44 мин.

Александр Веденин в гостях у Ледокола. Часть первая: в преддверии Чемпионата России в Челябинске

Вашему вниманию представляется текстовая версия беседы, прошедшей 23.12.2020 - в преддверии Чемпионата России в Челябинске. В гостях у Ледокола - Александр Дмитриевич Веденин: Двукратный чемпион СССР, в течение 15 лет – старший тренер сборной команды СССР, руководитель программы развития фигурного катания в СССР с 1979 по 1989 годы, судья международной категории в течение 20 лет, один из основателей Программы Развития в Международной Федерации (ISU), автор и руководитель Программ Развития в Финляндии и Швеции, модератор международных и национальных семинаров в 12 странах мира.

За помощь в подготовке текстовой версии беседы большое спасибо Андрею, Марии и Фреду!

Ледокол: Добрый вечер!

Александр Веденин: Добрый вечер!

Ледокол: С вами Ледокол, и у нас сегодня очень интересный гость — Александр Веденин, двукратный чемпион СССР, в течение 15 лет старший тренер сборной команды СССР, автор множества тренировочных методик, программ, статей. Тренер, судья, а также обладатель множества других регалий. Нам очень приятно, что Вы сегодня с нами.

Александр Веденин: Спасибо.

Ледокол: Сегодня 23 декабря, чемпионат России вот-вот начнется. Вы приехали специально на чемпионат России?

Александр Веденин: Да, я приехал специально на чемпионат России. Я уже давно хотел его посетить, потому что последний чемпионат по фигурному катанию, на котором я присутствовал, происходил еще в СССР, а не в России.

Сегодня чемпионат России — это самое сильное соревнование в мировом фигурном катании. И по конкуренции, и по уровню мастерства, которые показываются здесь во всех четырех видах. В принципе, по уровню, он сильнее чемпионата мира. Это первое. И второе очень важное обстоятельство в том, что в этом жутком году, когда обрушилась не только экономика, обрушился ещё и спорт во всём мире, Федерация фигурного катания России — это сегодня самая действенная организация, которая пытается спасти фигурное катание от просто-таки умирания. Во всём мире соревнования непрерывно отменяются: уже отменили чемпионат мира среди юниоров и чемпионат Европы. Весь мир надеется, что состоится чемпионат мира для взрослых. Но это мы надеемся. Что будет на самом деле, мы узнаем, наверное, где-то только в январе-феврале. Хотя шведы, которые должны проводить чемпионат мира в этом году, считают, что им все-таки удастся его провести. Федерация России единственная в этом году проводит все соревнования так, как они на самом деле должны проходить – то есть вживую, с живым катанием и со зрителями, а не онлайн.

Нам вообще никогда не приходило в голову, что соревнования можно проводить онлайн. То есть когда спортсмены катаются у себя дома, записывают видео проката и отправляют его в оргкомитет. И судейская бригада в оргкомитете судит то, что они видят на видеозаписи. Это вообще не соревнования. Не знаю, каким словом это правильно назвать, но это в общем-то абсолютная профанация. Это то, что проходило в этом году во многих странах мира. Это начало происходить в Америке, потом эстафету подхватила Европа. Но это всё не соревнования. На этом спорт не может жить. Федерация России единственная в этом году, начиная с конца августа, проводила массу мероприятий. Сначала это были прокаты сборной команды России, потом этапы Кубка России, и вот совсем недавно в ноябре прошел этап Гран-при Международной Федерации. Он проходил в Москве, назывался Кубок Ростелеком. Эти соревнования проходили так, как обычно, как они должны проходить — при живых зрителях и катающихся на одной арене спортсменах.

Надо отдать дань уважения этой публике, которая пришла, несмотря на все ограничения и страхи, которые раздуваются по поводу этой жуткой пандемии. Публика российская пришла и рвалась выкупить все билеты, которые продавались. Хотя продавалось меньше 50%. Но вот эти менее 50% мест были заполнены полностью, люди даже сидели на ступеньках, чтобы увидеть живьём катание своих кумиров. И это было здорово. Сейчас также будет проходить чемпионат России. Он начинается завтра, сегодня проходили первые тренировки. Это будут безумно интересные соревнования, которые я советую всем смотреть по телевизору, потому что это будет здорово.

Ледокол: Вы присутствовали на тренировках?

Александр Веденин: Да, я сегодня присутствовал на тренировках. Но поскольку тренировки проходят на двух катках: на новой арене «Трактор» и в старом дворце спорта, в котором еще мы все катались и соревновались в Советском Союзе — дворце спорта «Юность» — я успел посмотреть только тренировки одиночников. Получил удовольствие, и совершенно уверен, что в следующие дни соревнований я тоже получу огромное удовольствие от того, что увижу на льду.

Ледокол: То есть Вы приехали в Россию специально, чтобы посмотреть чемпионат России. А у Вас есть какие-то предпочтения в разных видах, за кого-то болеете?

Александр Веденин: Конечно, у меня есть предпочтения, потому что я всю жизнь занимался одиночном катанием, и, как вы сказали, я был старшим тренером сборной команды СССР. Я был старшим тренером сборной СССР по одиночному катанию, и это, скажем так, мой вид, который я развивал, которым я занимаюсь и как организатор, и как менеджер, и как тренер. Поэтому, конечно, в первую очередь меня интересует одиночное катание.

Ледокол: Хотелось бы больше подробностей по видам: кому лично Вы отдаете предпочтение, кто особенно интересует, за чьим искусством вживую хочется понаблюдать?

Александр Веденин: Сейчас очень-очень сильная конкуренция, особенно в женском одиночном катании, потому что то, что сделали российские девочки за последние годы, — это совершенно невероятно. Надо отдать должное смелости тренера Этери Георгиевны Тутберидзе, которая несколько лет назад придумала, что девочки могут прыгать прыжки в четыре оборота. До неё это просто никому не приходило в голову. Она придумала, что так может быть, и доказала, что это возможно.

Когда мне удалось побывать на тренировке её группы пару лет назад, я был в совершеннейшем восторге. То есть те девочки, которые там катаются, относятся к этому очень просто: если есть прыжок вот такого названия, значит, они его могут прыгать. И они прыгают. Этери Тутберидзе со своей группой переместила уровень женского одиночного катания просто в другую галактику. У нас был в развитии фигурного катания такой момент в начале-середине девяностых годов, когда наш гениальный тренер Алексей Николаевич Мишин, профессор… Он по должности профессор в Ленинградском институте физкультуры . Я его называю ленинградским по тому имени, которым он назывался тогда, когда ещё Мишин стал профессором. Его так и зовут во всём мире — профессором, потому что это тот уровень, на котором он работает. В начале девяностых годов он впервые создал целую группу спортсменов — мужчин, которые стали прыгать прыжки в четыре оборота. Он вынес мужское одиночное катание просто на космический уровень. А после этого, уже сравнительно недавно, Этери Тутберидзе переместила этот уровень просто в другую галактику.

То есть вот этот процесс идет, развивается, и я надеюсь, что мы этот невероятный уровень увидим здесь, на чемпионате России. Я сегодня смотрел тренировки девочек и был, честно говоря, в совершенном восторге от того, что я там увидел, от того уровня катания, который они демонстрировали, от того уровня сложности, который они освоили, и который они исполняют чрезвычайно легко. Это, конечно, очень здорово. Мне трудно выделить какое-то имя из этой целой большой группы, потому что очень высокий уровень конкуренции и есть много кандидаток, которые могут попасть на пьедестал.

