15 мин.

Артем Дзюба: «Жирков лучше Аршавина»

С Артемом Дзюбой мы уже давно хотели пообщаться. Но все как-то не получалось: то он оказался «невыездным» из-за аренды в Томске, то Карпин посоветовал повременить с общением с прессой.

- Я уже год вам отказывал, и Валерий Кузьмич сказал, что надо. Поэтому я здесь, – так Артем все-таки добрался до студии «Радио Спорт».

О возвращении в «Томь»

Был ключевой момент, из-за которого я во второй раз оказался в Томске. Когда я приехал туда со «Спартаком», меня там люди очень хорошо встретили, вокруг такая любовь. Ностальгия пробила. Было приятно, что меня так уважают, ценят. Мне некоторые говорили, что «будешь первым парнем на деревне», но я не считаю, что это так. Мне есть, к чему стремиться. Когда в первый раз туда ехал, думал, что Томск – это такая чуть ли не пещера. На самом деле, город очень приятный, уютный, люди там добрые. Там нет суеты – это преимущество перед Москвой. Ты встаешь, ты знаешь, что сегодня будет, там не бывает чего-то сверхнеожиданного.

Я приехал в «Спартак», у меня был разговор с Валерием Георгиевичем Карпиным, который сказал, что не видит проблем, если я останусь в команде. Если буду доказывать, проявлять себя, то останусь в «Спартаке». Я остался в команде, прошел все сборы. Все это время я общался с «томскими». Правда, потом выяснилось, что у них была информация, что я не хотел переходить туда. На самом деле, у меня было желание, просто я немного думал, стоит ли, вдруг я заиграю в «Спартаке». В конце концов, я решил, что останусь в Москве и буду доказывать.

Опять у нас состоялся разговор с Валерием Георгиевичем. Я думал, что у меня действительно будет шанс. Но получилось так, что после четырех туров я понял, что вряд ли буду играть столько, сколько хотел бы. Я понимаю Карпина – он тренер, он решает, у него много футболистов, и всем хочется играть. Я пообщался с руководством и решил, что, наверное, самым правильным для моей карьеры было бы вернуться в «Томь», где у меня будет практика, где я смогу себя проявлять. А со «Спартаком» у меня контракт еще на два года. Когда сейчас уходил, были свои нюансы, я немного его продлил, на полгодика. В этом большое спасибо Леониду Арнольдовичу Федуну, он отнесся ко мне с пониманием.

О Валерии Непомнящем

Приятно было слышать, что он хотел меня видеть в команде. Валерий Кузьмич – очень умный специалист. Главный его козырь в том, что он очень грамотный психолог. Он знает, как сделать так, чтобы в команде не было конфликтов. Мне очень приятно, что он мне доверяет, очень меня ценит, и я к нему тоже очень хорошо отношусь. Для меня очень большая честь с ним работать. Я слышал от корейца Кима, что в Корее Валерия Кузьмича очень уважают, и в Камеруне тоже. Мне очень льстит, что такой специалист высокого мнения обо мне. Поэтому я буду делать все, чтобы оправдать его доверие.

О спартаковских воспитанниках

У каждого своя судьба, свой путь. Тренер принимает решение, играют сильнейшие. Не мне судить. Я воспитанник «Спартака», давно всех знаю, и Ребко, и Торбинского, мы вместе росли, поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы играли все наши футболисты. Но я понимаю, что будут приезжать иностранцы. Действительно, такова политика в «Спартаке», потому что это народная команда, у нее больше всего болельщиков и спрос, конечно. Российскому футболисту тяжело там играть, как бы он ни старался. Если будут покупать футболистов, то будут больше шансов давать им, потому что их покупают за огромные деньги, и они должны эти деньги отрабатывать. А молодым тяжело. Про них всегда думают, что они всегда успеют.

