7 мин.

Венский вальс Гейнца

Уютные кофейни, вальсовые мелодии Штраусов, сады и парки. Вена и сегодня манит сочетанием теплой домашней буржуазности и изящества. Уже сто лет прошло, как не стало могущественной Австро-Венгрии – прообраза Евросоюза, государства, о котором так тоскуют в западной Украине. Страна императрицы Сисси как отражение характера свободолюбивой государыни и ее мужа Франца Иосифа – порядок и дисциплина с одной стороны, выдумка, фантазия и вздорность – с другой. Именно в логове Австрийской империи, подчинившей себе, вернее заставившей жить вместе австрийцев, хорватов, румын, венгров, словенцев, появились Фрейд, Климт, Штраусы. В атмосфере благополучия и достатка, который чувствуется и в сегодняшней Вене, расцвели модерн, оперетта, психоанализ. Венцы определенно умели и любили чувствовать, познавать жизнь, смеяться над собой и развиваться.

В силу своего трепетного отношения к музыке, танцам и новизне Вена не могла не заметить фигуриста Джексона Гейнца. Американец произвел бы большой фурор у себя на родине, но Новый Свет не слишком приветствовал его энтузиазм. Гейнц активно внедрял в свое катание спирали, пируэты, балетные па, двигался под музыку, совершенствовал коньки. Но…

Поменьше экстравагантности. Полегче. Это же всего лишь катание на коньках.

Что ж. Тем хуже для американцев. Неутомимый нью-йоркец отправился за океан, чтобы проповедовать свою фигурнокатательную веру в Старом Свете. До американца австрийское фигурное катание ориентировалось на чопорное английское. Для венцев Гейнц стал родным человеком, он научил их танцевать любимые вальсы на льду. Принятый с распростертыми  объятиями Гейнц воспользовался благодатной почвой – творческой жилкой и музыкальностью столичных жителей – и создал на берегах Дуная новый стиль катания. В его появлении были повинны ряд причин. В 19-м веке музыка из королевского дворца перебралась в концертные залы, искусство аристократов стало и искусством широкой публики. Вальсы слушали и танцевали все слои общества и в самых разных местах. Время, богатое на гениев музыки, дарило людям возможность слушать истинные шедевры: в 1820-х был очень популярен скрипач Николо Паганини, в 1830-х – пианист Ференц Лист. Джексон Гейнц приехал в Вену в 1865-м.

Голубоглазый молодой человек с кудрявой шевелюрой не только покорил венцев своим катанием и заразил их новым стилем. Венский стиль в дальнейшем был признан международным. В 1867-м в Вене появился клуб фигурного катания. Там активно стал продвигаться взгляд Гейнца на движение на льду. В 1870-м американец приехал снова. Сколько точно гуру пробыл в столице Австрии, неизвестно. Но известно, что за это время он обучил следующее поколение фигуристов.

Трое из них – Деметер Диамантиди, Карл вон Копер и Макс Вирт – в 1881-м написали монументальный труд «Следы на льду», в котором описали 413 фигур, исполняемых членами венского клуба фигурного катания. Они также дали детальное описание стиля катания, ассоциирующегося с венской школой. Но венцы не просто скользили по льду, исполняя в точности описанные фигуры. Гейнц сумел передать им самое важное в своем видении катания – то, что нужно сочетать элементы в соответствии с музыкой. Все элементы вместе передают ее характер, являются отражением настроения и чувств, диктуемых ею.

Именно катание венцев послужило прообразом современных произвольных программ. Хотя нынешние фигуристы, их тренеры и хореографы, закованные в рамки правил ИСУ, могут поспорить насчет того, что сейчас все элементы раскрывают характер музыки. У их предшественников возможностей для самовыражения (несмотря на техническую ограниченность) было, может быть, больше.

