13 мин.

Ретроспектива. Выпуск 2: The Shack Attack. Зарождение великого центрового или каким видели Шакила О`Нила в 1991 году

Оригинал - Карри Киркпатрик, 21 января 1991 года, Sports Illustrated

Уже сейчас центровой университета Луизианы Шакил О`Нил - следующий великий центровой. И ему всего 18.

Трудно удивляться тому, что центровой Луизианы Стэйт и сын военнослужащего Шакил Рашан О`Нил, который неожиданно превратился в баскетбольный батальон, состоящий из одного человека, так юн, так огромен, так хорош, или даже так зрел, сдержан и вежлив. Удивляет то, что все эти качества у него есть.

Младший сержант Филипп Хэррисон, обращённый в ислам и ранее сделавшая это Люсиль О`Нил, воспитали маленького мальчика, одаренного для баскетбола и достаточно представительного, чтобы соперничать с другими спортсменами, но не бороться с манящими искромётными вечеринками в студенческом городке: The Big Easy жил радостной и свободной жизнью. Более того, только за пару месяцев до его второго сезона, О`Нил решил больше не играть за университет, он – будущее баскетбола. И для всех этих агентов и скаутов НБА, пускающих слюни и страстно желающих быстро получить себе The Shack, которое является лишь одним из прозвищ, которое он себе дал из бессчётного множества – будьте спокойны за ваши сердца и кошельки, ведь он также «юн и так неопытен», как говорил Король Лир о Корделии.

Забудьте об очках и подборах О`Нила, его блоках и проценте попадания с игры – категориях, в которых он кстати лидирует в Юго-восточной конференции к концу недели. Трижды в этом сезоне, О`Нил ростом 7 футов 1 дюйм и весом в 295 фунтов был близок к достижению своей основной цели - окончательно разломать на куски баскетбольное кольцо. В его понимании это не просто разбить стекло щита – это детские забавы, хотя сам он до сих пор не сломал ни одного. Мы говорим о том, чтобы снести всё до основания – сетку, кольцо, щит, опорный столб – всё! Он почти сумел это сделать во время выставочной игры против Ньюкасл Фэлконс (Австралия) в середине ноября. Появился повод поблагодарить О`Нила, ведь после данка с двух рук в Центре имени Маравича университета Луизианы он мудро отпустил кольцо, чтобы вся конструкция не опрокинулась, ведь к тому моменту он уже сдвинул опорный столб на добрых пять дюймов и также сломал цепи сетки, пригвоздив их к полу. «В ту ночь, когда я сломаю кольцо, ты точно увидишь какой-нибудь танец», -сказал О`Нил.

Дело не в том, что Шак страдает от кризиса личности: семья Лонг из Батон-Ружа недавно крестили своего новорождённого ребёнка под именем Шакил О`Нил Лонг, и О`Нил вскоре появился у входной двери этих незнакомых ему людей, чтобы попозировать для фотографий с ребёнком. Но у него есть этот пунктик касательно имён.

«Не называйте любого следующего ребёнка Шакилом», - предостерёг Карим Абдул-Джаббар, который позже этой ночью учил О`Нила скай-хуку, как и подобает мастеру. – Он будет первым и единственным Шакилом.»

Шак даёт названия всему, включая свои победные танцы. Кто мог забыть Shaq-de-Shaq, хип-хоп походку, которую он сделал сразу же после убийственного данка в отрыве, который окончательно оформил апсет шедшей второй Аризоны университетом Луизианы со счетом 92-82? О`Нил позаботился о том, чтобы все СМИ в Батон-Руж написали это название с буквой «q», а не с более привычными «ck». Этой победой О`Нил разрушил то, что считалось лучшей передней линией в университетском баскетболе, набрав 29 очков, 14 подборов и 6 блоков за 28 минут игры. Пока он выживал с четырьмя фолами в последние 12 минут, О`Нил трижды заблокировал форварда Шона Рукса ростом 6 футов 11 дюймов, доминировал над центровым/форвардом Брайаном Уильямсом и сделал всё, разве что не съел автобус гостей. «Данные антропометрии не дают оценить его должным образом, - сказал форвард Уайлдкэтс Крис Миллс позднее. – Увидеть его лично, это что-то невероятное».

«Ему уйти из-за перебора фолов было бы сродни тому, как Карим уходит из-за перебора фолов в Форуме», - сказал тренер Аризоны Люк Олсон, который несомненно приметил Абдул-Джаббара среди толпы в Центре имени Маравича.

«Не называйте любого следующего ребёнка Шакилом», - предостерёг Карим Абдул-Джаббар, который позже этой ночью учил О`Нила скай-хуку, как и подобает мастеру. – Он будет первым и единственным Шакилом».