В прошлом году их было трое, и все трое были из группы Этери Тутберидзе. В этом году двое из этих потрясающих девочек, Саша Трусова и Алена Косторная, перешли в группу к Жене Плющенко. Сейчас они уже представляют другую команду. К сожалению, Алёна не успела выздороветь до чемпионата России. Она заболела этим страшным коронавирусом. Но она не одна, кто заболел, есть ещё в сборной спортсмены, которые переболели этой чумой 21 века. К сожалению, Алёна не смогла приехать на чемпионат России и не будет здесь выступать.

Но, кроме неё, здесь есть ещё масса фигуристок, которые будут очень достойно представлять российское фигурное катание и бороться за попадание в основной состав. Мы всё-таки надеемся, что чемпионат мира состоится и, соответственно, туда три девочки могут попасть. Тех, кто может туда попасть, значительно больше, чем три.

Но наиболее реальными кандидатками, выступлений которых все ждут — и все ждут, что это будет очень высокий уровень — это уже двукратная чемпионка России Аня Щербакова, которая была в прошлом году второй на чемпионате Европы, когда Алёна была первой. Аня Щербакова была второй и в финале Гран-при, где та же Алена Косторная была первой.

Другая девочка — это Саша Трусова, которую зовут в мире «русской ракетой» в связи с тем, что она прыгает немыслимое количество четверных прыжков. То есть на самом деле она их прыгает по отдельности, а не в одной программе. Она показала уже их все. У нас существует шесть разновидностей прыжков в фигурном катании. Один из этих прыжков – аксель. Он выполняется с половиной, то есть полтора оборота, два с половиной, три с половиной. Но четыре с половиной пока не существует, пока еще никто не освоил. Остальные прыжки с целым количеством оборотов – их пять. Саша Трусова показала все пять прыжков в четыре оборота. На тренировках. Но это, конечно не одно и то же. Сделать по отдельности на тренировках и сделать в одной программе – это вообще совсем разные вещи. Уровень, который показала Саша, лучше всех охарактеризовал двукратный чемпион мира Нейтан Чен, американец, который среди мужчин стал первым, кто прыгнул все пять прыжков в четыре оборота. Причем он был первым и пока единственным, кто в одной программе прыгнул шесть прыжков в четыре оборота. Шесть, потому что два прыжка он повторил. И он пока единственный в мире. Когда Нейтан Чен увидел катание Саши в прошлом сезоне — сезон начался с открытого коммерческого турнира «Japan Open», и на этом турнире Саша прокатала программу с четырьмя прыжками в четыре оборота — он сказал, что это взрыв мозга, это невозможно себе представить. Очень хочется надеяться, что она и дальше будет демонстрировать такой же уровень. Мы посмотрим, что ей удастся на чемпионате России. К сожалению, месяц назад на этапе Гран-при, который проходил в Москве, Саша попыталась исполнить четыре прыжка в четыре оборота, но это ей не удалось, и она там четыре раза упала. Хочется надеяться, что этот кризис они преодолели за месяц, и уже здесь, в Челябинске, она покажет более стабильное катание.

Но во всяком случае эти две девочки — Аня Щербакова и Саша Трусова — из лидеров прошлого года. В прошлом году их было трое лидеров, с ними совершенно никто не мог конкурировать. В прошлом году они менялись местами на разных соревнованиях между собой, но все трое были впереди. Все трое были на пьедестале почета на всех соревнованиях, которые проходили в прошлом сезоне. К сожалению, у них отобрали чемпионат мира, где они тоже абсолютно так же уверенно были бы первыми тремя. Хотя никто не мог сказать, в какой последовательности они встанут на пьедестал. Но то, что именно эти трое должны были встать на пьедестал, не вызывало ни у кого сомнений.

Кстати, вы тут упоминали статьи, которые я писал в разных изданиях, в основном хулиганские, в адрес Международного союза конькобежцев. Так вот, я считаю, что, когда отменили в прошлом марте чемпионат мира, который должен был состояться в Канаде, это не было ответственное решение. Его приняли руководители, чтобы избежать возможных неприятностей, уйти от ответственности. Ведь обеспечить нормальное безопасное проведение соревнований даже уровня чемпионата мира, как уже показала практика, абсолютно реально. Соревнования любого уровня можно провести в наше время безопасно, и так, чтобы дать спортсменам соревноваться.

Почему я сказал в самом начале, что Российская Федерация единственная, кто пытается сейчас не дать фигурному катанию умереть? Если нет соревнований, то нет и спорта. В прошлом году чемпионат мира должен был проходить в Монреале. Практически все участники чемпионата мира уже за неделю до начала чемпионата приехали в Монреаль и там тренировались. И в тот момент, когда уже все были готовы к тому, чтобы выходить на старт, чемпионат отменили. На самом деле, потом практика показала — и практика соревнований в России показала это особенно — что обеспечить безопасность для спортсменов, тренеров и судей вообще не представляет никаких сложностей, это просто уровень организации. Вот обеспечить безопасность для зрителей уже, конечно, несколько сложнее. Можно было продать меньше билетов.

Конечно, это серьезные финансовые издержки, но есть ли смысл выбирать: финансовые издержки или существование спорта вообще. Кстати, я имею в виду существование не только фигурного катания. Это в любом спорте. Все эти карантины, все эти пандемии нанесли огромный ущерб спорту. Понятно, что в наше время говорить об ущербе спорту как-то не очень корректно, когда нанесен безумный ущерб экономике. Когда люди разоряются и просто остаются без средств к существованию, в этот момент говорить о спорте, конечно, не очень корректно, но тем не менее, правильно. В наше время спорт тоже стал частью экономики. Так что вот это моё отношение к отмене чемпионата мира в прошлом году.

Кстати, я предлагал Федерации России взять на себя проведение чемпионата мира, если его отменят в этом году. Или чемпионат Европы, который уже отменили. Но предлагать легче, конечно, чем сделать, учитывая последнее решение арбитражного суда Международного Олимпийского комитета — сейчас России запрещено проводить крупные международные соревнования. Мне очень "нравится" это решение. У меня такое впечатление, что эти люди, которые решали, живут вообще где-то на другой планете. Когда по всему миру отменяются соревнования, Россия единственная страна, которая в состоянии это провести. И в этот момент ей запрещают проводить. Чем думают эти люди?

На самом деле, чем думают эти люди — это вообще большой вопрос не только в связи с проведением соревнований. Вся эта история допингового скандала... Эта история вообще сильно сомнительная и вызывающая значительно больше вопросов, чем ответов. Уже давно эта борьба за чистоту спорта, якобы свободную от допинга, давно стала способом дополнительных санкций против России вместо того, чтобы действительно бороться за чистоту спорта. Но это отдельная история, отдельный скандал, который мы можем оставить на другой раз.

