16 мин.

Все дело в юбке. История седьмая

Во Вьетнаме шла война, в Штатах отбушевал Уотергейтский скандал, поставивший крест на карьере Никсона, а «яблочники» уже удивили вторым Apple. У нас вовсю при активном участии стройотрядов прокладывался БАМ, «Луноходы» изучали спутник Земли, увидели свет теперь уже культовые для нас «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Мир кружился в вихре 70-х, переживая сексуальную революцию, застой, успехи в покорении космоса, выступления Abba, Rolling Stones, Владимира Высоцкого.

А они… они царили на льду. Парадоксы и динамичность 1970-х не могли не затронуть и их.

Они выигрывали свои медали в платьях, сшитых мамой, как повелось на протяжении нескольких десятков лет, а также в костюмах, созданных профессионалами – в мастерской голливудского дизайнера или Большого театра. Выросшие в скромные 1960-е, они примеряли на себя блеск входящего в моду диско. Они были королевами льда 1970-х. Разные и похожие. Они усложняли фигурное катание и оставляли его женственным.

Отрада для глаз всей американской публики, Дороти Хэмилл забрала титул национальной любимицы у Пегги Флеминг. В 1976-м Хэмилл выиграла Олимпийские игры в платье почти такого же простенького фасона, что отличал наряд Флеминг в 1968-м. Оцененный в 75 долларов костюм из розового стретч-джерси не особо врезался в память телезрителей – заниженная линия горловины и длинные рукава не привлекли особого внимания к платью, а вернее позволили сделать акцент на прическе. Боб Дороти Хэмилл вошел в анналы фэшн-истории наряду с брюками-клеш.

(Дороти Хэмилл, 1976 г.)

Конечно, фигуристка совсем не думала о том, что попадет в руководства для парикмахеров, что девушки в родной Америке и в других странах будут просить мастера постричь волосы именно так, как у нее, а Вера Вонг – экс-фигуристка и топ-дизайнер и поныне - скажет, что «ее боб вдохновил всю страну».

Сама же Хэмилл вот как описывает историю появления образа, которому она следует и сейчас: «Я ненавидела свою короткую стрижку. Как-то раз отрастила волосы длиннее обычного, и мне очень понравилось, как я выгляжу. Но для выступлений практичнее было иметь короткую прическу. В журналах я вычитала о японском мастере Юсуке Суга: мне очень понравилось, как он постриг Мелиссу Милитано, которая выступала в парах. В общем, я захотела, чтобы Суга постриг и меня. Папа написал мастеру письмо, в котором спросил, может ли он сделать мне стрижку, с которой я выступлю на Олимпийских играх. Господин Суга любезно согласился, и накануне отъезда на Игры я допоздна была в его салоне».

Как и Рейчел в исполнении Дженнифер Энистон в сериале «Друзья», чья прическа также стала вожделенной для девушек по всему миру, Дороти Хэмилл воспринималась этакой девчонкой из соседнего двора. Улыбчивая, скромная. Ее платья также не поражали декором и были однотонными – желтое, белое, голубое, розовое, красное… Хотя в отличие от костюмов Пегги Флеминг уже несли на себе отпечаток сверкающих 70-х. Рукава-фонарики, V-образный вырез, горловина, отделанная сверкающими камнями, и немного декора на длинных рукавах.

(Дороти Хэмилл, 1975 и 1976 гг.)

Джанет Линн, бывшая в ранге любимицы Америки в период между обожанием соотечественниками Флеминг и Хэмилл, и ставшая бронзовым призером Игр-1972, также не демонстрировала каких-то сверхсложных нарядов и очаровывала публику своей улыбкой и обаянием. Правда, Джанет отдавала дань моде, выступая в платье с рубашечным воротником.

Чемпионка того турнира Трикси Шуба также использовала в своем наряде подобный элемент. Но австрийская «королева обязательных фигур» как будто намекала на свою любовь к черчению на льду, заимствуя из мужской одежды еще и лацканы. Ее платье в общем и вовсе напоминало пиджак, хотя отделка и вырез на юбке добавляли наряду кокетства и женственности.  Кстати, посмотрите еще на воротник платья Эми Ватанабе. Скромно, но интересно, не правда ли?

(Джанет Линн, Эми Ватанабе, 1977 г.)

Простоту платьев Линн и Хэмилл оттеняли костюмы других фигуристок. На Олимпийских играх-1972 Карен Магнуссен, знаменосец сборной Канады, в красном платье с бело-серебристыми кленовыми листьями выиграла серебряную медаль.