Одно время мы играли при Федотове, царствие ему небесное, он в нас верил. Сейчас, как видите, в «Спартаке» тоже делают ставку на молодёжь, молодых подпускают к основе. Кому-то удается этим воспользоваться, кому-то в меньшей степени. Конечно, есть такое, что у кого-то есть право на ошибку, а у кого-то нет. Но это жизнь, выживает сильнейший.

Может, кто-то заиграет. Сейчас, как видите, Макеев постоянно играет в основном составе, Валерий Георгиевич ему доверяет. Он оправдывает доверие, видно, что он очень прибавил, хорошо смотрится на фоне «Спартака», ничем не хуже кого-либо, поэтому я очень рад за него. И Ананидзе, и Яковлев в прошлом году себя заявили. В этом году им будет тяжелее, они и сами понимают это, потому что в прошлом году их, может, где-то недооценивали, сейчас с ними будут играть по-другому – пожестче.

О стереотипах

Я себя веду естественно. Просто не знаю, с чего пошел этот стереотип. Я жизнерадостный, я люблю шутить, смеяться, но я не раздолбай и не тусовщик. Я не люблю тусоваться, лазить по клубам, выпивать там – я не большой любитель всех этих вещей. Я считаю, что человек – сам творец своей судьбы. Так что если надо веселиться, можно и без алкоголя обойтись. Нужно быть самим собой, мне не нужно выпивать, чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Всегда обо мне складывалось впечатление, что я такой раздолбай: хожу, смеюсь. На самом деле, я очень общительный. Но я всегда очень уважал старших, и так получилось, что когда меня подпустили к команде, где были Рома Павлюченко, Егор Титов, Максим Калиниченко и Денис Бояринцев, я с ними нашел общий язык. На тренировках, когда надо мной подшучивали, я в отместку мог пошутить. Старшим-то это было позволительно. Просто, складывается такое ощущение – у нас в России так заведено – что посмеялся, а потом, не дай Бог, какую-то игру плохо сыграл, и всё, сразу с этим ассоциируют – ты сразу такой плохой. Так сложилось такое несерьезное впечатление обо мне. А на этом фоне тренер будет решать, кого ставить, кого нет. А потом, в прошлом году произошел определенный инцидент. Не подстава, но был небольшой инцидент с определенным человеком, и из «Спартака» пришлось уйти в Томск. У меня не было другого выбора.

Об агентуре

В дубле платят тысячу-две долларов. До трех могут заплатить, если кто-то уже под основным составом. Я вообще считаю, что футболисты должны получать столько, сколько они заслуживают. У меня агент поздно появился, сначала я вообще с этим не сталкивался. Сначала со мной работал Глеб Панферов, потом я перешел к Алексею Сафонову. Я очень ему благодарен, он мне очень помог в «Спартаке».

Я думаю, агент у футболиста должен появляться перед дублем, лет в 15-16 лет. Только важно, чтобы агент переживал за тебя. У нас в школе, когда мы заканчивали, у многих ребят уже были агенты, не было человек у пяти-шести. Я тоже пришел с чистого листа, мне предложили долларов 300-500, я подписал. Я и тому был рад. Потом уже задумываешься, когда начинаешь понимать, что кто-то определенную сумму получает, и ты должен не меньше получать, ты не хуже, ты тоже чего-то стоишь.

О мячах и номерах

Да, я подавал мячи. В Лиге чемпионов я старался, а в чемпионате России всегда норовил отлынивать от этого дела. Всегда было холодно, далеко ехать, и я думал, что лучше я по телевизору посмотрю футбол. Но я помню, что даже Черчесову подавал, когда он стоял в воротах. Он как раз повернулся и крикнул: «Мальчик, подай мяч». С акцентом таким. Было очень смешно, я кинул ему мяч, а потом он стал моим тренером. Судьба. Подавал и на дерби ЦСКА – Спартак. Тогда впереди еще играли Сычев, Бесчастных. Помню Титова, Тихонова, Аленичева. Правда, мельком, маленький ведь был.