А сейчас вернемся к фигурному катанию. Вот я говорил о трёх девочках, которые были безусловными лидерами прошлого года. Они были лидерами мирового фигурного катания, не только российского — Алёна Косторная, Аня Щербакова и Саша Трусова. Вот в таком порядке они распределились на основных соревнованиях. И были лидерами, причём лидерами на таком уровне, с которыми никто не мог ни соревноваться, ни даже встать рядом.

Сейчас появилась ещё одна девочка сказочного таланта — Камила Валиева. Она тоже тренируется в группе Этери Тутберидзе. В прошлом году она соревновалась по юниорам и выиграла юниорский чемпионат мира. Выиграла очень уверенно и убедительно. И в этом году она перешла в разряд взрослых и сейчас тоже будет выступать на чемпионате России. Очень интересно, как сложится её прокаты вот на этом уровне и в этой конкурентной обстановке. Но то, что она демонстрирует... Я совсем недавно общался с одним своим хорошим товарищем американским, который тоже всю жизнь вообще провел в фигурном катании, безумно увлечен фигурным катанием, несколько лет работал президентом Федерации Соединённых Штатов, настоящий ценитель фигурного катания. И я ему прислал видео со второго этапа Кубка России, где Камила Валиева прокатала короткую программу совершенно гениально, и говорю: посмотри и сравни со всем, что ты видел в своей жизни, видел ли ты что-нибудь лучше? Он со мной согласился, что это лучшее, что он видел за 100 лет фигурного катания.

Ледокол: Прогресс идёт.

Александр Веденин: Да, фигурному катанию 100 лет. И лучшее, что в этом фигурном катании было показано в женском одиночном катании, на мой взгляд, это то, что показала Камила Валиева на этом втором этапе Кубка России, где она выступала. Произвольная программа там у неё была не самым удачным вариантом, а короткая программа – это шедевр абсолютный. Причём она и весь предыдущий сезон, и в начале этого сезона показывала совершенно изумительное исполнение одного прыжка в четыре оборота — четверной тулуп. Сегодня я видел, что она прыгнула еще и четверной лутц. Лутц — это самый сложный прыжок в фигурном катании. И вот сегодня я видел, что она освоила второй четверной прыжок. Она, безусловно, будет претендовать на пьедестал почёта. На какое место — мы увидим в процессе этой борьбы. Но во всяком случае это очень интересно. То есть я ожидаю прежде всего от этих трёх девочек выдающегося катания и надеюсь, что у них всё получится, так как оно запланировано. Они не единственные три, кто будет претендовать на медали. Есть ещё девочки.

Есть одна безумно интересная спортсменка, о которой постоянно не перестают рассказывать журналисты. Сегодня в российском фигурном катании в основном сборную представляют девочки молодые, то есть от 16 лет и младше — точнее, 17, потому что Алёне Косторной 17 лет. Остальные все младше. И вот есть такая девочка, Лиза Туктамышева. Ей 24. И она продолжает, безусловно, претендовать на самые высокие места. На последнем этапе Гран-при в Москве она заняла первое место, убедительно выиграла. И поэтому она остаётся одной из сильнейших. Здесь, на чемпионате России, она тоже, безусловно, будет бороться за первое место. Удастся ли ей это сделать — мы увидим. Во всяком случае она абсолютно конкурентоспособная с этими молодыми девочками, о которых я рассказывал до этого.

Мне представляется, что достаточно интересно развиваются события и в мужском одиночном катании тоже. У нас в Советском Союзе было очень сильное мужское одиночное катание, постоянно были чемпионы и призёры чемпионатов Европы и мира. А с девочками было сильно хуже. В последние годы эта ситуация как-то странно изменилась: девочки стали абсолютными мировыми лидерами, которые творят немыслимые чудеса, а мальчики как-то отошли на второй план, что, в общем, совершенно не характерно было для советского периода фигурного катания. Вот сейчас мальчики явно тоже прибавили в мастерстве.

Мне очень нравится такой парень, он уже был чемпионом России и призёром чемпионата мира – Михаил Коляда из Петербурга. И в этом году он совершенно явно прогрессирует. Все журналисты отметили безусловный прогресс, когда он ещё выступал в самом начале сезона на первых контрольных прокатах сборной команды России. В этом году он перешёл тренироваться к профессору Мишину в Петербурге. И я думаю, что его первые выступления, то есть эти контрольные прокаты, потом выступление на Кубке России, вот это начало сезона было, скорее, такой его мотивацией от того, что он перешёл к Мишину. Но это ещё не работа Мишина. Ребята, то, что я сегодня увидел на тренировке — могу сказать, что это уже работа Мишина, не только талант Коляды. Он очень талантливый спортсмен. По уровню таланта он стоит на уровне совершенно лучших спортсменов мира. Но всё время его как-то подводила явно подготовка, то есть к периоду главных соревнований у него что-то всё время вылетало. Сейчас, похоже, что всё начало упорядочиваться, приходить в порядок, и складываться вместе во вполне законченную программу. Я думаю, что уже сейчас, на чемпионате России, мы увидим несколько нового Мишу Коляду. Уже то, что мы увидели на этапе Гран-при, который проходил в Москве, было прекрасно. Он уверенно выиграл этот этап и совершенно прекрасно прокатал произвольную программу. Хочется надеяться, что к чемпионату России этот уровень формы ещё поднялся. Во всяком случае, то, что я видел сегодня на тренировке, было очень здорово, на очень высоком уровне, который позволяет рассчитывать на высокие места, и на чемпионате мира - тоже. То, что Михаил показывал, — это уровень лучшего мирового фигурного катания. Хочется надеяться, что и в соревнованиях он это покажет, не только в тренировках. Мы сегодня говорили с Мишиным, когда я его поздравлял с тем, что я увидел на тренировке. Я говорил: «Видно, что сделал ты как тренер. Хорошо бы ещё увидеть, что сделает Миша сам на соревнованиях». Когда тренер готовит спортсмена, то, как спортсмен готов, — это работа тренера, а то, как он прокатается на соревнованиях, — это уже работа самого спортсмена.

Думаю, что чемпионат России будет очень интересным и в других видах. Я не смотрел сегодня тренировки парного катания, но я внимательно наблюдал за парным катанием на этапе Гран-при в Москве. И меня совершенно поражает такое уникальное явление в мировом парном катании, как Тамара Николаевна Москвина. Она уже давно и сейчас тоже является абсолютно лучшим тренером мира в парном катании. То, что сделала она за свою работу в парном катании, превышает по уровню работу целых стран. Надо сказать, что первые чемпионы мира у Тамары Николаевны были в 1981 году. И вот сейчас в 2020 она представила на этом этапе Гран-при в Москве две пары, которые абсолютно лучшие в мире. Можете представить, 40 лет она работает на этом уровне, абсолютно лучшем в мире. Она просто сама по себе уникальное явление. Она сделала много уникальных пар, у нее много выдающихся достижений и масса медалей. Но она сама по себе уникальное явление, которому можно только удивляться. Так что я думаю, что чемпионат России будет очень интересным, и я призываю всех активно смотреть, вы получите море удовольствия, ребята. Тем более что нам в этом году мало удастся увидеть фигурного катания. Вот чемпионат России и следующее соревнование, которое, я надеюсь, нам повезет увидеть — это чемпионат мира в конце марта.

Ледокол: На самом деле, есть еще чемпионат Японии. Он будет проходить одновременно с чемпионатом России.

