7 мин.

Главное - без травм!

Перед каждым регбийным турниром нам напутствуют всегда одно и то же – «главное без травм». Не смотря на это каждая из команд после серии игр ненадолго списывает из состава несколько человек с повреждениями разной степени тяжести.

За последние пару лет в любительском регби я могу припомнить у себя сильный ушиб ребер (возможно, это была трещина или даже перелом, я не обращался к врачу), ушиб колена с отеком, рецидив травмы голеностопа, вывих кисти. И без счета разбитых губ, носов и выбитых пальцев. Такими травмами может похвастать любой, что играет в контактные виды спорта.

Такие травмы как билет, в котором три первые цифры совпадают с тремя последующими. Как ранение в задницу на войне. Они позволяют вести полноценную жизнь без ограничений. Время от времени поигрывать в футбол во дворе или кататься на сноуборде. Но как только приходит время отправиться на рутинную и тяжелую тренировку «у меня травма, тренер, ты же знаешь».

И тут я сорвал джек-пот. Гостевой матч против соседей в рамках Федеральной Лиги. Происходит обыденная ситуация: мяч катится по земле недалеко от нашей зачетки. Я нахожусь ближе всех к мячу и я понимаю, что не успеваю ни сыграть сам, ни отдать пас. Я принимаю, как мне кажется, единственное верное решение. Стелящимся прыжком я накрываю мяч и перекатываюсь так, чтобы сохранить снаряд для своей команды. Тут один из соперников, который как и я в детстве смотрел по ТВ «Титаны реслинга с Николаем Фоменко», совершает коронный прием Джеффа Джаретта по прозвищу «гитарист». Расставив руки в стороны, он разбегается и прыгает на жертву.

Прием оказывается эффективен на 100%. Не зря Джефф Джаретт по прозвищу «гитарист» использовал его каждый раз, как только представлялась возможность. В ушах звон, похожий на противный ультразвук, в глазах темнота, во рту сибирский чернозем. Ручонки предательски отпускают добытый мяч, его получает соперник, а мы получаем попытку в своей зачетной зоне.

Я уползаю на бровку. Голова гудит, рука отказывается слушаться от самого плеча. Что-то противно хрустит внутри, при попытке подняться чувствую острую боль, от которой темнеет в глазах и теряется реальность. С меня снимают регбийку, и на мое место выходит игрок из стана соперников. Мне дают нашатырь и прикладывают подорожник. Человек из числа болельщиков диагностирует «ничего страшного». «Перелома точно нет, скорее всего, просто ушиб или, в крайнем случае, разрыв связок».

 ***

Медсестра при спорткомплексе осматривает меня, мажет зеленкой колено, прикладывает лед и, на всякий случай, вызывает скорую. Врач скорой предлагает наркотическое сильное обезболивающее и приглашает проехать в больницу.

- Зря ты все-таки от наркотиков отказался, с ними не так тускло было бы, - сказала она, когда мы сели в машину.

- Мне нельзя, мне домой ехать.

- За рулем? Это вряд ли.

Меня доставляют в приемный покой дежурной больницы. Длинный коридор разделен на кабинеты с помощью ширм и натянутых простыней. Приходит доктор, смотрит, щупает.

- Это все похоже на перелом. Но точно не скажу, надо делать снимок. Но похоже на перелом. Готов ложиться в больницу? Надо будет делать операцию, лежать неделю. Пока подумай, а я пойду перекурю. Все равно пока тебя оформить не можем – компьютер сломался.

Я сижу в приемном отделении за перегородкой из простыни. Из одежды на мне только игровые трусы, гетры и бутсы. Всю верхнюю часть покрывает бинтовая повязка, на плече подорожник, колено элегантно промазано зеленкой и заклеено пластырем. Через пару дней мне нужно оказаться на работе, к тому же у меня с собой нет ни полиса, ни ламинированной зеленой бумажки. Готов ли я остаться? Разумеется, готов. Не здесь и не сейчас.

Я добираюсь на стадион, забираю машину, переодеваюсь и отправляюсь домой. Мне предстоит проехать чуть более 220 км. Легко ли вести автомобиль одной рукой? Вполне себе нормально, если у тебя целая левая рука, правый руль и АКПП. Единственный сложный участок – узкими изворотливыми улочками надо выбраться из города. Единственной рукой мне приходилось мотать карту на планшете, крутить руль и включать повороты.

Добравшись домой к ночи я стал обладателем гипса и пары снимков. Там без экспертного мнения виден хороший перелом ключицы со смещением.

А днем меня уже осматривал хороший платный доктор.

- Здесь страшный, довольно неприятный перелом. Как же кость так неудачно сместилась? Судя по гематоме, готов поспорить, что это было падение и бордюрный камень.