О`Нил так же даёт названия своим исследованиям. Не учебным исследованиям, где он превосходен; он лидирует в баскетбольной команде со средней оценкой 3.0 (из 4.0 возможных), в то время, как этой осенью балл для первогодок упал до 2.0. «Они много играют в Нинтендо», - сказал он. Предмет, который выделят О`Нил, это что-то, что он называет «rimology», который состоит из детального изучения колец, щитов и опорных столбов на всех гостевых площадках, куда приезжают Тайгерс. Первое, на что смотрит О`Нил, это баскетбольное оборудование и крепления. Перед игрой с Виллановой 24 ноября в Springfield Civic Center, в Спрингфилде, штат Массачусетс, в Зале Славы, ему хватило лишь одного взгляда, что знать, что будут проблемы. И они были. После ранней Shack-атаки игра была приостановлена на пять минут, пока персонал из четырёх человек вновь устанавливал опорные конструкции кольца на место.

«Когда Шакил выяснил, что в Иллинойсе кольца не ломаются, он был настолько взволнован, что нам пришлось дать ему успокоительное», - сказал рождённый в Мадриде со-капитан Тайгерс Майк Хансен. Увы, О`Нил рано набрал много фолов в Шампань-Урбане – преимущество хозяев по штрафным было 41-19, Луизиана проиграла 102-96, а кольца Иллинойса остались целы.

О`Нил даже даёт прозвища своему имени. Ему нравится чёрная бейсбольная кепка с надписью I AM THE SHAQNIFICENT, которая, по его словам, была сделана для него «корешом, возвращавшимся в Сан-Антонио». Помимо простого The Shack (прим. – лачуга, хибара), его прозвища также включают в себя The Love Shack, и другие варианты Shack. Его любимое Shaquille the Real Deal, небаскетбольное прозвище, которое он придумал в старшей школе, пока играл в карты с приятелями в Форт Сэм Хьюстоне, где была база его отца. «Сюрреальный» может быть более правдивым описанием ребёнка, который ещё будет подростком в оставшиеся 14 месяцев, и уже является пятым или шестым в списке лучших центровых планеты.

Эксперты единодушно назвали О`Нила как явного наследника трона, который сейчас делит между собой правящая ось в лице Оладжувона-Юинга-Робинсона. Другой великий центровой, Билл Уолтон, который провёл неделю в межсезонье, работая с О`Нилом, сравнивает его с другим игроком НБА, который отличается габаритами. «Чарльз Баркли, - сказал Уолтон. – У Шакила есть быстрый и необузданный взрыв, как у Баркли. Это примитивная сила, которую не получить в тренажёрном зале. Она приходит откуда-то ещё, из глубины души. У этого парня есть физическая одарённость и личная дисциплина, чтобы стать лучшим. Но я говорю Шакилу, что быть лучшим – это не показатели или статистика. Это то, как ты контролируешь ход игры».

Но О`Нил должен был придержать некоторые довольно хорошие показатели, чтобы тащить на себе другую часть посредственной команда университета Луизианы. Тайгерс вошли в этот сезон, потеряв 60 очков и 24 подбора по сравнению с прошлогодним составом, выдавшим 23-9. К воскресенью Шак лидировал в NCAA по подборам, с 15.2 за игру, и был шестым по результативности (28.5 очка), четвёртым по блокшотам (4.8) и 14-ым по проценту реализации (63.9%). Пока О`Нил сокращал число своих фолов по сравнению с прошлым годом - он был дисквалифицирован девять раз в сезоне 1989/90, когда SEC тестировало правило шести фолов (сейчас временно отменено), он был не в состоянии остановить ту кучу фолов, которые ему свистели в гостях. В добавок к поражению от Иллинойса, Луизиана уступила Вилланове на выезде, когда О`Нил имел проблемы с фолами; Тайгерс выиграли у Обёрна 96-84 в прошлую субботу - О`Нил забрал 14 отскоков и заблокировал четыре броска, но набирал очки как недо-Шак, всего 14 – и это была их первая победа на выезде. Университет Луизианы имел 10 побед и 3 поражения, когда Тайгерс направились на встречу с Алабамой среди недели.

Конечно, это был исторически редкий случай, когда возможно два лучших игрока поколения на своих позициях встретились в последней игре сезона чемпионата NCAA в Луизиана Стэйт, и Тайгерс уступили Техническому университету Джорджии вместе с защитником Кенни Андерсоном 94-91, а сам О`Нил набрал 19 очков и 14 подборов, но также отметился четырьмя фолами. Пока игра выдвигала неутешительные выводы к переменчивому сезону новичка – он набрал 17 очков и 14 подборов против чемпионов NCAA из университета Невады (которых Луизиана обыграла в регулярке), но лишь 10 очков и 8 подборов в проигранном Обёрну матче в SEC – его поразительные, неотшлифованные навыки были очевидны для людей из НБА, которые обещают, что он будет первым выбранным на драфте, если этой весной покинет университет.