Александр Веденин: Это несколько другое. Там российские фигуристы не будут участвовать. Чемпионат Японии — это, конечно, всегда интересно, сильно. И там много лет был уникальный фигурист, которого во всём мире звали инопланетянином, — Юдзуру Ханю. То, как он катался, то, что он делал, — это вообще невозможно для нормального земного человека, потому что на него закон всемирного тяготения не распространялся. Он не катался по льду — он над ним летал. Но он уже, похоже, своё отлетал и дальше продолжать не будет. Несмотря на то, что он выиграл Олимпийские игры в 2014 и 2018 году, он продолжал после этого кататься. Большая часть олимпийских чемпионов после того, как они выигрывают, обычно сразу уходят. Большинство из них даже не ездят на чемпионат мира, который проходит после Олимпийских игр. А те, которые остаются кататься дальше на следующий год, — вообще очень редкое, уникальное явление. Вот Юдзуру Ханю остался, потому что, как он сам сказал, хочет прыгнуть четверной аксель — уникальный элемент, прыжок в четыре с половиной оборота. К сожалению, у него пока не получилось. Пока это пытается Нейтан Чен, который все эти годы конкурировал с Юдзуру Ханю.

В японском фигурном катании всегда есть много спортсменов, на которых интересно смотреть. У них, безусловно, очень сильные девочки. В том числе, наверное, единственная девочка, которая может составить конкуренцию российским, — это Рика Кихира. Правда, в этом году её не видели, потому что она заявилась на участие в этапе Гран-при во Франции и этот этап отменили. Не знаю, как такое вообще могло произойти, но она, сильнейшая японская фигуристка, не получила место для участия в соревнованиях в Японии. Это, по-моему, результат пандемии. Поэтому мы пока не видели, как она катается, но, безусловно, это очень сильно и интересно. Теоретически, потенциально она может конкурировать с российскими фигуристками. Но она могла конкурировать и в прошлом году тоже, но этого не произошло, не сложилось. Она соревновалась с нашими девочками в финале Гран-при, но оказалась только четвертой. Будем посмотреть.

Так что вот такие у нас перспективы с чемпионатом России. И я ещё раз говорю, всем советую его смотреть.

Ледокол: Обязательно. Мы все соревнования тут смотрим. Все вещи, о которых Вы сейчас рассказываете так подробно, на самом деле ни для кого здесь не секрет. Тут у нас сообщество болельщиков, которые очень пристально следят за всеми событиями в мире фигурного катания.

Но, возвращаясь к чемпионату России, к Камиле Валиевой, Александре Трусовой, Анне Щербаковой, Алёне Косторной... Вообще говоря, вот эта история про Камилу Валиеву — то, что известный американский специалист, давным-давно который в фигурном катании, никогда в жизни ничего подобного не видел, с одной стороны, ведь говорит о том, что прогресс фигурного катания движется вперёд, оно продолжает улучшаться. А ведь с другой стороны, если оглянуться назад в прошлый год, позапрошлый, на 3 года назад, на 4 года назад, взглянуть на российское фигурное катание, - то Российские девчонки уже приучили нас, что каждый год юные таланты повышают планку и пробивают головой потолок, показывают то, что никогда до них ещё не видели.

Александр Веденин: Да, это правда. Но при этом надо отдать должное, мы привыкли уже, что вот эти все таланты, эти интересные явления одна за другой выходят из группы Этери Тутберидзе. И надо отдать должное этой команде, потому что Этери там не одна, у нее целая команда, которая работает очень хорошо. Они каждый год прибавляют не просто по количеству спортсменов, которых они выводят на высокий уровень. Они прибавляют и в своей работе. Если ещё три года назад их критиковали за то, что девочки плохо катаются — они здорово прыгают, они гениально вращаются, они безумно растянуты и очень гибкие — но плохо катаются на коньках. И всё время приводили в пример фигуристок, которые на коньках катаются лучше, чем они. А за последние 2-3 года вот эта команда очень прибавила именно в технике катания и в таком качестве, которое вообще редко, на самом деле, мало кому удаётся довести до совершенства: посмотрите, как они катаются, как исполняют программу — там нет ни одного пустого движения. У них каждое движение пальцев, головы, глаз доведены до совершенства. Там нет пустых, проходящих движений, там все направлено на то, чтобы выразить лучшим способом музыку. И им это удаётся. Это работа тренеров, работа вот этой команды, которая, ещё раз говорю, за эти 2-3 года именно в этом качестве прибавила просто на порядок. Прыгать — они всегда прыгали здорово. Вопрос просто был в том, какое количество прыжков в четыре оборота они освоят и сколькие из девочек прыгнут прыжки в четыре оборота. Но вот в этом качестве катания, уровне выразительности катания они прибавили просто на порядок. Я совершенно преклоняюсь перед этой командой и считаю, что они делают потрясающую работу.

Ледокол: Александр Дмитриевич, но Вы же сами тренер. Вот что касается техники катания, скольжения, тренировки этого — насколько это зависит от условий, количества льда? Именно здесь есть какая-то корреляция или нет?

Александр Веденин: Конечно, от количества льда и количества часов, проведенных на льду это зависит. Но ещё больше это зависит от того, чем занимаются на льду тренеры, которые воспитывает этих спортсменов. Есть очень важное качество в тренерской работе, которым на самом деле владеют далеко не все тренеры. Техника элементов, техника прыжков целиком построена на технике катания — эти элементы связаны неразрывно. И это бывает далеко не всегда. Очень много есть тренеров, которые просто занимаются прыжками: вышел на лёд, начал прыгать и прыгаешь до посинения, пока что-нибудь не отвалится. Во-первых, такой подход к тренировочной работе ведет к травмам, и чаще всего - к срывам. А если строить свою технику на этой неразрывной связи — техники катания с техникой прыжков, тогда получается результат и прогресс. И вот у них это получается, у них это стало получаться. Ещё раз говорю, три года назад так не получалось. Это было не столь явно. И все вообще, весь мир критиковал их за то, что они, как кузнечики, подпрыгивают, но и катаются, как кузнечики. То есть они прыгают с места на место, не катаются, а дёргаются и бегают. Вот сейчас они не бегают, сейчас они катаются.

Есть ещё пока фигуристки, которые катаются лучше, чем они, надо сказать честно, но сочетание всех качеств, которые есть в программе: прыжки, вращения, техника катания и выразительность — сегодня вот эта команда представляет, пожалуй, на самом высоком уровне, на мой взгляд.

Кстати, у меня есть вопрос к вам и к журналистам, которые пишут о фигурном катании. Я всё чаще вижу, уже года два, такой термин — "триксель". Где вы его взяли? Нет такого слова. Как говорит Якубович, нет такой буквы в этом слове. Нет такого термина в фигурном катании. Это какое-то дворовое изобретение. Есть тройной аксель - и никакого трикселя. Это не англоязычное слово или англоподобное слово. Это блатной жаргон. Надо как-то привести это в порядок и вернуть всё на место.

Ледокол: А если дупель?

Александр Веденин: Дупель? Дети так говорят между собой, в просторечии. А триксель — нет такого слова, так никто не говорит. Оно появилось в русской журналистике у людей, пишущих о фигурном катании. Где это взяли — я не могу себе представить.