(подиум на Играх-1972: Карен Магнуссен, Беатрикс Шуба, Джанет Линн)

Немку Соню Моргенштерн, мне кажется, сейчас бы назвали it girl, иконой стиля, той, которая формирует модные тенденции. Посмотрите на ее платья. Какое разнообразие и отхождение от принятых канонов. Использовать столь непростые расцветки и не выглядеть при этом смешно удается далеко не каждой. Улыбчивой и обаятельной Соне, чемпионке ГДР и бронзовому призеру чемпионата Европы-1972, удалось. Благодаря ей мы увидели платья с зигзагообразным рисунком «а ля Missoni», с замысловатыми восточными узорами, с клеткой и смелым сочетанием цветов.

Но это сейчас, в 2010-х, нам по сердцу игра оттенков и разнообразие фасонов. А тогда, в 1970-е, подбирающиеся к порогу 1980-х, девушки, и фигуристки в том числе, познавали прелесть блеска, вернее блесток, которые пришли в фигурное катание, равно как и переливающиеся на свету камни.

(Соня Моргенштерн, 1970-1972 гг.)

Линда Фратианни стала той, что привнесла на лед гламур и сияние. Это в 1920-х и 1930-х Соня Хени, засветившаяся потом в Голливуде, не могла в полной мере шокировать (или порадовать) публику подобным. Лишь в шоу звезда Хени подверждала свой статус переливающимися нарядами. В 1976-м с помощью блестящих платьев Френк Кэролл решил сделать звезду из своей талантливой ученицы.

«Юная Линда была очень техничной фигуристкой. Но для достижения результата было нужно, чтобы ее заметили – и судьи, и публика. Она вывела женское одиночное катание на новый уровень: именно с ее подачи тройные прыжки стали залогом успеха фигуристок, но ее катание не впечатляло. Поэтому я решил, что ей нужно сделать гламурный наряд, что-то в духе шоу Лас-Вегаса», - говорил позже Кэролл.

Голливудский дизайнер Пит Менефи создал для Фратианни розовое платье, оранжевое с шифоновой юбкой в виде лепестков.

(Линда Фратианни, 1978, 1979 гг.)

Стразы, блестки, бисер, стеклярус стали неотъемлемой частью образа чемпионки мира. В 1979-м, накануне решающих для его ученицы Игр, Кэролл поделился еще одним ценным мнением топ-тренера: «Было бы здорово, если бы все они могли выходить на лед в черных трико, но фигурное катание – вид спорта, в котором очень ценится шик. Именно поэтому я придаю огромное значение тому, как выглядит Линда. Именно поэтому у нее стрижка от Видала Сассуна, а платья красного цвета – того, который хорошо смотрится на ТВ-экране».

Правда, однажды ученица выиграла чемпионат США, но получила замечание от судей, что камни на платье слишком блестят, колготки слишком темные, и вообще костюм похож на костюм шоу-герл из Лас-Вегаса (Кэролл же этого хотел?). Так что на первенство мира американский лидер ехала в старом наряде.

(Слева - Линда Фратианни, 1977 г.)

На Олимпийских играх-1980 Фратианни завоевала «серебро», не встав в один ряд с Тенли Олбрайт, Кэрол Хейсс, Пегги Флеминг, Дороти Хэмилл. Удивительно, но ее платье в Лейк-Плэсиде напомнило то, в котором она выступала в 1976-м, и не отличалось излишней вычурностью.

 

(Линда Фратианни на Олимпийских играх-1980 и на чемпионате США-1976, крайняя справа)

Отсутствие заветного титула, тем не менее, не помешало набрать фигуристке еще большую популярность. Яркая внешность, выразительный взгляд, которым Линда во многом обязана итальянским корням, вкупе со спортивными достижениями позволили ей стать идеальной моделью для рекламы аэробики.

При приближении к 1980-м в моду у фигуристов вошли спандекс и лайкра, обеспечивавшие блеск, эластичность и… яркие цвета, а также переходы оттенков.

 

(Дагмар Лурц, Джейн Торвилл и Кристофер Дин, Денис Бильман, 1978 г.)

На фоне «безумной дискотеки» интересно смотрится костюм Киоко Нагихера, отсылающий к кимоно.

(Киоко Нагихера и Сумио Мурата, 1978 г.)

