7 мин.

Пеп Гвардиола. «Juego de Posición». Часть 2

Все дело в том, что футбольные взгляды Гвардиолы подразумевают отсутствие разделения между оборонительной и атакующий концепциями, поскольку те ходы и маневры, что традиционно используются в обороне, могут также быть очень полезны в атаке.

К примеру, он рассуждает таким образом, что в футболе оборона это та часть структуры игры, которая является упреждающей в том смысле, что она определяют то, как команда будет играть, опираясь на зоны на их половине поля для того, чтобы заблокировать доступ к воротам. Оборона задает темп игре, а атака реагирует на это и пытается забить гол. Он не делит футбол на черное и белое, на атаку и оборону - для него любое действие на поле всегда направлено на победу, не важно, что это - отбор мяча или пас в штрафную. Он использует мяч в качестве инструмента для манипуляции обороной соперника. Для него это основной ключ к контролю и доминации в футбольном матче. Пеп стремится к тому, чтобы изменить современный футбол, тогда как другие коучи лишь одержимы результатом.

Кроме того, путем усердных тренировок игроки получает возможность хорошо взаимодействовать друг с другом, дабы контролировать фазы и переходы в игре. К примеру, когда команды Пепа теряют мяч, они в этот же момент начинают контрпрессинговать, о чем уже было сказано выше. Контрпрессинг это один из примеров командного взаимодействия, основанного на изменениях в ходе игры.

Начиная немедленное давление на соперника, они сами определяют, что оппонент будет делать в момент перехода, нежели дают возможность определять дальнейший ход игры сопернику. Они справляются со всеми трудностями и выдерживают все условия игры лучше, чем это делают их соперники. Они сами создают условия игры, да делают это так, чтобы доминировали на поле они, а не их соперник. 

В соответствии со структурой игры, формирующейся в ходе владения мячом основным принципом его удержания является создание треугольников, а еще лучше, поскольку задействовано больше игроков, ромбов. Построения и схемы не имеют практически никакого значения для испанца, это просто цифры. В куда большей степени его заботит правильное покрытие игроками поля и занятия ими пространства в соответствии с командной стратегией и условиями игры. 

Формирование геометрических фигур, вершинами которых являются непосредственно игроки позволяет футболистам лучше ориентироваться на поле и создает непредсказуемость в их движении. В зависимости от того, где находится мяч, игроки находят себе позицию таким образом, чтобы это позволяло им максимально мобильно занимать важное для продвижения атаки пространство на поле. 

Один из постулатов, на которых держится эта идея является то, что максимальное количество игроков, которые могут занимать горизонтальную линию на поле в одно время равняется трем. В то время как максимальное количество из максимум двух игроков может занимать вертикальную линию в один и тот же момент.

Если система содержит в себе треугольники, то игрокам куда легче формировать эти самые треугольники в ходе владения мячом. Это одна из главных причин, почему мы наблюдаем такие построения как 4-3-3 или 3-4-3 в командах, стремящихся играть подобным образом. Каждый игрок связан с другим и передвигаются по полю цепочками с целью того, чтобы иметь наилучшую позиционную структуру во владении и поддерживать своих партнеров. Здесь Оскар Морено говорит о взаимосвязанности между всеми игроками на поле:

"Каждое действие должно быть направлено на то, чтобы завладеть мячом."

Еще одним ключевым принципом позиционной игры является манипуляция соперником:

"Цель в том, чтобы заставить двигаться оппонента, а не мяч"

                                                                                                                         - Пеп Гвардиола

Каждое действие, совершающееся на поле, должно иметь свое назначение. Мяч не должен передвигаться просто ради того, чтобы кататься по земле. Он движется за тем, чтобы заставить двигаться оппонента, для того, чтобы собирать их в кучу в одном месте, тогда как атака разворачивается совершенно в другом. Назначение каждой передачи в том, чтобы убрать соперника с пути. Чаще всего это делается посредством выдергивания их из своих зон и применения различных ловушек.

Мяч не просто находится во владении у команды, владение это последствие этого стиля игры.

 

Команды проповедующие эту философию позиционного футбола определяют, какие пространства они хотят использовать для развертывания атак, отталкиваясь от игровой стратегии. Кроме того, важным элементом этого стиля игры является отвлечение оппонента в одной зоне перед тем как ударить по обороне соперника в  совершенно неожиданном месте. К примеру, владеть мячом и организовывать комбинации на левом фланге для того, чтобы собрать абонентов там с целью, в конечном итоге, завершить атаку справа или же играть глубоко, дабы вытянуть соперников из позиций для того, чтобы завершить атаку, проникнув им за спины.