Также ещё есть один такой термин — риппон. Так называют прыжок с руками наверх, потому что был такой американский фигурист Адам Риппон, который прыгал лутц с руками наверх. Риппон - не первый фигурист, который стал прыгать этот прыжок с руками наверх. Первым был Брайан Бойтано в 1986 или 1985 даже году. И делал он это намного лучше, чем Риппон. Брайан Бойтано делал это технически идеально, для учебника по технике фигурного катания. И никто за эти годы, за эти 30 лет не придумал назвать эту позицию «бойтано», почему-то её назвали риппон. С чего это произошло? Когда Риппон стал прыгать с руками наверх, уже большая часть российских девочек прыгала вообще все прыжки с руками наверх. Назовите это именем Лены Радионовой или Ани Погорилой, или даже Марии Сотсковой — они одновременно с Риппоном прыгали все прыжки. Риппон прыгал лутц с руками наверх, а они прыгали вообще все прыжки с руками наверх. Откуда образовался у нас этот термин риппон? Меня изумляет это словообразование. Ещё раз повторяю: нет такой буквы в этом слове.

Ледокол: Журналисты вообще большие придумщики. Они, например, используют такое слово, как «фигурка». Как к этому относиться?

Александр Веденин: Как к трикселю... Это вообще какое-то обидное слово, на мой взгляд. Почему «фигурка»? Были такие коньки — снегурки, двухполозные коньки, которые привязывались верёвкой к валенкам. Но они существовали тогда, когда были валенки. А вот фигурка — я не знаю, что это такое.

И ещё, кстати, раз уж мы заговорили об этом: в российском фигурном катании стало огромное количество скандалов, которые постоянно поддерживаются и развиваются. Вообще интернет завален вот этим, я извиняюсь, дерьмом. И не только интернет. Фигурное катание по уровню скандалов и вот этого шума стало опережать шоу-бизнес. И я не думаю, что это хорошее развитие. В шоу-бизнесе считается, что скандалы повышают популярность и коммерческую ценность этого мероприятия. В фигурном катании это не повышает популярность, а разваливает спорт изнутри. И когда мы заметим, что это начало разваливать спорт, будет уже «поздно пить Боржоми», я считаю. Есть такой замечательный совершенно термин, который описывает эту ситуацию — «не надо бросать дерьмо на вентилятор». Иначе в белом фраке потом не останется никто. Но это не к журналистам, скорее всего, вопрос, а к Федерации фигурного катания России, чтобы как-то сдерживать этот вентилятор, как-то остановить. Но я считаю, что эта тенденция очень опасная, потому что, ещё раз говорю, это разваливает спорт изнутри. Поначалу это незаметно, а когда это станет заметно, то будет поздно. Я, честно говоря, смотрю на это с ужасом и очень этого боюсь.

Ледокол: Работают обычно одни, а скандалят совсем-совсем другие. Ведь что шоу-бизнес в России? В России фигурное катание стало очень популярным. Очень! Если посмотреть даже на главные каналы страны, на рейтинги телетрансляций, фигурное катание обгоняет по рейтингам футбол, не говоря уже про всё остальное, а футбол же впереди планеты всей - по рейтингам. И, получается, люди, которые ищут, где бы достичь быстрого успеха, где бы деньги заработать, которые ищут какую-то быструю наживу — журналисты, ещё какие-то люди. Ни тренеры, ни спортсмены, а люди, которые не в фигурном катании, и фигурное катание для них не цель, а средство. И вот они здесь как раз как чёрные вороны...

Александр Веденин: Да, я с вами согласен. И это очень обидно, очень жаль. Что касается рейтинга, то это действительно так. Фигурное катание стало популярным, и этот процесс идёт взаимный: чем больше телевидение показывает фигурное катание, тем более оно популярно. Сегодня фигурное катание в России популярнее, чем во всех остальных странах мира, практически вместе взятых.

Ещё очень популярно фигурное катание в Японии. Японские болельщики по своему количеству опережают всех остальных. На любом чемпионате мира в любой стране больше всего японских болельщиков. Было время — ещё где-то в 70-х, 80-х, 90-х годах — когда половина зрителей на любом чемпионате мира, в какой бы стране он ни проходил, были американцы и канадцы. Для американцев и канадцев этот вид спорта был одним из 4-5 самых популярных: американский футбол, баскетбол, хоккей и вид спорта, который я вообще не понимаю, почему называется спортом, — бейсбол. И фигурное катание было вполне на уровне вот этих четырех видов спорта в Америке и Канаде. И на всех чемпионатах мира — они могли проходить в Японии, в Китае, в России — половина зрителей были американцы и канадцы. Вот сейчас на большинстве чемпионатов мира половина зрителей — это японцы. Даже когда проходят Гран-при в России, там огромное количество японцев. В этом году было сложнее в связи с этой проклятой короначумой. Но всё равно их очень много.

Так вот, популярность фигурного катания в России больше, чем во всех остальных странах мира. И это происходит в значительной степени благодаря тому, что телевидение российское показывает вообще все соревнования по фигурному катанию. Нас, тех, кто в фигурном катании уже давно и всю жизнь, это совершенно потрясает. Россия — единственная страна, которая показывает, которая транслирует чемпионат мира и Гран-при среди юниоров. Во всех остальных странах мира большая часть народа, даже родители, которые приводят своих детей в фигурное катание, вообще не знают, что это можно посмотреть по телевизору — Гран-при среди юниоров! Это типа первенство ЖЭКа. Россия показывает это первенство ЖЭКа, потому что это очень здорово, потому что уровень этих юниорских соревнований уже давно очень высокий. И благодаря этому российские юниоры стали такими сильными и популярными. И такой показ — это действительно здорово, это действительно повышает популярность.

А вот «бросание дерьма на вентилятор» точно не повышает популярность — с этим надо как-то бороться и прекращать. И от журналистов, которые об этом пишут, тоже зависит очень многое: не только от системы поощрений и наказаний, а просто от порядочности тех людей, которые в этом участвуют. Это на мой взгляд.

Ледокол: Справедливо. Значит, на чемпионате России для Вас по интересу виды именно в таком порядке идут: сначала женское одиночное, потом мужское, далее пары и танцы. Я правильно понял?

Александр Веденин: Да, примерно так. Это правда.

Ледокол: Это надо как понимать — танцы менее интересны, чем другие виды? Или просто вот эта история, опыт работы?

Александр Веденин: Просто другие виды настолько интересны, что для танцев, которые замечательные, которые находятся тоже на очень хорошем уровне, не остается места.

Танцы, надо сказать, тоже выросли в мире. Их технический уровень вырос совершенно невероятно за последние лет 15-20. То, что сегодня танцы делают в техническом отношении, тоже очень здорово. Причём очень интересны и направления в развитии танцев, и работа тренеров по танцам.

С танцами как раз была интересная тенденция. Было время, когда все ведущие пары мира съезжались буквально в 2-3 школы к 2-3 ведущим тренерам мира. Уже достаточно давно одним из таких тренеров стал Александр Жулин, у которого всегда очень интересные программы, очень хорошая качественная техническая работа. И вот он стал одним из таких центров развития танцев в мире, куда съезжаются те люди, которые хотят добиться большого прогресса. В прошлом году он выиграл у французской пары Пападакис и Сизерон, которая была непобедима, их авторитет был вообще непререкаемым. Но они действительно очень много и интересного сделали, когда появились. Они ворвались в элиту мировую вообще из ниоткуда.

