11 мин.

Директор фан-шопа «Рубина»: «В российские клубные магазины скоро будут выстраиваться очереди»

Компания «Премьер Футбол» не первый год сотрудничает с питерским «Зенитом», пермским «Амкаром», самарскими «Крыльями», почти десятилетие занимается продажей футбольной атрибутики по всей России и ближнему зарубежью, а этой осенью открывает первый крупный фан-шоп для казанского «Рубина», который более года находился без собственного магазина. Коммерческий директор подразделения компании Александр Завьялов в интервью Sports.ru рассказал об особенностях нового магазина, с чем был связан выбор бренда Puma в качестве технического партнера «Рубина» и почему российским клубам тяжело самостоятельно осуществлять продажу своей атрибутики.

- Расскажите о сути вашей работы.

– На данный момент в России не так много клубов обладает самостоятельно выстроенной системой розничных магазинов. Просто клубам на начальном этапе это не выгодно, так как необходимо создавать целую коммерческую структуру – большой отдел, в который должны входить менеджеры, продавцы, кассиры, работники склада и прочие. Я уже не говорю о том, что в бюджет клуба необходимо закладывать суммы на ремонт и отделку помещений, закупку торгового оборудования и непосредственно продукта. И что касается нашей компании, то это наш профиль, мы этим занимаемся давно и хорошо понимаем рынок. У нас есть опыт открытия футбольных магазинов с нуля, и мы занимаемся этим уже более 10 лет. Поэтому клубы и обращаются к нам.

- Клубы не в силах самостоятельно поддерживать работу фан-шопа?

– По сути да. Своими силами клубу это делать достаточно сложно. И не только «Рубину» – это действительность практически всех российских клубов. Что касается продажи атрибутики, не может клуб на сегодняшний день взять и создать у себя внутри коммерческий отдел, который бы занимался одновременно оптовыми и розничными продажами. И не только своей атрибутики, но и профессионального футбольного ассортимента – это очень затратно. С учетом вводимого со следующего года финансового fair-play, клубу проблематично заявлять внутри себя подобную структуру, которую необходимо согласовывать и утверждать в УЕФА, показывать в отчетах.

- Какие российские клубы сами открыли свои магазины?

– Практически никто. Все, что представлено на сегодняшний день на нашем рынке, можно назвать скорее точками продаж клубной атрибутики, нежели полноценными клубными магазинами. Исключений мало. Например, «Зенит», который имеет целую сеть собственных фан-шопов в Питере. Но нельзя сказать, что работу их клубных магазинов осуществляет непосредственно клуб. Это отдельная коммерческая структура со своим штатом сотрудников. В Москве «Локомотив» имеет магазин на своем стадионе. «Спартак», но это немного другие форматы, отличающиеся от нашего. В Казани готовится полноценный фан-шоп плюс экипировочный центр. Здесь к нам смогут прийти болельщики, профессиональные, любительские и корпоративные команды, футбольные детские школы и купить нужную экипировку от любых брендов.

- Чем магазин «Рубина» будет отличаться от питерского?

– У «Зенита» есть магазины, которые позиционируются как фан-шопы. Также есть экипировочный центр от нашей компанией, который в основном занимается экипировкой команд и розничными продажами. Но там в меньшей степени представлена продукция «Зенита», чем в их основной сети. И схема магазина «Рубина» будет отличаться тем, что он будет в первую очередь позиционироваться, как полноценный фан-шоп клуба. Абсолютно другой магазин, который даже сравнивать не стоит с нашей питерской точкой. Здесь акцент будет именно на болельщиков – любой желающий сможет сюда прийти и найти абсолютно идентичную экипировку с клубом и футболистами. Начиная от кроссовок, заканчивая бейсболками. Оригинальные игровые комплекты и реплики – бюджетные варианты клубной формы, много всего. То есть болельщик может закупиться той же продукцией, которую видит на своих любимцах.

- Сроки открытия магазина «Рубина» уже известны? Где он расположится и на что будет похож?

– Официальное открытие планируется в первой половине ноября. Магазин будет находиться на Центральном стадионе, прямо напротив Кремля. Это будет целый сервисный центр с оборудованием, с помощью которого можно производить нанесение на бутсы, вратарские перчатки – делать персонификацию. Подобная мода пошла у футболистов давно – они пишут имена своих жен, детей, различные аббревиатуры, а мы даем возможность любому болельщику делать то же самое на своей атрибутике. У нас будут работать плоттеры и термопрессы, которые позволят наносить оригинальный шрифт Puma на клубные майки. Любой посетитель, придя в клубный магазин «Рубина», сможет получить идентичную футболку, как и у любимого футболиста, либо сделать нанести на нее свою фамилию.

