7 мин.

Конфета со вкусом серы: почему союз Зенита и Виллаш-Боаша не оправдал ожиданий

Со времен начала двухтысячных и первых успехов в современной истории Зенита восприятие клуба как болельщиками, так и нейтральными зрителями довольно сильно изменилось. Скромная лодка с берегов Невы, заполненная, преимущественно, собственными воспитанниками уступила место величавому фрегату, с именитыми легионерами на борту и Кубком Чемпионов среди главных целей. Это легко видится и в реакции собственных болельщиков на важные события в жизни клуба. Всеобщая эйфория от первого чемпионства сменилась на сдержанное удовольствие от крайнего – да, чемпионы, но разве с нашим бюджетом и составом может быть иначе? Вспомните и сравните эффект от назначения главным тренером Спалетти в 2010 и реакцию на назначение Андре Виллаш-Боаша 4 года спустя. В первом случае удивление и восторг от появления в нашем чемпионате именитого специалиста, во втором что-то в духе: «Этот помощник переводчика? А поопытнее никого не нашлось? Как там Клопп, еще не освободился? А Анчелотти?».

Болельщиков больше не удивишь и не удовлетворишь чемпионствами – им подавай победы в Лиге Чемпионов. И чтобы было не вымучено, а ярко, по-праздничному, с множеством забитых мячей. Ведь с последним у Зенита большие проблемы – тренеры меняются, игроки приходят – игроки уходят, деньги стабильно перетекают на португальские счета, а неуверенная игра Зенита в Лиге Чемпионов становится фирменной чертой петербургского клуба. Значит – и тренер Зениту нужен соответствующий, чтобы с громким именем, чтобы расправлялся с соперниками в чемпионате одной левой, а в Лиге Чемпионов демонстрировал всю командную мощь.

Интересно, что Зенит, кажется, единственный российский клуб, который даже не рассматривает кандидатуры россиян на место главного тренера. Со времен Петржелы ставка делается на иностранных специалистов – именно поэтому в 2010 году команду возглавил Спалетти, а не Анатолий Давыдов, принявший команду после увольнения Адвоката и выведший её в Лигу Чемпионов. И именно поэтому на место уволенного Спалетти пришел португалец Виллаш-Боаш. Приглашая такого именитого специалиста подразумевает ряд договоренностей: вы нам свои профессиональные компетенции, а мы вам – комфортные условия для работы, точно как в Европе; вы нам – свою известную в Европе тренерскую фигуру и репутацию, а мы приглашаем вам сильных игроков из этой Европы в том числе и за счет вашей репутации; вы нам – высокие результаты, а мы вам – русскую зарплату стандарта «Капелло». Получите, распишитесь.

Легко понять и то, почему Виллаш-Боаш выбрал Зенит (как недавно оказалось, предпочтя его Марселю): большой трансферный бюджет и возможность приглашать сильных игроков, несложный национальный чемпионат, оставляющий много сил для Лиги Чемпионов, зарплата выше, чем в любом европейском клубе.

Такая политика руководства имела положительный эффект в случаях с Адвокатом и Спалетти – оба проработали в Зените долгое время, выиграли массу трофеев и сыграли огромную роль в том, что клуб представляет из себя то, что представляет сейчас. Предполагалось, что и с Виллаш-Боашем будет также – громогласный успех с Порту и опыт работы в английских грандах, помноженный на шестиматчевую победную серию с Зенитом весной 2014 года внушали оптимизм.

Прошло полтора года и, кажется, для клуба и тренера наступило время взаимного разочарования.

Я не следил за карьерой Виллаш-Боаша в Англии, но говорят, что алгоритм его поведения во время неудач и в Тоттенхэме и в Челси был одинаковым: сначала он обвинял в поражениях обстоятельства, потом – судей, потом – игроков, и в конце-концов, настроив против себя всех окружающих, оказывался уволенным. Сложилось ощущение, что в России к португальцу также преобладает сдержанно-негативное отношение, в том числе и со стороны своих болельщиков. Оппоненты Виллаш-Боаша упрекают тренера в уже набившем оскомину постоянном недовольстве всем вокруг; в том, что Аршавин и Кержаков провели последние годы своей футбольной карьере в глухом запасе Зенита; в том, что он совсем не вводит в состав молодежь; за унылую лигочемпионскую компанию, с тремя таймами подряд без ударов в створ ворот соперника. Из более свежего – яростные нападки на лимит и толчок резервного судьи (в обоих случаях непонятно, было ли это искренней реакцией или картинным бунтом против нежеланной работы и не желающего отпускать работодателя).