- Давайте поспорим, доктор, это газон и человеческая глупость. Оно срастется?

- Не здесь, не скоро, и не так, как вам бы этого хотелось. Здесь нужна серьезная операция.

Он ненадолго углубился в расчеты и написал на бумажке сумму, близкую к шестизначной. Половина, как в хорошем автосервисе, приходилась на запчасти и расходные материлы.

На следующий день я обратился к бесплатной медицине. Я высиживал собственную экстренную госпитализацию около 6 часов. Доказывал свежесть травмы и отсутствие возможности справиться с ней своими силами. Решающим аргументом стало то, что травма спортивная и получена на соревнованиях.

Отделение травмы кисти в больнице – это ярмарка человеческой отваги и глупости. Мой сосед по палате Валерий собирался на охоту и точил ножи. Чтобы проверить качество своей работы, он подставил ладонь и провел лезвием по трем пальцам у основания. И перерезал все сухожилия. А другой мой сосед подвесил в автосервисе движок от газели и на ощупь проверял затяжку болтов. Движок сорвался и раздробил кости на трех пальцах. Хорошо, Евгений, у тебя хватило мозгов не взглянуть на эти крепления снизу визуально. Парень на койке у окна решил проверить, можно ли поймать бокал, который падает с поверхности стола. Можно, но хватка была настолько сильной, что стекло задело нервные ткани и два пальца больше не сгибаются. А пациент из шестой палаты пошел дальше. Чтобы не будить ночью жену и маленького ребенка, он решил попасть в собственный дом сразу через второй этаж, через балкон. Он попросил подвыпивших друзей подкинуть его повыше, чтобы зацепиться за балконные перила. Но вместо этого зацепился за декоративную металлическую решетку. Да так ловко, что трюк Коперфильда с ножом в руке можно считать детским карточным фокусом. Наконечник в виде стрелки прошел через ладонь насквозь и по-настоящему.

А чем я могу похвастать в этой лихой компании? Я просто сыграл в регби.

Мне сделали операцию, понаблюдали пару дней и отпустили. Шесть недель я носил сборную металлическую конструкцию весом 226 грамм и похожую на концевик старой гардины. На нее очень удобно накинуть шляпу, если вдруг вошел в помещение без вешалки. А с другой стороны, возле основания шеи торчал крючок, за который можно цеплять петлю верхней пуговицы, чтобы ворот рубашки излишне не топорщился. Вместо гипса я носил легкий кевларовый панцирь из эластичных застывших бинтов. Это куда удобнее чем обычный гипс, который весит как бронежилет, растворяется в воде, крошится в постели и вызывает жуткие боли спины.

На поле объективно не скоро. Док говорит, года через 2 при удачном сращении. Поэтому, пользуясь случаем, я хотел бы дать несколько советов относительно безопасности начинающим регбистам и тренерам.

Игрокам:

  1. Хорошо разминайтесь перед каждым матчем и каждой тренировкой, где ожидается контакт. Большинство травм получают в ситуации, когда организм не «разогрет» до нужного состояния.

  2. Берегите себя. Регби это жесткий вид спорта, но он не должен быть грязным и грубым. Если ситуация позволяет обойтись без столкновения – обходитесь.

  3. Уважайте соперника. Регбийный дух это не только обнимаши после свистка и третий тайм. Это минимизация риска травмы в каждом столкновении. Никто не скажет, что ты рохля если не будешь бежать с кулаком вместо «ручки», ставить жесткий «шлагбаум» или с улюлюканьем запрыгивать на рак.

  4. Знай и уважай правила и дух регби. Просто не выходи на поле без этих знаний.

  5. На все выездные соревнования бери с собой паспорт, полис ОМС, СНИЛС.

  6. По возможности оформляй полис дополнительного медицинского страхования, покрывающий травмы, полученные при занятии спортом. Бесплатная медицина обеспечит тебе подорожник, зеленку и веселое обезболивающее при госпитализации. Качество дальнейшего лечения будет зависеть от тебя.

Тренерам и руководителям команд:

  1. Помните, что на вас лежит ответственность за жизнь и здоровье каждого из игроков.

  2. Проследите, чтобы все выходящие на поле игроки знали правила регби, а также прошли программу «Готовность к регби» World Rugby.

  3. Обращайте внимание организаторов турнира, чтобы на поле дежурил врач или скорая помощь.

  4. Проследите, чтобы все выходящие на поле игроки были хорошо разогреты и имели защиту, если это необходимо.

  5. Не допускайте к матчу игроков, не восстановившихся от травм. Лучше провести в неполном составе одну игру, чем весь сезон.

Берегите себя, играйте в регби. Главное – без травм.