- Футболисты клуба тоже будут обслуживаться у вас?

– В том числе и для этого открывается магазин. Для игроков «Рубина» наш центр должен стать местом, где они будут одеваться и снаряжаться. Все футболисты клуба смогут приходить к нам за бутсами и прочими специализированными вещами. То есть практически болельщики и футболисты в этом плане получат равные условия, потому как будут приобретать футбольный ассортимент в одном и том же месте, что должно сблизить игроков и их болельщиков.

- Как завязалось партнерство с «Рубином»?

– Первоначально мы обсуждали с клубом предложение по экипировке, чтобы стать для «Рубина» техническим партнером. Руководство клуба, в лице генерального директора Андрея Громова, проработало несколько вариантов с различными футбольными брендами и у Puma получились самые выгодные и удачные условия, как для клуба, так и для нас, как для операторов. А дальше пошло некое развитие нашего сотрудничества, которое переросло в идею открыть клубный магазин и на данном этапе она начинает реализовываться.

- С чем был связан выбор бренда Puma?

– У них есть большой плюс: если анализировать рынок, то чтобы получить качественный продукт и эксклюзивный с точки зрения цветовой гаммы, а у «Рубина» она эксклюзивная и подобного больше нет ни у кого, то вариант лучше и выгоднее для всех сторон найти очень сложно. По качеству Puma не уступает аналогичным в классе Nike и Adidas. Можно рассматривать эту троицу, как гонку автоконцернов – Mercedes, Audi, BMW. Они борются между собой и на мировом и на российском рынке, и точно так же можно сказать, что в России и мире есть конкурентная борьба между Adidas, Nike и Puma.

В чемпионате России в этом сезоне в Puma одеваются «Рубин», «Локомотив» и «Амкар» – это три команды из шестнадцати. Неплохой результат, учитывая, что помимо Nike и Adidas у нас представлены и другие спортивные бренды. Интерес немцев к казанцам тоже понятен – «Рубин» регулярно играет в Европе, на сегодня он единственный из российских пумовских команд представлен в еврокубках. Puma сегодня старается работать точечно. И результат мы видим – «Боруссия» Дортмунд играла в этом году в финале Лиги чемпионов, а национальная сборная Италии – в финале последнего чемпионата Европы. Уверен, что и на чемпионате мира в Бразилии немецкий бренд не затеряется.

- Насколько в России выгодно заниматься продажей клубной атрибутики на таком уровне?

– Любая коммерческая структура создается для того, чтобы приносить прибыль, в данном случае клубу. Чтобы создавать убыточный бизнес, наверное, нужно быть мазохистом или непрофессионалом. Я бы не сказал, что нам далеко до европейского уровня, потому что мы сейчас на пути футбольного бума. У нас скоро пройдет чемпионат мира, строятся новые современные арены, все чаще приезжают серьезные футболисты. Да, есть нюансы с посещаемостью, но и инфраструктура пока оставляет желать лучшего и отталкивает часть аудитории. Результаты есть и клубы наши последнее десятилетие стабильно выступают в Европе. «Рубин» вообще доходит до самых высоких стадий Лиги Европы и добивался впечатляющих результатов в Лиге чемпионов. В потенциале мы можем дойти до того, что в наши клубные магазины в скором времени будут выстраиваться очереди. Например, когда будет подписываться очередной игрок, чтобы купить его майку и получить от него там же автограф во время маркетинговой акции, а потом счастливым уйти болеть на трибуну за свою команду. Но для этого нужно развивать это направление.

- В «Рубине» после открытия ожидаются подобные акции?

– Да, в первую очередь все будет делаться для болельщика, чтобы ему было интересно и чтобы он постоянно получал какие-то бонусы за то, что он не просто посещает клубный магазин и что-то покупает в нем. Это должен быть его второй дом. Если человек действительно болеет за «Рубин», то он себя и ассоциирует частью рубиновой семьи. Здесь будут проводиться различные акции для болельщиков, автограф-сессии, фото с футболистами, розыгрыши призов. Для болельщиков у нас отдельно прописана целая программа, которую мы будем активно реализовывать.

- Такой магазин может стать важным источником доходов клуба?

– Не в последнюю очередь вся наша работа и делается для того, чтобы клуб действительно начал зарабатывать на своем имени и бренде. Зарабатывал совместно с болельщиками, но не с пользовательским отношением, а чтобы и самому болельщику было интересно и он понимал, что все вырученные средства идут на благо клуба, а не куда-то на сторону. Это должен быть взаимовыгодный союз.

- Кто из российских клубов сейчас ближе всего к этому?