А что же наши фигуристки? Людмила Пахомова и Александр Горшков запомнились не только своими танцами и победами, но и костюмами. Посмотрите, насколько разными были наряды чемпионки? И это при том, что ткани были в дефиците, как и в несколько предыдущих десятилетий. Взглянув на фото и посмотрев сейчас видеозаписи, или даже вспомнив, можно понять, сколь тщательно относилась Людмила Алексеевна к своему внешнему виду. Конечно же, она прекрасно понимала, что является образцом для многих советских женщин.

«90% платьев маме шила бабушка, которая была замечательной портнихой, - говорила в одном из интервью дочь Пахомовой и Горшкова Юлия. – А после того, как пришли победы, 4 костюма сделали на заказ в Большом театре. Мама почти все заграничные командировочные тратила на ткани. В те времена особо и не разбежишься. Фигуристам выдавали на одну поездку по 200 долларов».

 

«При Госкомспорте СССР в те времена работал Дом моделей спортивной одежды, в котором члены сборной команды страны могли пошить определенное количество костюмов. Домом закупались актуальные для тех времен ткани – эластик, кружева. Мы знакомили художников с темой танца, они слушали музыку и рисовали эскизы, из которых затем выбирался окончательный вариант, и по нему шили костюмы», - добавляет Александр Георгиевич Горшков.

Кстати, в одном из костюмов Людмилы Пахомовой была использована кружевная отделка, сделанная известным мастером знаменитого вологодского ремесла Викторией Ельфиной. Достаточно сказать, что скатерть «Снежинка», выплетенная по эскизам Виктории Николаевны, стала визитной карточкой всего промысла.

(Людмила Пахомова и Александр Горшков)

Ирина Роднина также была символом фигурного катания 1970-х и любимицей страны. «В Москве существовало ателье спортивной одежды, где с нами работали несколько модельеров-конструкторов, - вспоминает Ирина Константиновна в своей книге. Скорее всего, речь о том же Доме моделей, о котором упоминал Александр Горшков. -  Вероятно, одеть нас во что-то стоящее для них было огромной проблемой, в стране же ничего не было, никаких материалов. Завезли ткань нескольких цветов — вся сборная одевается в эти цвета. Советский человек находил выход из любого положения. Мы брали белую ткань, и в мастерских Большого театра нам ее красили в те цвета, что нужны были нам для задуманных костюмов. А так как краски использовались тоже советские, то после выступлений, когда вся потная стягиваешь платье, краска остается у тебя на теле. Причем если с ткани она сходила достаточно легко, то вот с тела ее смыть было не очень-то просто. Тем не менее, в ателье работали хорошо. Одевали в нем всю сборную страны по фигурному катанию и гимнастике. Там работал коллектив, который знал нас много лет и относился к нашим капризам с пониманием. Мы бегали в ателье между тренировками.

Надо отметить, что на примерке непросто выстоять. Ведь ты уже откатался несколько часов на тренировке, и после этого стоять неподвижно еще час - нелегкий труд. Естественно, возникали капризы, мы же живые люди. Теперь спустя много лет я могу сказать, что очень благодарна тем женщинам, которые нас обшивали. Благодарна за то, что они каждый раз старались придумать что-то новое, сделать наш наряд по-другому, и это при скудности выбора. Со временем мы стали возить материалы из-за границы - ткани и вышивку.

(Ирина Роднина и Александр Зайцев)

У девчонок ситуация все же выглядела получше, там хотя бы можно было ткань кроить «по косой». Как только появились первые тянущиеся ткани, для ребят из них стали делать целиковые комбинезоны. Зайцев катался в таком комбинезоне в первые наши два-три года. У него фигура была красивая, и ему они здорово шли. Потом уже начали комбинировать брюки с рубашками, то, что принято сейчас. Раньше еще старались всячески украсить костюмы. Правда, я блестками и мишурой сильно не увлекалась. У нас все же стиль был иной. Мне шили платья из очень плотной ткани, но обычно с какой-нибудь аппликацией. Делать вышивку стеклярусом или бисером — это значит резать партнеру руки, когда он тебя ловит. Аппликация придает костюму красочность, но не опасна для работы. Однажды после программы «Время, вперед!» мы после финальной остановки резко встали. Нам тогда нижние части костюмов сделали из тянущейся ткани, но верх был из ткани обычной. И после такого финала у меня в руке остался рукав от его костюма, а у него — от моего. Мы друг у друга просто вырвали рукава».