«Спартак» – это же вообще для меня мечта, я с детства спал и видел, чтобы оказаться в этой команде. Так получилось, что взял 9-й номер в «Спартаке». Титов ушел, и если честно, я не очень хотел брать этот номер, потому что у меня всегда 10-й номер был любимый. Когда Павлюченко уходил, он мне сказал: «Ну, все, Дзюба, 10-й – твой, забирай». Думал, заберу, но получилось, что Саенко взял, он постарше. А я как раз пропустил первый сбор, и там все номера разобрали. А 9-й все боялись брать, потому что, мол, болельщики будут пристально смотреть, все-таки такой человек играл под этим номером! Я понял, что кроме 9-го мне оставались только какие-то 30-е номера, и сказал, пусть будет 9-й.

Об Олеге Романцеве

Я был о нем наслышан, ребята много рассказывали: что очень он требовательный, не дай Бог, что-то не так сделать. Я его застал, когда он пришел к нам консультантом. Не буду лукавить или превозносить его, но действительно этот человек мне очень помог. Благодаря нему я заиграл в прошлом году, 7-8 игр в основном составе провел очень уверенно. Он меня сильно поддерживал. Для любого человека, а особенно для нас, спортсменов, когда видно, что тебе доверяют – это окрыляет.

О наших легионерах

С Юрой Жирковым я познакомился совсем недавно. Мы вместе отдыхали. Я очень удивился, когда познакомился с ним, потому что думал, что он совсем другой, а он очень воспитанный, очень скромный. А футболист он вообще замечательный! Я считаю, что Жирков – лучший футболист в нашей стране. Андрей Аршавин – хороший футболист, я не спорю, великолепный. Но для меня, Жирков – номер один, именно по умению и понятию футбола, по принесению пользы команде. Когда он был в ЦСКА, мне кажется, на нем вся команда держалась. И в сборной он очень большую роль играет – в защите, где он всю бровку покрывает.

О друзьях

Мои главные друзья Комисcаров и Иванов играют со мной в «Томи». Есть еще один друг у меня Филипенко, он сейчас в «Сибири», мы с ним созваниваемся. Очень хорошо дружу с Денисом Бояринцевым, тоже с ним связь поддерживаем. Есть еще один друг, который не связан с футболом, мы с ним с детства дружим, созваниваемся.

В Москву я часто летаю. Валерий Кузьмич отпускает. Он нам доверяет. Не только мне – всей команде. Можно сказать, что у него европейский подход.

На матч с «Локомотивом» мы всей командой добирались на метро, так как наш автобус попал в большую пробку. Мы ехали в форме, и меня узнали болельщики «Спартака», стали спрашивать: «Что ты здесь делаешь?». Приходилось неловко отвечать, что корейцам достопримечательности показываю. Валерий Кузьмич на автобусе ехал. Это было по желанию: ехали часа два-три, кто-то уже не выдерживал, злился, спрашивал, можно ли на метро. Болельщики узнали, что «Томь» едет, а спартаковские болельщики узнали меня. Подошли, спросили: «Вы Артем Дзюба? Очень приятно. Давай! Удачи!». По-доброму очень. Приятно было.

О социальных сетях

Я не сижу ни «ВКонтакте», ни в «Одноклассниках». Я не очень хорошо отношусь таким социальным сетям. Поэтому Артем *малыш* Дзюба – это точно не я. Я просто не понимаю такое, я считаю, что лучше вживую общаться, видеться, если с кем-то интересно пообщаться, а сидеть сутками напролет и превращаться в растение, я считаю, что это не правильно. Заводить миллион друзей, потом друзей друзей; сидеть, смотреть все эти сообщения – это все очень скучно.

О свободном времени

Очень люблю кино, наверное, весь досуг там провожу. Летом люблю в Парк Горького сходить, на аттракционах покататься. Это добавляет адреналина. Стараемся как-то спортивно отдых проводить. В большой теннис люблю поиграть. Когда на аттракционах катаешься, иногда думаешь, конечно, о том, что не все это надежно, но все-таки это Москва, и хочется верить, что здесь соблюдают правила безопасности. Моя мечта – съездить в Диснейленд, покататься на серьезных аттракционах. Страшно, но интересно.