В танцах, как ни в каком другом виде, принято постоять в очереди. То есть если ты начинаешь выступать и начинаешь где-то там, в районе 10-х мест, то тебе надо подождать, пока предыдущие 9 уйдут и ты окажешься, таким образом, на 1-м или 2-м. Так было в танцах вообще всегда — лет 50.

И когда французы выступали в первый раз по юниорам, они были очень заметны, то есть они сразу ворвались в элиту. Потом они попали на взрослый мир и заняли место где-то в середине второго десятка. И уже через год после этого они стали первыми. Это был вообще шок для всего мира. Но они настолько были интересны, необычны, красивы, невероятны, что стали лидерами и после этого лидерами надолго и остались. Они соревновались с канадской парой Вертью и Мойр, которые сначала ушли после Олимпийских игр, потом вернулись и снова стали кататься, снова стали мировыми лидерами. Французы соревновались с ними и, на мой взгляд, — я настаиваю на том, что я кое-что понимаю в одиночном катании, но совершенно не настаиваю на этом, что касается танцев — французы были интереснее, чем канадцы, на Олимпийских играх 2018 года. Канадцы катались гениально, катались очень здорово и очень хорошо, но они катали то же самое, что и предыдущие четыре года. То есть это было чуть лучше, чуть хуже, но где-то примерно то же самое. А французы сделали что-то совершенно невероятное, что до них не делал никто. Это на мой взгляд. Я считаю, что в 2018 году должны были выиграть французы.

Кстати, очень интересна вот тут ещё одна тема, совершенно не связанная с техникой фигурного катания: спорт, который вне политики. Было время с 2010 по 2014 год, когда соревновались канадская пара Вертью и Мойр и американская пара Дэвис и Уайт. Они катались у тех же тренеров, в одной тренировочной группе. В этой группе тренерами были Марина Зуева и Игорь Шпильбанд. Они катались всё время вместе и примерно на одном уровне. И где-то в году 2012 или 2013 американцы были уже сильнее. И вот на одном из чемпионатов мира, где, в общем, американцы выглядели сильнее и лучше, но победили канадцы. И я спрашиваю американскую Федерацию: «Что же вы вообще молчите? У вас такая пресса активная и скандальная. Почему же вы не выступаете, что вас обокрали?» А они говорят: «Ну, ты знаешь, это канадцы и вообще вроде бы как свои. Вот если бы это были русские, то тут бы скандал поднялся».

Ледокол: Интересно…

Александр Веденин: Это про спорт вне политики.

Ледокол: Что касается спорта и танцев, наверное, зрителям было бы интереснее смотреть танцы, если бы они лучше в них понимали. Например, как они оцениваются.

Александр Веденин: Я не уверен, что даже все судьи понимают, которые это судят. Это довольно сложная история. На мой взгляд, судить одиночное или парное катание всё-таки как-то попроще. Там больше объективных показателей. В танцах тоже есть элементы. Они для нас выглядят как катание и катание, а специалисты по танцам различают эти элементы.

У них такой особенно сложный элемент — танцоры всё время говорят, что это у них на уровне четверного прыжка. Элемент называется твиззл — быстрое вращение с продвижением по льду, то есть не на одном месте, а с продвижением. И вот у них есть такая комбинация твиззлов – надо сделать 3 твиззла в обе стороны: в одну сторону, потом в другую и снова в ту же сторону, которая была первым элементом. Они считают, что это вообще суперсложно, на уровне четверных прыжков в одиночном катании. И мы по этому поводу всё время смеёмся и шутим друг над другом.

То есть у них есть элементы, которые судьи оценивают, но в одиночном и парном катании элементы как-то более осязаемы: прыжок или поддержка в парном катании, или выброс — безумный совершенно элемент, где на приземлении, когда девочка вылетает, у неё нагрузка на ногу более 300 кг, и она вот с этими 300 кг должна устоять точно на ребре конька, чтобы вообще не шелохнуться и сделать этот выезд чистым. То есть этот элемент всё-таки как-то проще и понятнее оценивать, чем то, что делают танцоры. И поэтому там судейство, конечно, сложнее. Оно всегда было сложнее и больше зависело от политики, чем в одиночном или парном катании. Хотя судейство — это отдельная история, тема отдельного разговора.

Ледокол: На эту тему хотелось бы немного поговорить, или по крайней мере её затронуть. Понятно всё с судейством в танцах. Но если плавно перейти к одиночным видам, что Вы думаете о действующей системе судейства, оценок и что бы изменили здесь в правилах, в работе судей и так далее?

Александр Веденин: Вы знаете, я сам 20 лет был судьей международной категории при старой системе судейства. Конечно, новая система судейства позволяет это делать более объективно, там значительно больше параметров учитывается, значительно больше определённых, очевидных критериев. Но есть одно очень важное «но» — всё это и при старой системе, и при новой системе делают люди, а люди вообще субъективны. У каждого есть своё мнение, поэтому судейство всё равно останется субъективным. И какая бы ни была система, если человек задаётся целью как-то сжульничать или что-то смухлевать, он эту возможность найдёт.

Вот смотрите, простой пример: сейчас есть техническая бригада судей и бригада судей, которые оценивают остальные параметры. Техническая бригада оценивает, какой элемент был сделан, то есть определяет, это прыжок в четыре оборота или в три оборота, он чисто докрученый или нет. Если не чисто, оценка автоматически снижается. То есть если прыжок условно в 4 оборота стоит 11 баллов и ты его сделал неважно, с недокрутом, то ты уже получишь не 11 баллов, а 8. И это будет почти на уровне тройного. Вот это определяет техническая бригада. Она же определяет сложность вращений. Все вращения имеют разный уровень сложности. В зависимости от того, что ты там показал, будет разный уровень сложности, а значит, и разное количество баллов. Остальные девять судей, которые оценивают, определяют качество элемента и имеют возможность выбрать — поставить от -5 до +5 за каждый элемент. То есть, скажем, Юдзуру Ханю выполняет четверной тулуп и делает это идеально, гениально и получает +4 или +5. И делает это кто-то другой, который выполняет тоже прыжок в четыре оборота, но так, через голову, коряво, как-то устоял — значит, он получит базовую стоимость этого четверного прыжка, но уже на -4 или -5, что, соответственно, снижает стоимость элемента. И судьи же оценивают артистичность — есть 5 компонентов, которые они определяют оценками от 0 до 10. Всё это суммируется, и получается определённая сумма баллов. Конечно, это более объективно, чем просто оценки 5.7, 5.8 в сумме неизвестно за что. Но ещё раз говорю, судьи — это люди. И вы говорите, что вам нравится, а я говорю, что мне не нравится — и вот мы с вами поставили разные оценки и всё, никуда от этого не денешься.

Хотя я не считаю, что надо сделать такое программное обеспечение, которое бы позволило судить фигурное катание. Всё-таки это очень эмоциональный вид спорта, где надо выразить чувства. И ни один компьютер, ни один робот чувства оценить не может, поэтому я думаю, что ещё долго фигурное катание будут оценивать люди. Весь вопрос в том, насколько они честные и порядочные, но этот вопрос стоял всегда, при любой системе судейства. Вот что я могу по этому поводу сказать.

