное, так и закулисное, – Шараповой были предоставлены wild card на турниры WTA в Штутгарте, Мадриде и Риме.

На этой неделе Шарапова занимает 211-е место мирового рейтинга, так что у нее недостаточно рейтинга, чтобы попасть в основу Открытого чемпионата Франции после того, как в wild card ей отказали.

«Вы отбыли свою дисквалификацию с честью и достоинством, и теперь она в прошлом. Тем не менее, wild card могут выдаваться игрокам, возвращающимся после травм, но не тем, кто возвращается после допинг-дисквалификаций. Теперь все в ваших руках: день за днем, турнир за турниром находить в себе силы, чтобы снова выигрывать крупнейшие титулы, не будучи никому ничем обязанной», – сказал Гюдичелли, обращаясь к Шараповой в фейсбук-трансляции.

Также Гюдичелли сказал, что это решение было трудным, и добавил, что трижды звонил Шараповой во вторник, чтобы сообщить его, но безуспешно.

«Хотя CAS и сократил ее наказание, это все равно было нарушение теннисной антидопинговой программы, – также сказал Гюдичелли. – Он согласился, что вся ответственность за произошедшее лежит только на Марии. Я никоим образом не ставлю это решение под вопрос. Я уважаю – как и все должны уважать – постановление независимого трибунала ITF и последующее – Спортивного арбитража, куда была направлена апелляция».

В понедельник выйдя во второй круг турнира в Риме, Шарапова гарантировала себе место в квалификации «Уимблдона». Ей нужно было дойти до полуфинала, чтобы успеть попасть в его основу (дедлайн – понедельник), но во вторник она не смогла доиграть свой матч против Мирьяны Лючич-Барони из-за травмы бедра.

После матча пресс-конференции Шараповой не было. Она выпустила заявление, в котором ничего не говорилось о решении «Ролан Гаррос»:

«Приношу свои извинения за то, что пришлось сняться с матча из-за травмы левого бедра. Теперь я пройду медицинское обследование, чтобы убедиться, что она несерьезная. Хочу поблагодарить руководство турнира за предоставленную возможность снова сыграть в этом чудесном месте».

Корсиканец Гюдичелли был избран президентом Федерации тенниса Франции в феврале и практически сразу заявил, что дать Шараповой wild card на «Ролан Гаррос» будет «очень сложно». Тем не менее, он встретился с ней один на один в марте во время турнира в Индиан-Уэллсе, когда она еще была дисквалифицирована.

Гюдичелли тогда сказал, что обсудит вопрос wild card с директором турнира Ги Форже и что пока никакого решения нет. Это внушало надежду команде Шараповой и ее болельщикам на то, что французский «Шлем» последует примеру турниров WTA. Примечательно, что турнир WTA в Страсбурге, который проходит на неделе перед «Ролан Гаррос» и раньше управлялся федерацией, а теперь – агентством, тесно с ней связанным, wild card Шараповой предложил.

Гюдичелли сказал, что окончательное решение относительно «Ролан Гаррос» принял после того, как «в закрытом режиме выслушал много людей» из французской федерации. По его словам, никто в административном аппарате не выступил за то, чтобы предоставить Шараповой wild card.

Реклама 18+

«Мы все на одной волне», – сказал Гюдичелли, добавив, что с руководителями других «Шлемов» не консультировался.

Однако в теннисном сообществе это решение одобрили не все. Например, глава WTA Стив Саймон:

«Мы все субъекты теннисной антидопинговой программы и поддерживаем все, что из нее следует, но я считаю, что «Ролан Гаррос» своим решением назначил Марии дополнительное наказание, которое не предусматривалось CAS, – сказал Саймон по телефону из Флориды. – Такая аргументация – это ужесточение наказания».

Аналитик Tennis Channel и член совета директоров ATP Джастин Гимельстоб еще в понедельник заявил, что «этот новый президент решит сделать громкое заявление и показательно не допустить ее до турнира». «Если он так и сделает, – добавил Гимельстоб, – это будет абсурдом и большой ошибкой».

Но мнения явно разделились. Лючич-Барони после матча во вторник сказала, что считает, что французы поступили правильно.

«Я бы сказала, что это смело с их стороны, потому что на всех оказывается давление. Люди хотят видеть Марию. Это нормально. Но если ты хочешь поступить правильно, но поступай правильно. Если хочешь больше инвестировать в допинг-контроль, то нельзя поощрять человека с положительным допинг-тестом, в какую бы красивую обертку это все ни оборачивалось».

Гюдичелли признал, что испытывал давление со стороны, но отметил, что финансовые интересы не являются основанием для предоставления wild card. Также, по его словам, на его решение не повлиял недостаток звездной мощи на предстоящем турнире ввиду отсутствия Роджера Федерера и Серены Уильямс.

«Выбор был непростым, потому что Мария чемпионка, двукратная победительница нашего турнира и звезда. Но нельзя ее держать на отдельном счету. Свою индивидуальность она должна показывать на корте. Это турнир «Большого шлема», а не рок-концерт, куда мы приглашаем лучших артистов планеты. Это турнир, где каждый игрок может побороться с каждым».

Гюдичелли сказал, что они с Форже считают, что «турнир больше игроков, и защита его интересов важнее, чем защита их».

Между тем, были во вторник и противоречия. Wild card в квалификацию получил Констан Лестьенн – француз, в прошлом году на семь месяцев дисквалифицированный за онлайн-ставки на 220 матчей. Половина его дисквалификации была условной.

В прошлом году «Ролан Гаррос» отозвал свою wild card для Лестьенна из-за начатого расследования. Гюдичелли спросили, почему в случае с Лестьенном в этом году «логику Шараповой» не применили.

«Потому что Констан за свой проступок расплатился. Он совершил ошибку, понес наказание, был принят обратно в тур и показал, я бы сказал, свое желание подняться на новый уровень. На данной стадии уже нет оснований отказывать ему в wild card. Он входил в тот пул игроков, которые претендовали на wild card».

Но некоторые считают, что и Шарапова свое наказание уже понесла.

«Это очень трудно, и я считаю, что Мария уже была наказана, – сказала в понедельник в Риме соотечественница Шараповой Светлана Кузнецова. – Она отбыла дисквалификацию. Я думаю, нужно уже закончить с этим всем и двигаться дальше».

Очевидно, что к этому пока не все готовы, и 20 июня, когда свои wild card объявит «Уимблдон», могут быть новые противоречивые эмоции».

Источник: The New York Times; фото: instagram.com/mariasharapova; globallookpress.com/JB Autissier/Panoramic; Gettyimages.ru/Julian Finney; REUTERS/Ralph Orlowski