Было очевидно, что делёжка мяча с впечатляющим малышом – защитником Крисом Джексоном и другим семифутером, Стэнли Робертсом, ограничило развитие первогодки О`Нила в по сути не пасующем нападении. Но сейчас Джексон ушёл из университета в Денвер Наггетс, а Робертс, который больше не имел права играть за университет, вышел на ключевые роли в Реал Мадриде из Испании. То, что все на арене знают, на кого полагается Луизиана в эти дни, и то, что Шак продолжает быть во главе таблицы по многим показателям, демонстрирует его поразительное улучшение.

Прошлым летом О`Нил тренировал подбор мяча три часа почти каждый день и делал подъёмы на икры в своей комнате каждой ночью, пока не чувствовал, что засыпает. Результатом этого стало улучшение вертикального прыжка на восемь дюймов; из позиции стоя, The Shack сейчас может прыгнуть примерно два с половиной фута выше кольца. В июле на Олимпийском фестивале в Миннесоте, О`Нил не просто был мужчиной среди мальчиков, он был монстром. В четырёх играх он набрал 98 очков, 55 подборов и 27 блокшотов.

«Нет никаких сравнений для него, как новичка, - сказал тренер команды университета Вандербилт Эдди Фоглер после того, как О`Нил набрал 34 очка и 11 подборов второго января в игре против них, в которой Луизиана победила 87-70. – Попытка сейчас остановить Шака – шутка». Тренер Джорджии Хью Дарем был в отчаянии, после того, как О`Нил (34+16, 7 блокшотов) помог седьмого января убрать Бульдогов с пути со счётом 83-76. «В прошлом году вы могли играть против него и знали, что он не получит мяч от других своих партнёров, - сказал Дарем. – Сейчас вы можете быть перед ним или сбоку, и его мышцы всё равно вытолкнут вас за лицевую. Они просто пытаются сдержать гору, забраться на гору. Шак может стать тем, против кого невозможно защищаться».

Около трёх лет назад, другой юный центровой с лирическим именем, Алонзо Моурнинг, был провозглашён следующей большой надеждой баскетбола. Недавно, однако, Моурнинг был лишь вторым лучшим центровым в команде Джорджтануа. Однако, О`Нил без колебаний отвечает на вопрос о том, с кем бы он сильнее всего хотел сыграть. «Джорджтаун, - сказал он. – Я много слышал про этого парня Алонзо. Я всегда хочу оценивать себя в битве с лучшими».

Вот почему О`Нил был так обрадован игрой с Аризоной. «Я слышал, что писали обо мне там, что я лишь очередной игрок, то что я очень юн. Я хочу показать, что я могу играть с кем угодно», - сказал он. Что-то подобное случилось перед встречей Уайлдкэтс с Луизианой 5 января, когда до игры одарённый форвард-первогодка Джамал Машбёрн просто сказал, что «всё будет в порядке» и «я могу его остановить», на что Шак пробормотал: «Да, ещё с четырьмя парнями», и приступил к избиению Машбёрна, набрав 28 очков и 17 подборов. Позже, ошеломлённый Машбёрн подправил свои слова, сказав, что О`Нил принадлежит «к высшей лиге».

Задолго до того, как О'Нил, рождённый в Нью-Арке, Нью-Джерси, пошёл в старшую школу в Техасе, он уже был отмечен в списке желанных игроков тренера Луизианы Дэйла Брауна. Пять лет назад, во время турне по Европе для тренерских курсов, Браун наткнулся на Шакила, который тогда был ростом 6 футов 6 дюймов, на военной базе в Западной Германии, в Вильдфлекене, где тогда находился его отец.

«Какое у вас звание, солдат?», - спросил Браун.

«Никакого. Мне 13 лет», - ответил О'Нил.

«Ох, а твой отец недалеко?», - спросил Браун.

Хэррисон, или Сержант, как обращался Браун к 280-фунтовому, ростом 6 футов 5 дюймов отцу Шака, был инструктором по строевой подготовке и родился в Нью-Арке, и играл там в баскетбол в колледже прежде чем «все испортил и не позаботился о постоянном занятии для себя». После вступления в ряды армии и женитьбы, он отправлялся туда и сюда через границу, пока семья, которая состояла из дочек: 13-летней Латифы, 12-летней Айшы и 11-летнего сына Джамала, который уже вырос до 5 футов 2 дюймов – поселилась в Сан-Антонио, где Шак вёл за собой школу Cole High к 68 победам при одном поражении за два года. Что до имён, которые дали Шаку, то Люсиль О'Нил дала ему свою девичью фамилию, тогда как Хэррисон выбирал остальные имена. На арабском «Шакил» означает «малыш», а Рашан означает «воин», что означает, что Сержант попал в точку лишь на 50 процентов.