О кино

Я очень сентиментальный молодой человек, но в то же время люблю комедии и исторические фильмы. Любимый фильм – «Храброе сердце». Это фильм номер один! Если можно было бы жить в другую эпоху, мне бы хотелось попробовать себя в роли рыцаря, шотландца, горца. Но и сейчас много интересного есть в мире, поэтому я не жалуюсь. А из новых комедий самое большое впечатление произвела «Голая правда» с Джерардом Батлером. Я даже шучу, что это я. Ребята в Томске подкалывают, мол, Батлер, Батлер. Он действительно суперский. Мне нравится его образ в кино, и я слышал, что он и в жизни такой же. Он раскрепощенный, у него нет комплексов. Он знает, как себя вести. Если надо себя вести умно и интеллигентно, он может вести так, если компания позволяет себя вести как раздолбай, то почему бы себя так не вести.

Моя любимая актриса – Дженифер Энистон. Это с детства еще пошло, наверное, после сериала «Друзья». Может, для кого-то она не самая красивая, но для меня она – идеал. Мне вообще нравится каждый персонаж этого сериала, они все очень продуманные. Если честно, я очень уважаю американское кино, потому что они делают такие вещи, которые в России мы пока, к сожалению, не можем делать. Вчера был на «Слишком крута для тебя». В Томске, к сожалению, не шел этот фильм. Мне понравился. Он показывает, что любой мужчина может завоевать даже самую красивую девушку.

О музыке

Я считаю, что бред, когда говорят, что «Backstreet Boys» для девочек или для непонятных мальчиков. Каждому может нравиться своя музыка. Они уже взрослые ребята, поют о любви, поэтому нужно слушать, а не слушать всякие непонятные хаусы или рок. Я этого не понимаю, если честно. Сам я не очень хорошо пою. На награждении «Спартака» с Трубачом пели «Голубую луну». Меня поймали, затащили за кулисы, и я уже не смог отвертеться. Пел под фонограмму, а все подумали, что я вживую пою.

О вкусной и нездоровой пище

В детстве, лет в 13-16, я действительно, любил «Макдональдс». Я привереда в еде, всегда домашнее любил, мама баловала всегда. Супы разные люблю, картошку, оливье. Всегда утром ем кашу – любую, кроме геркулесовой. Для меня это намного вкуснее «Макдональдса».

О фамилии

Вообще фамилия украинская. Мой папа ведь родом из Украины, Полтавская область, город Лубны. Вообще папина фамилия мне очень нравится. Она необычная. Для меня честь носить эту фамилию. И я хочу, чтобы продолжался род Дзюбы. Когда-нибудь. Пока это рано, но вообще хотелось бы. Лет в 25, я думаю, уже самое оно. Нужно сначала фундамент построить, быть готовым содержать семью, потому что не хочу нищету плодить. Может, грубо сказано, но это действительно так. Я не хочу, чтобы мои дети в чем-то нуждались.

О семье

Я сам выбрал свою судьбу. И я ни о чем не жалею, и думаю, что не стоит жалеть. Какие-то вещи, конечно, не стоило делать, например, – обижать сестру, родителей. У меня младшая сестра. Ей 18 будет. Я ее очень строго оберегаю от мальчиков. Она даже уже на меня жалуется. Но все-таки она маленькой для меня всегда будет. Я считаю, что чем позже она начнет общаться с мальчиками, тем лучше. Мальчикам в этом плане проще всегда было, парень есть парень все-таки. Мы всегда такие, везде лазаем, узнаем что-то.