– Пока «Зенит». Но они и раньше всех стартовали. Можно сказать, что у них один город и одна команда. И то же самое можно проецировать на Казань. Достигнем ли мы в городе такого же уровня, зависит только от нас – какой мы будем предоставлять продукт, как он будет преподноситься болельщику. Но могу сказать, что это лишь первая ласточка. В перспективе у нас будет целая сеть точек продажи атрибутики – мы видим это так. Обязательно торговая точка на центральной улице города – Баумана, на ж/д вокзале, в аэропорту – всех туристических зонах скопления жителей Казани, так и гостей города. Даже за границей у «Рубина» есть болельщики, например в Англии, Иране и в странах бывшего СНГ.

- Реально ли в России отбить трансфер какого-то игрока на продаже маек с его именем? Например, «Реал» подобным образом может окупить трансфер очередной звезды.

– Нужно понимать, что это «Реал» – клуб мирового уровня и значения. Но это является задачей, которая уже придумана и в данном случае не нужно изобретать велосипед и делать что-то свое, становясь первопроходцем. Этим летом «Реал» ведь подписал не только Бэйла, а майки игроков менее звездных продаются не так, как того же Роналду или в свое время Бекхэма. Тут все зависит от имени игрока. Но это стратегия не новая и ей могут следовать многие клубы. В том числе и в России.

- Чьи футболки в стране сейчас пользуются наибольшим спросом? В Англии подобную информацию можно легко отследить.

– В России ситуация другая. На сегодняшний день тот, у кого большая сеть магазинов, соответственно больше и продает. У «Зенита» сейчас она самая широкая, потому не совсем правильно делать какие-то подсчеты и сравнения с другими командами. Где-то и численность городов разная, уровень дохода. Опять же надо понимать, что не все клубы обладают оборудованием, для нанесения фамилий и номеров футболистов в масштабах коммерции.

- «Зенит» недавно объявил о сотрудничестве со «Смешариками» и «Симпсонами». Будет ли со стороны «Рубина» ответ, чтобы привлечь детскую аудиторию?

– Это вопрос к отделу маркетинга клуба. Со своей стороны могу сказать, что работа на детскую аудиторию действительно сейчас актуальна и мы над этим плотно работаем. Будет ассортимент детской коллекции официальной клубной экипировки Puma. В тех же дизайнах и цветовых решениях, что и комплекты взрослой формы. Обязательно детская обувь – бутсы и кроссовки. От подростков до совсем маленьких детей. В Европе это распространённая практика – вы сами наверняка видели, что футболисты порой выходят с детьми, одетыми в клубные майки с именами. Такая возможность будет и у нас.

- На сайте «Рубина» размещено объявление о наборе сотрудников в фан-шоп. Существуют ли какие-то критерии отбора – скажем, должны ли они быть болельщиками клуба, чью продукцию продают?

– Не обязательно. Критерий отбора очень простой – наш сотрудник должен быть активным, хотеть развиваться и работать в дружной команде. Любить спорт и в первую очередь футбол. Мы приглашаем человека в рубиновую семью и это будет полноценный штатный сотрудник клубного магазина. Есть жесткое сито отбора и на сегодняшний день наш штат в Казани укомплектован процентов на 70%. Это продавцы-консультанты, сервис-мены, кассиры, работники склада. Разделение будет по зонам магазина – клубную, зону обуви и общеспортивную.

- В Москве в ваших магазинах уже можно купить майку «Рубина». Для клубов это сеть магазинов, а не один?

– Верно. У нас есть клиентская база партнеров по России, которую в этом плане мы будем активно использовать. Сейчас в Москве на «Таганке» и в «Золотом Вавилоне» представлены клубные зоны, в том числе и «Рубина». Как показала практика, во время московских матчей казанцев в Лиге Европы было много болельщиков команды из столицы и других городов, которые сетовали на то, что им негде купить клубную экипировку «Рубина». Специально для них такие зоны мы делаем и такие точки постепенно будут расползаться по всей России.

- В фан-шопах европейских грандов можно купить не только атрибутику, но и любые бытовые вещи с символикой клуба.

– Помимо экипировки будет и ассортимент сувенирной продукции – это очень важный момент, потому что люди хотят не только покупать шарфы и вымпела клуба. Они так же хотят какие-то интересные и эксклюзивные вещи – брелки, значки, магниты, канцелярию и какие-то игрушки. Погода портится, и сейчас будут актуальны сидушки и пледы от «Рубина». Тут ведь и придумывать ничего не надо, поскольку есть прекрасный ориентир – клубный магазин «Барселоны», где можно купить все что угодно, начиная от детских колясок, заканчивая набором зубных щеток. Мы это тоже прорабатываем.