Ледокол: Если тогда от вопросов про судейство, про то, что плохо, или почему не так хорошо, как могло бы быть, перенестись в идеальный мир фигурного катания будущего, где всё организовано и работает как надо, как и положено — какое оно, на Ваш взгляд?

Александр Веденин: Мы с вами, общаясь по компьютеру, сидим в масках. Намордники на нас надели — скоро наденут ошейники. Поэтому о каком идеальном мире мы с вами можем говорить? Помечтать мы можем... Но идеальное фигурное катание? Ребята, фигурное катание развивается. То, что происходит сегодня, лучше и интереснее, чем то, что происходило вчера и позавчера. Вот так и дальше оно будет в этом направлении развиваться с совершенной техникой.

Я не знаю, не могу сказать, сможет ли человек сделать пять оборотов. Думаю, что может. Надо ещё как-то усовершенствовать инвентарь и помочь это освоить. Как его совершенствовать? Не знаю, не могу сказать. На мой взгляд, то, в чём сейчас катаются все фигуристы, вот эти ботинки — это испанский сапог. Когда ты туда засовываешь ногу, то она у тебя зажата такими жесткими пластинами, что там уже могут вообще все кости отвалиться сами по себе. Но зато этот жёсткий ботинок позволяет ноге не сломаться, когда делаются все эти безумные прыжки.

Я всё время рассказываю эту историю... Я думаю, что знаю или по крайней мере предполагаю, как учить людей прыжку в четыре оборота. У меня есть опыт, я учил людей прыжкам в четыре оборота. Но я не представляю себе, как они это делают в воздухе, вот эти четыре оборота. Какими вообще физическими и психологическими качествами надо обладать, чтобы это там выполнить и ещё приземлить?

Когда Саша Трусова еще каталась в группе Тутберидзе, я пытался старательно выяснить, присмотреться: она допрыгивает до высоты борта? Она, ребята, запрыгивает на высоту борта в четверном тулупе. Научить этому можно, но представить себе, как она это выполняет, как ей это удается, сколько надо сил, какой стресс психологический преодолеть, чтобы вот это выполнить! Всё это, конечно, безумно сложно.

Сейчас уже есть, мы видели, прыжки в пять оборотов, которые выполняются на лонже. У нас есть такое приспособление, называется «удочкой», когда едет тренер за спортсменом, спортсмен подвешивается на палку, и вот эту палку тренер поднимает, чтобы облегчить спортсмену позицию в воздухе и обезопасить его приземление. Вот так уже некоторые ребята делали пять оборотов. Могут ли они сделать это без удочки? Совершенно в этом не уверен. Скорее, этот вопрос надо задать профессору Мишину, потому что именно он придумал, как научить прыжку в четыре оборота, что для этого надо сделать. Он придумал больше тренажеров для фигурного катания, чем все остальные тренеры мира. Возможно, он сможет ответить на этот вопрос. Я затрудняюсь.

Ледокол: По поводу судейства тогда ещё вопрос. При судействе мужчин и у женщин в одиночных видах, в компонентах разный множитель – из 80 баллов, произвольная программа и 40 короткая у женщин и из 50 и 100, соответственно, у мужчин. Это справедливо сейчас? Или здесь тоже назрели какие-то изменения?

Александр Веденин: Вы знаете, опять же говорю, это новая система судейства, которая была придумана. И, конечно, надо было как-то уравновесить техническую оценку и оценку за компоненты. Нашли вот такое равновесие. Я не сомневаюсь, что очень скоро спортсмены года через 4 или, может быть, 6 будут вообще прыгать прыжки только в четыре оборота, а тройные прыжки перестанут делать. Как сейчас вообще нормальная программа состоит только из тройных прыжков, и двойные никто не прыгает. Двойной прыжок — это срыв. И когда будут прыгать только четверные прыжки, тогда по сумме баллов, набранных за эти четверные прыжки, техническая оценка вырастет совершенно невероятно. И как её уравновесить оценкой за артистичность этими компонентами, надо считать. Это, в общем, серьёзная математика на самом деле, а вообще не фигурное катание ни разу. Поэтому как это всё будет дальше происходить и развиваться, не могу сейчас сказать — очень трудно.

Но, ещё раз повторю, то, что показала в короткой программе, о которой я столько говорил, Камила Валиева — это, на мой взгляд, шедевр. Артистичностью, выразительностью, точностью — на мой взгляд, все её компоненты были на уровне 10. Она не получила этих десяток, и потом даже Женя Плющенко критиковал судей, как можно в 14 лет ставить десятки. Но оценки ставят вообще не за количество лет, а за то, что спортсмен накатал. У меня тоже были претензии к судьям в этой бригаде, которые судили. Претензии - что они не все поставили десятки, не за все компоненты и не все судьи, потому что это был совершенно шедевр. Удастся ли ей повторить такой уровень катания? На мой взгляд, когда она выступала на Гран-при в Москве — она по возрасту не могла принимать участие в соревнованиях и выступала в показательных — она прокаталась так, что я бы тоже вообще за всё поставил 10.

Ледокол: Что касается возраста, в том числе внутри России – в основном, конечно, такие характеристики, такие слова исходят от конкурентов и конкуренток. Но по поводу той же Камилы Валиевой – критиковали её участие в этапах Кубка. Дескать, пусть она ещё посидит в юниорах, рано ей со взрослыми. Ну и более глобально, эта история, рассказы про то, что возрастной ценз нужно повысить обязательно. Как Вы к этому относитесь?

Александр Веденин: Вы знаете, я уже по этому поводу высказывался на страницах журнала «Фигурное катание». Я знаю, эти разговоры идут очень давно, они не возникли с приходом команды Тутберидзе и её девочек. Они существуют уже столько лет примерно, сколько существует фигурное катание. Никто не определил — объясните, почему не 14, а 17? Есть вообще какие-то объективные критерии, когда правильно?

Ледокол: Просто пальцем в небо.

Александр Веденин: Абсолютно! Пальцем в небо. Причём у нас была очень интересная история. Были Олимпийские игры 1998 года, которые выиграла 15-летняя Тара Липински, вырвавшись неизвестно откуда. Она вообще не претендовала на медаль на этой Олимпиаде. Там однозначно, 100% олимпийской чемпионкой должна была стать Мишель Кван — гениальная фигуристка, идеал женственности в женском одиночном катании. И вырвалась вот эта Тара, которая летала там по площадке на реактивном двигателе, прыгала невероятные прыжки и стала олимпийской чемпионкой в 15 лет. И тут сели руководители ISU, которым всем вообще не по 15 лет, а ближе к 80. Пожилые дяди и тёти решили, что 15 — это всё-таки как-то маловато. Давайте сделаем 16. Почему 16? А чёрт его знает! Так вроде лучше, чем 15. И сделали 16.