«Всё, что вам нужно сделать, так это увидеть Шакила с отцом – он постоянно отвечает «да, сэр» и «нет, сэр» и этого достаточно, чтобы узнать, как он стал таким жёстким и дисциплинированным», - говорит форвард Луизианы Вернел Синглтон.

«В старшей школе в Германии я постоянно дрался с детьми, - говорит О'Нил. – У меня был такой крутой нрав, что меня чуть не выгнали из школы. Пара оплеух от моего отца привели меня в чувства. Он вымотал меня поркой».

«Я всегда говорил Шакилу, что в мире есть много ведомых. Вот почему ему нужно быть лидером, - сказал Хэррисон. – Он видел парней, выходивших на площадку, и знал, что они ведомые. Я говорил ему, что задам ему взбучку, если ребята на паркете зададут взбучку ему. Я говорил, что в этой жизни нельзя сделать шаг вверх лишь наполовину.

Хэррисон однажды в старшей школе схватил Шакила в перерыве игры, в которой тот доминировал, и приказал ему заправить майку в шорты. Однажды он прочитал лекцию инспектору NCAA, который подглядывал за Cole High и упрекал его за то, что Хэррисон потом назвал «непрофессионализмом». Хэррисон сказал, что его сын не уйдёт из школы раньше, он завершит учебу, чтобы получить право попасть в университет Луизианы. «Деньги вещественны, - сказал он. – Шакилу же нужно нравственное. Мы хотим, чтобы он получил образование, так как ему не нужен баскетбол».

Чью сторону вы приняли во время битвы «когда-же-Шак-перейдёт-в-профессионалы»? Денвер Наггетс или Сержанта?

Просто взгляните на этого гигантского, сложенного как греческий бог, Голиафа – такого не видели раньше, Дик Витале! – этого достаточно, чтобы на секунду забыть, что О`Нил всё ещё ребёнок. «Я никогда не хотел взрослеть, - сказал он. – Наверно, я похож на Питера Пэна. У взрослых есть проблемы. Я же хочу оставаться счастливым».

Как главный шутник в команде, Шак разделяет рутину за всей игрой и близок с новым товарищем по команде – Хансеном, который перешёл из Теннеси и был сыном путешествующего по стране инструктора из Департамента обороны США. Летом они работают в той же строительной компании в Батон-Руж и водят такой же фургон.

О`Нил задерживает партнёров по команде в своей комнате в общежитии до раннего утра, миксуя треки на двух вертушках, обычно используя вызывающий головную боль трек Сьюзан Веги «Tom`s Diner» в качестве «задника» для трека YZ «Who Is The Man With the Master Plan?». Он высмеивает моки местных СМИ, где оценивают его и его команду после игры. Или отвечает одним словом, которое он называет SHAM. «И это в заглавных буквах», - говорит О’Нил. – Это сокращение от Метод Коротких Ответов (прим. – Short-Answer Method)».

Питер Пэн? Или этот парень проверяет материал для гостевой съемки Арсенио Холла?

В тот же вечер Шак показал обманутому журналисту, что мобильный телефон в его фургоне был фальшивкой, игрушечным «телефончиком», который он использовал, чтобы дурить тренера и спортивного директора в командных перелётах.

Спустя некоторое время О`Нил наелся до сыта здоровыми гавайскими сэндвичами в Blimpie, которых хватило бы, чтобы накормить 14 Роузэнн Барнс, не говоря уже о её муже. Шак сказал, что в дни игр он пропускает обеды с командой, чтобы получить почти то же самое в Blimpie.

«Это ваша личная анкета, которую вы заполнили перед сезоном?, - спросил О`Нила журналист. – Вас спросили о самом уничижительном опыте, и ты ответил: «Я не испытывал такого». Ты же несерьезно, да?»

«Я не такой, фкак фсе», - ответил О`Нил в Blimpie – боксёрской версии заблокированного удара (прим. – говорил с набитым ртом).

Другие выпуски Ретроспективы:

Ретроспектива. Выпуск 1: Истории о Стиве Нэше, его мечты и удивительная поездка в Китай в межсезонье 2007-го года

Подписывайтесь на блог, рассказывайте о нём своим друзьям, читайте другие интересные статьи и переводы в рамках этого блога и не забывайте поставить плюсик, ибо это мотивирует автора продолжать усердно трудиться.