6 мин.

Что не так с Российским футболом

Владислав Андреев разобрался.

Большинство болельщиков сборной России, помимо чувства патриотизма, в последнее время ощущают и чувство страдания. Последний достойный результат был 10 лет назад — все помнят победу над Голландией в четвертьфинале, волшебника Гуса и великолепную пятерку русских топ-легионеров (Аршавин, Билялетдинов, Жирков, Павлюченко, Погребняк), уехавшую в тот год за рубеж. Тогда даже в КВН стали реже шутить над сборной, а у всех россиян появилась надежда, что наш футбол еще можно спасти. Но затем случился «мариборский кошмар», который резко вернул всех на землю с резким опустошением, а после этого ничего яркого уже не было. Только лишь конкретные эпизоды, вроде победы над Швецией (1:0) и триумф юношей на ЧЕ-2013. Вместе с Владиславом Андреевым попытаемся разобраться, когда уже придёт новое поколение талантов в русский футбол.

2 декабря 2010 года Россия получила право на проведение Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. Отлично помню тот день — это был мой первый футбольный матч с трибуны морозной «Арены Химки». ЦСКА укладывал швейцарской «Лозанне» гол за голом и уверенно выиграл 5:1, а в самом конце матча болельщики стали узнавать по телефону, что Россия проведёт Чемпионат Мира в 2018. Это вызвало не меньшее ликование трибун, и тогда многие из нас стали жить с ощущением предстоящего праздника. До мундиаля оставалось 8 лет, а наша сборная, хоть и пропустила ЧМ-2010, все еще была в двадцатке сильнейших команд планеты.

Вне зависимости от того, как мы сыграем на домашнем чемпионате мира, нужно признать — мы все-таки потеряли это драгоценное время зря (привет, Кэп). Всем известная история про Германию, которая построила целую систему воспитания игроков, оказалась несостоятельна в нашей стране. Мы размышляли о пользе лимита и меняли его, приглашали именитых тренеров (Дик Адвокаат, Фабио Капелло), даже клубный календарь подстроили под европейский цикл — а воз и ныне там. Всякий раз на крупных турнирах нас ждал один и тот же сценарий — невыход из группы. Последней каплей стало фиаско на Евро-2016, после которой появилась петиция со смешным требованием «разогнать сборную». Данную петицию в порыве возмущения подписало более миллиона человек, но впоследствии, её автор Артем Хасанов, позже признал, что сборная и так после каждого форума расходится по клубам, и изменил пункты, в числе которых есть и логичные, например, развитие детского спорта и инфраструктуры.

Сейчас, когда в сборную вызывают 38-летнего Сергея Игнашевича, всем становится очевидно — система подготовки молодых футболистов не функционирует. Под слово «система» хотелось бы обозначить систему подготовки тренеров и футболистов в целом стране, а не конкретные случаи, вроде ЦСКА, «Краснодара», «Спартака», «Локомотива» и «Зенита». Воспитанники этих клубов либо играют за свой (ЦСКА, «Краснодар»), либо разбредаются по остальным командам премьер-лиги («Спартак», «Локо», «Зенит»). В остальных клубах более менее талантливые воспитанники уходят в один из топ-5 российских клубов (жаль, что не чемпионатов).

Есть, конечно, замечательные примеры, вроде Александра Головина, который играл еще в Калтане (Кемеровская область) и Романа Зобнина, воспитанника Академии Коноплёва и иркутской «Звезды», которые показывают высокий уровень не один год. Упоминая этих ребят, хотелось отметить, что по данным РФС, в стране на 2016 год действовало 25 региональных центров по подготовке футболистов, из них 5 имеют статус претендента. Восемь центров из 25 находятся в восточной части России, и ни одного на Дальнем Востоке. Есть и другие данные. Например, автор Никита Кусакин приводит такую статистику по данным ДФЛ на 2017 год: 131 футбольная школа, из них 33 в Москве, 5 в Московской области, 12 в Питере и 4 в Екатеринбурге. А по интернатам еще хуже — их всего 16 на всю страну, и 7 из них — в Москве.

Фото: kublog.ru

Поэтому когда вы будет говорить, что страна огромная, а футболистов нет, вы, пожалуйста, не задевайте всю страну. Потому что любой парень из Бурятии, Читы или Биробиджана с радостью попробует свои силы, если у него будет шанс. Однако, даже если у него получится уехать в Москву или куда поближе, он неминуемо встретится с нашей российской реальностью, о которой ниже.

Этот момент уже освещался в недавно вышедшем сериале «Вне Игры», про пьяницу-скаута Фила и паренька с горящими глазами Сашу, желающим изменить российский футбол. Фил, будучи знакомым с методологией тренеров футбольных школ, рассказывает Саше, что во-первых, любой безумно талантливый, но хилый пацан никогда не будет принят в школу, потому что атлетизм и физика — вот что ценится тренерами. А второй момент, заключается в том, что нужно выигрывать здесь и сейчас, иначе тренера снимут. Поэтому весь упор в тренировочном процессе идет на подготовку к соревнованиям, а не к совершенствованию навыков. И в результате: у тренера медали, у ребят-юношей медали, а во взрослый футбол переходят единицы. Почему? Да потому в других школах ребята уже догоняют по физическим данным, а по мышлению намного опережают их. Если хотите пример, то вот вам сборная победителей юношеского ЧЕ-2006: на слуху только Прудников, меняющий клубы каждый год, Сапета и Горбатенко. Получше складывается карьера их потомков — триумфаторов ЧЕ-2013 до 17 лет, но и тут не будем торопиться, а просто пожелаем удачи в карьере.

Фото: metronews.ru

Последний момент — всем известная и надоевшая коррупция. Пару лет назад портал Sportbox опубликовал 5 историй о том, как получают место в команде либо по блатным связям, либо благодаря большим деньгам. Странно, что таких историй всего пять: есть вероятность, что кому-то не понравилось, что правда может вылезти наружу. Но если вы вдруг столкнулись с коррупцией в детско-юношеском футболе, то смело звоните по номеру горячей линии Общественной палаты РФ 8-800-737-77-66.

Подытоживая вышесказанное, хочется найти плюсы, и они в тех людях, кто тренирует наших детей и руководит школами. Кто не боится рисковать и играет на долгосрочную перспективу, без кумовства и взяток выращивая юных талантов. Тот, кому не нужны деньги и медали сейчас, но зато хотя бы один его воспитанник попадёт клуб Премьер-лиги, или может уедет за границу. Тот, кто доверяет тренеру и не просит с него результата несколько лет, потому что знает и видит — из этих ребят вырастут хорошими спортсменами.

Вы можете полагать, это наивно, но я и вправду знаю таких людей. И слова благодарности родителей за своих детей — это их зарплата. А вы, дорогие друзья, прежде чем рассуждать о том, что «российскому футболу нужны поля, детские тренеры и школы» должны осознавать, что для всего этого еще нужны доверие, прозрачность и поддержка. Вот тогда мы что-то увидим. А пока радуемся за тех, кто уже вырос в достойных спортсменов, несмотря на эту ситуацию, и пожелаем им удачи в карьере. Ну и по традиции болеем за наших!

Другие интересные материалы на сайте Живу Спортом: 

Как Путин играет в хоккей