С другой стороны, деятельность Андре в Зените не ограничивалась одними только жалобами Он может занести к себе в актив весенний отрезок 2014 года, когда Зенит эффектно расправлялся с едва ли не каждым своим соперником, отгружая по три-четыре мяча за матч и до последнего тура борясь за чемпионство; Игоря Смольникова, который играя при португальце едва ли не на позиции латераля не только попал в сборную, но и стал одним из лучших игроков прошлого сезона, показав невероятную для защитника статистику; победу в национальном первенстве, с выигранными очными противостояниями у всех непосредственных соперников.

Оставив в стороне очевидные достоинства и недостатки работы Виллаш-Боаша в Зените, я попробую выделить главное, что стало лейтмотивом эпохи португальца в Санкт-Петербурге – болеть за Зенит стало смертельно скучно. Болельщики точно знали состав на следующую игру (а заодно – и на все следующие матчи сезона), ведь редкие изменения были связаны только с травмами или попытками уместить на поле нужное количество россиян. Подобное наблюдается и в ЦСКА Слуцкого, но в их случае это связано с невозможностью купить достаточно сильных игроков для полноценной скамейки. А у нас – почему так? Болельщики точно знали, что прочности этого состава хватит как минимум на второе место и участие в Лиге Чемпионов на следующий сезон. Точно знали, что с большинством соперников в Чемпионате России игра ведется до первого забитого мяча. Точно знали, что никто из молодежи не появится в основной обойме игроков. И, что главное, точно знали, что в Лиге Чемпионов Зенит будет играть также неуверенно. С главной своей задачей Виллаш-Боаш не справился.

Справедливости ради отмечу, что договор Боаша с Зенитом был двухсторонним. Вместо обещанных сильных игроков, с которыми португалец уже договорился, ему купили Юсупова и Ткачука. Как вы провели это лето? Зенит и Виллаш-Боаш не очень здорово. Уверен, португалец понимает, что все идет не так, как нужно. Игра в Лиге Чемпионов, ради которой все затевалось, не клеится, и, глядя на летние усиления можно предположить, что и в этой еврокубковой компании клеиться не будет. А Чемпионат России, лишившийся сильной команды Динамо и регулярно лишающийся сильных легионеров, кажется все больше будет походить на междусобойчик русских парней между собой. Возможно, это интереснее среднему болельщику, но это совсем не тот турнир, в который приезжал португалец. Обстоятельства изменились, и это не может не сказываться на настрое тренера. Я легко представляю, как после памятного воскресного матча с Крыльями Виллаш-Боаш звонит в Португалию и жалуется жене: «Как же я устал от местных законов, который могут измениться в любой момент, от непонятных русских игроков, которых я вынужден ставить в основу! Когда уже меня уволят и я уеду домой, прихватив подмышками Халка и Гарая?!».

Сотрудничество перестало быть взаимовыгодным. Проблема назрела, и игнорирование её сейчас может привести к ещё большим сложностям в ближайшем будущем.

Самым грустным симптомом в этой ситуации является поведение руководства клуба, не в первый раз наступающего на собственные грабли. Вспомните обстоятельства, при которых был отправлен в отставку Спалетти – перед зимним перерывом руководство проигнорировало все сигналы о том, что команда и тренер в глубоком кризисе, и оставило тренера на своем посту. Результат известен – первый матч после возобновления сезона обернулся поражением и отставкой Спалетти. Времени на поиски нового тренера уже не было, и у руля оказался Виллаш-Боаш – не то чтобы сильно подходящий Зениту, зато не занятый в клубе, именитый и с видным послужным списком. Один просчет менджмента клуба повлек за собой новую проблему.

Теперь настал черед Виллаш-Боаша посылать такие сигналы руководству и всем вокруг. Прислушается ли к ним Зенит? В прессе говорят о большой размере неустойки, который прописан в контракте Виллаш-Боаша за досрочное расторжение соглашения. У Зенита есть колоссальный опыт не самого целесообразного расходования денег – выплата неустойки АВБ точно не станет самым нецелесообразным из них.

Занятный факт – и Спалетти и Адвокат были уволены из Зенита после поражений от Томи. Поражение от томского клуба выступало в роли своеобразного футбольного Харона, встреча с которым означала, что ты уволен, и осталось только переправиться через реку Стикс. Сейчас Томь томится в первом дивизионе, а значит привычного проводника в отставку для тренера Зенита нет. Остается надеяться, что в этот раз руководству Зенита не понадобятся символические провожатые, чтобы избавить и клуб и тренера от обременительного союза.