Мяч может передвигаться посредством дриблинга, передач или ударов. Каждый игрок вправе сам решать, где и когда делать какие-либо из этих движений с целью создать ситуацию преимущества для команды.

Один из приемов, используемых с целью оголять пространства на поле является так называемая "атакующая прессинг-ловушка" (offensive pressing trap). Лео Месси и в особенности Андрес Иньеста - в этом мастера. Они создают пространство путем "собирания" на себе вражеских защитников. Своим движением они вызывают прессинг со стороны игроков соперника, чем и создают пространство, которое используют их партнеры для продолжения атаки. Нетрудно догадаться, что для выполнения этого маневра нужны футболисты с высочайшим уровнем технического мастерства.

В общем, игроки должны все время избирать те передачи, что могут обеспечить продолжение атаки, кроме того, они должны все время "охранять мяч", то есть, если соперник обороняется компактно и плотно, то игра должна идти преимущественно в длинный пас, если же оппонент не компактен и образует обширные зоны между линиями, то лучше всего комбинировать в мелкий и средний пас, дабы использовать эти пространства максимально быстро и эффективно. Недопустимы так называемые "пасы в больницу" - ситуации, когда игроку нужно избавиться от мяча, и он отдает его партнеру, находящемуся под плотным прессингом, это те передачи, которые заведомо не имеют продолжения атаки, а, следовательно, и смысла.

Сверхважно, чтобы игрок, находящийся в свободном пространстве, или же, иными словами, свободный игрок создавал линию передачи себе, да и вообще, грамотное движение между линиями и постоянное предложение себя в роли адресата передачи - один из постулатов позиционного футбола.

Еще одним важнейшим каноном позиционного футбола является правильное заполнение зон численно, то есть недозаполнение и перезаполнение зон недопустимо, игроки должны всегда стремиться к тому, чтобы заполнять незаполненные зоны. Этому уделяют огромное внимание в Ла-Масье, академии "Барселоны", ведь важно с самого нежного возраста прививать навыки ориентации на поле и умения рационально действовать в зависимости от обстоятельств. Крайне важно также, чтобы большую часть пространств на поле занимали лучшие игроки в команде, примеры таковых в "Барселоне": Хави, Иньеста, Бускетс и Месси. Как видите, ядро команды составляют футболисты центра поля, что говорит о том, что вся игра строится вокруг полузащитников, в построении игры команд Пепа центр поля обретает особую значимость.

Если нападающие соперника не пресссингуют нашу команду, то атаку всегда должны начинать защитники, уходя достаточно высоко вперед, что позволяет игрокам атаки занять больше пространства в близости с воротами соперника, ведь выдвижение вперед защитников позволяет выдвинуться еще дальше игрокам атаки, следовательно, обострить опасность для ворот соперника. Вот почему в командах Гвардиолы большую значимость имели хорошо атакующие центральные защитники: Пике, Маскерано, Боатенг.

 Пеп Гвардиола.

В 2007 году Франк Райкард, тогдашний тренер "Барселоны" неожиданно использовал построение 3-4-3 в игре против "Сарагосы". Вот, что Гвардиола сказал по этому поводу:

"Я думаю, хотя, возможно, я неправ, что "Барселона" любит располагаться на поле, отталкиваясь от положения мяча, они атакуют и обороняются с мячом, и для них неприемлемо, чтобы мяч был в там, а они здесь. Игроки чувствуют что, вместо того, чтобы двигаться к мячу, нужно ждать, и мяч придет к ним сам

Роналдиньо знает, что лучше вместе с Это'О, а Это'О знает, что он лучше вместе с Роналдиньо. У каждого из них есть определенные качества, но их силы, сложенные вместе дают куда больший эффект, нежели по отдельности. Они понимают, как и любой командный игрок, что атака должна начинаться в одном месте и заканчиваться в другом."

Оригинал: http://spielverlagerung.com/2014/12/25/juego-de-posicion-under-pep-guardiola/

Подписывайся, чтобы не пропустить последующие части и многое другое!

Перевод: Михаил Габитов

Картинки и другая хрень: Георгий Сухоруков

Пеп Гвардиола. «Juego de Posición». Часть 1

Пеп Гвардиола. «Juego de Posición». Часть 3

Пеп Гвардиола. «Juego de Posicion». Часть 4.

Пеп Гвардиола. «Juego de Posicion». Часть 5.

Пеп Гвардиола. «Juego de Posicion». Часть 6.