Через 7 лет после этого, в 2005 году, появилась гениальная фигуристка из Японии, Мао Асада, которая творила чудеса, выигрывала все соревнования, в которых она участвовала. Был финал Гран-при 2005 года в декабре, то есть за два месяца до Олимпийских игр, и Мао Асада — ей было 15 лет — выиграла этот финал Гран-при вообще в одни ворота, разорвала всех, кто там участвовал. Там даже близко с ней никто не встал. Стало понятно, что Мао Асада выиграет Олимпийские игры вообще без конкуренции, если её туда допустят. Но её туда не допустили, потому что в 15 лет нельзя было участвовать в Олимпийских играх. В результате Мао осталась без медали на этой Олимпиаде, потому что она просто там не участвовала. Эти же дяди и тёти 80 лет сели после этого и решили, что да, смотрите, наверное, 15 лет — это тоже нормально. И вернули возрастную планку в 15 лет.

Слава Богу, что вернули, потому что потом уже через 8 лет после этого появилась другая гениальная Мао, только из России, и звали её Юлия Липницкая. И она в 15 лет стала олимпийской чемпионкой. То есть вот этот возраст ходит туда-сюда.

И сейчас должен состояться Конгресс Международной Федерации в 2021 году. Если состоится, потому что в 2020 году его отменили из-за пандемии и перенесли на 2021. Состоится ли в 2021 — мы не знаем. Как и Олимпийские игры в Японии. И там снова будет обсуждаться возраст. На каком основании будут повышать возраст — неизвестно никому. Почему предлагают повышение возраста страны, которые выступают с такими предложениями — неизвестно никому, даже этим странам.

Например, есть такая страна Норвегия. Там предлагают увеличить возраст в фигурном катании. Достижения фигуристов в Норвегии вы все знаете хорошо. У них нет достижений, потому что просто нет фигурного катания.

Ледокол: Мы не знаем достижений Норвежских фигуристов, на самом деле, потому что там их нет.

Александр Веденин: Да, там их нет. То есть фигурное катание как спорт есть, но достижений нет. В Норвегии очень популярен тезис, что вообще детям нельзя участвовать в соревнованиях до 13 лет, потому что это психологический стресс и наносит ущерб психологическому здоровью детей. Но какое ментальное здоровье у людей, которые эту тему поднимают, даже не надо обсуждать — это достаточно понятно.

Ледокол: Можно в школу не пускать детей до 13 лет – это тоже стресс.

Александр Веденин: Это тоже стресс, да. И нельзя сдавать экзамены, и, между прочим, задавать домашние задания.

Ледокол: И оценки ставить нельзя.

Александр Веденин: А там их и не ставят и домашних заданий не задают. Вот такие люди решают судьбу мирового спорта. И о чём тут говорить?

Ещё есть страна Голландия, которая тоже хочет предложить изменение возраста. При этом в последний раз в Голландии фигуристы мирового уровня были в 1964 году. У них была такая девушка, ее звали Шаукье Дейкстра. Она была олимпийской чемпионкой 1964 года. Эта девочка была допущена до взрослого чемпионата Голландии, когда ей было 12 лет. В 14 лет она стала чемпионкой Голландии, вошла в сборную команды страны и стала участвовать в международных соревнованиях. С тех пор после вот этой Шаукье Дейкстры у них не было практически ничего. У них была ещё одна девочка, призёр чемпионата мира, один раз даже чемпионка мира — это был 1975 год. Была у них такая фигуристка Дианне де Леу. Она вообще американка, просто выступала за Голландию, но жила и тренировалась в Америке. Ей было тогда то ли 15, то ли 16 лет. Вот это вся история Голландии. И эта девочка, Шаукье Дейкстра, в 14 лет стала чемпионкой страны, потом — олимпийской чемпионкой. Она во всём мире отличалась мощным катанием и большим количеством серьёзных, на тот момент, прыжков. То есть вот она стала чемпионкой и и выступала за страну тогда, представляя направление, за которое сейчас ругают нас. Но тогда, значит, это было можно, а сейчас нельзя, потому что тогда это была Шаукье Дейкстра, а сейчас — это Саша Трусова. Вот и всё объяснение.

Ледокол: Так, если послушать, если экстраполировать…

Александр Веденин: Вы знаете, я очень резко всегда по этому поводу высказываюсь, поэтому меня слушать – надо разделить на 2, на 3. Но во всяком случае оно вот так: я привожу примеры из истории, когда были аналогичные ситуации. И никто из тех, кто предлагает, или тех, кто обсуждает, не выдвигает никаких критериев. Почему 16 лучше, чем 15, и чем 15 отличается от 14? Этого никто не может сказать и не пытается, самое главное, сказать. Ну вы знаете, как-то 16 выглядит лучше, чем 15. А почему? А чёрт его знает! Как-то так.

Ледокол: То есть это реформы из области: «Перекрасим холодильник в зеленый цвет. А почему в зеленый? А потому что хочется».

Александр Веденин: Да, всё именно так. И, самое главное, принимают решение люди — всё руководство ISU, совет ISU — которым от 70 до 80 лет. И они нормально рассуждают, что раньше была трава зеленее и девушки моложе. Вот такие аргументы.

Ледокол: Но раньше точно так же именно молодые двигали этот спорт вперед.

Александр Веденин: Они не рассматривают реальные примеры из истории: раньше было точно так же, как и сейчас. Им просто кажется, что вот раньше было лучше. Что именно было лучше? Так, вообще было лучше. Вот и говорю: трава зеленее, девушки моложе.

Ледокол: Уксус слаще.

Александр Веденин: Типа того. Так что вот в таком мире мы живем. И пандемия не единственная проблема, которую мы должны преодолеть.

Ледокол: У нас остаётся совсем немного времени, буквально 5 минут.

Александр Веденин: Да, заключительное... Ещё Эйнштейн говорил, что он считает, в мире есть две вещи бесконечные — это человеческая глупость и Вселенная, причём по поводу Вселенной он не уверен. Вот так в этом мире мы продолжаем жить.

Ледокол: Предлагаете на этом закончить?

Александр Веденин: Предлагаю на это закончить, да.

Ледокол: Ну что ж, Александр Дмитриевич Веденин, тренер и специалист, чемпион СССР, страший тренер сборной СССР в течение долгого времени в одиночных видах и, собственно, известен не только тем, что он судил, тренировал, но и тем, что он учил других, как это делать — был сегодня нашим гостем. Мы надеемся, не в последний раз. Мечтаем с Вами ещё не раз потом поговорить, потому что, мне кажется, разговор пролетел как 1 секунда, и даже десятой, сотой части того, что могло быть сказано, мы сегодня не услышали.

Александр Веденин: Захочется в следующий раз поскандалить – приглашайте.

Ледокол: После чемпионата России, я думаю, всем нашим зрителям и слушателям было бы интересно узнать Ваше мнение, Ваш анализ по увиденному, по тому, за чем в Челябинске Вы будете внимательно следить — у меня хватает наглости даже вот на это претендовать.

Александр Веденин: Спасибо, с удовольствием! Спасибо вам за внимание и за любовь к фигурному катанию.

Ледокол: Спасибо большое Вам, всего хорошего! Здоровья! Не болеть коронавирусом и зрелища в Челябинске!

Александр Веденин: И продолжать болеть фигурным катанием. Всего хорошего!

Ледокол: До свидания.

Сообщество "Ледокол" признательно всем людям, которые помогли предоставить вашему вниманию этот текст.

Источник: Ледокол