О школе

Помимо физкультуры любимым предметом была история. Нравилось узнавать про войны – от гражданских до римлян с варварами – , мне было интересно. Где-то два-три предмета в школе мне вытянули только из-за того, что на последний звонок в один спектакль нужна была Верка Сердючка. Уговаривали всех, и никто не соглашался. У меня рост позволял, ну, меня и нарядили. Все сказали, что «мы тебе поможем». Была спорная ситуация между «тройкой» и «четверкой» по информатике и биологии. Пришлось нарядиться. Засунули шарики, чтобы груди были большие, надели каблуки, дали какие-то платья. Вышла двухметровая Сердючка. Ребята наши читали какой-то текст, а я танцевал под Сердючку. Так благодаря Сердючке я получил свои две заветные четверочки.

В продолжение школьной темы

Сидели мы на алгебре, а к нам пришла девушка, которая только университет закончила, Людмила Эдуардовна, по-моему. Ну, очень красивый преподаватель, такая девушка, что все слюнки пускали. Это в 9-м или 10-м классе было. Каждый перед ней хотел выпендриться, но она-то старше, понимала, что мы дети. И как-то была у нас контрольная, и она шла между рядов, такая попка аппетитная шла, и я по попке как дал с одной стороны. Причем так смачно приложился левой рукой, и отвернулся. Она подумала, что это мой сосед ударил, и как она ему пощечину залепила на весь класс. Смеху было потом! А он в шоке просто был, такая пощечина – на все лицо. Преподаватель ему двойку поставила, но смеялись мы потом очень долго.

О мужчинах и женщинах

Честно говоря, серьезные отношения у меня только сейчас начались. До этого не было никогда. В первый раз поцеловался я, наверное, в первом классе, в 7 лет, наверное. Со своей девушкой я встречаюсь три года. Два года и 10 месяцев. Про женщин мне отец много объяснял, с детства уже начинал понимать. Мужчины хотят понять, чего от них хотят женщины. Единственное, что мужчины не опознали и не смогут никогда узнать – это женщину до конца. Я примерно такой. Где-то я, может быть, и ленюсь, но если будет задача удержать девушку, чем-то привлечь, заинтриговать, каждый раз удивлять, то я смогу это сделать.

Послесловие

Катерина КИРИЛЬЧЕВА:

Мальчик вырос. Это стало понятно, как только Дзюба устроился на студийном стуле. Дверь была забаррикадирована, путей к отступлению не осталось, и стало ясно, что нас обманули. Вместо себя привычного – весельчака и балагура – Дзюба подсунул нам рассудительного и серьёзного молодого мужчину. Он сразу принял закрытую позу, скрестив руки, и предупредил, что шутить не собирается. На программе Артём взвешивал каждое слово, обдумывал каждую фразу. Если присмотреться повнимательнее, то, кажется, в его огромных голубых глазах можно было уловить само движение мысли. Да и какие тут шутки, если обсуждается тема невостребованности спартаковских воспитанников и стереотипности восприятия его личности… И даже на наш коронный вопрос – «Чего хотят женщины?» – у Артёма был свой ответ. Так развёрнуто и глубоко нам на него не отвечал ни один из предыдущих гостей. А ведь они все старше его минимум лет на пять.

- Я считаю, что настоящей женщине нужен и друг, и любовник, и семьянин. Такой человек, который будет влюблен, умен, сексуален. Много факторов. Женщине нужен не то, чтобы идеальный мужчина, но такой человек, который может дать ей защиту и семейный очаг. Страсть и порывы постепенно уходят на второй план, поэтому нужен интерес к друг дружке, чтобы было, что в друг друге надо почерпнуть.

Раскрепостился Артём только под конец эфира. Не на шутку. Посыпались долгожданные «дзюбовские» истории. И как-то сразу закралась надежда, что, может, он всё-таки не стал тем скучным взрослым, которым боятся стать все дети, а превратился в мужчину, в котором всегда будет жить маленький мальчик.

Мария КОМАНДНАЯ: Ну пожалуйста, можно я в этот раз ничего писать не буду?!

Материал был изначально подготовлен для еженедельника «Спорт день за днём».

Эфир с Артёмом Дзюбой Вы можете послушать по ссылке.