В «Следах на льду» венцы подробно написали про лезвия, ботинки, одежду для занятий и, конечно, про теорию катания. Красоте поз тоже уделили внимание: любители скользить под мелодии вальсов как никак. Но поверхностными словами об образе не увлекались: давали четкие и ясные разъяснения о положениях опорной и свободной ноги, рук и корпуса для правильного и четкого исполнения элемента. Кроме того снабдили свой труд подробными фото-диаграммами и письменными описаниями исполнения всех фигур, сгруппировав к тому же их по пируэтам, танцевальным шагам и специальным элементам. Австрийцы, обладая поэтической душой, любили точность.

Интересно, что было их большей любовью – танцы или порядок? Хотя разве одно другому мешает. В Вене ежевечерне танцевали около 50 тысяч человек. Т.е. в столице Австрии был настоящих бум социальных танцев. Как примерно сейчас в Петербурге люди танцуют латину и линди-хоп на вечеринках, в танцшколах и на стрелке Васильевского острова летом. Что мешало части из этих 50 тысяч венцев зимой перебазироваться из душной залы на свежий воздух? В городском клубе фигурного катания репертуар был широкий – четыре марша, девять вальсов, три мазурки. В современной программе обязательных танцев остался один из них – Fourteenstep – марш, состоящий из 14 шагов. «Американский король катания» (нет, не Эван Лайсачек, и не Джонни Уэйр) – все тот же Джексон Гейнц – конечно, не мог не придумать своего вальса. Он еще и мазурку на лед перенес. Чемпион Европы-1892-1894 (не верится, не правда ли?) Эдуард Энгельманн стал автором двух вальсов.

Леопольд Фрей

Ученики и последователи Джексона Гейнца, демонстрируя свое мастерство, динамично распространяли венский стиль в стране и в остальной Европе. Леопольд Фрей - уже после смерти учителя – в 1882-м выиграл в Вене первый международный турнир. Кстати бронзовым призером этого соревнования стал конькобежец Аксель Паульсен. Несколькими годами ранее, встретившись с ним во время своего визита в Норвегию, Гейнц уговорил Паульсена включить  прыжок, изобретенный норвежцем, в свою программу. Так с подачи американца мир узнал об акселе.

Упоминавшийся ранее Эдуард Энгельманн возможно принес бы Австрии и золотые медали на чемпионате мира, и на Олимпийских Играх. Но не дождался какой-то пары лет. Зато в 1909-м выпускник технологического университета Вены построил в венском районе Хернальс первый искусственный каток в мире. В 1944-м он был уничтожен в результате бомбардировок, но в 1946-м открыт снова.

Будучи жителями главной столицы Австро-Венгрии венцы не могли не оказать влияние на своих соседей и не только они. В 1870-м в парке Варошлигет в будущем Будапеште открылся крупнейший открытый каток в Европе, он им остается и сегодня. Через год здесь выступил Джексон Гейнц, еще через год он приехал снова: промо-тур по Европе звезде точно удался, в пиаре Гейнц знал толк, как и в катании). Вдохновил венгров и многому научил. В общем, на рубеже веков и мадьяры добились успехов на льду.

Лили Кронбергер

Тибор вон Фолдрави выиграл первенство Европы в 1895-м. На чемпионате мира 1906 года Лили Кронбергер выиграла бронзовую медаль. Через 5 лет аристократка из Будапешта, на тот момент трижды чемпионка мира, привезла на первенство в Вену целый оркестр и выиграла снова. Вдохновленная примером Гейнца, которого к тому времени уже не было в живых целых 33 года, она говорила: «Сначала нужно внутренне услышать музыку, а потом движением высказать услышанное».

Вена стала местом проведения 11 чемпионатов мира по фигурному катанию. Австрийцы выиграли 117 медалей чемпионатов мира, 116 – на чемпионатах Европы. Правда, большинство наград были завоеваны до Второй мировой войны. К сожалению, последний успех Австрии на мировой фигурной арене датирован 1982 годом. Тогда одиночница Клаудия Кристофич-Биндер, обойдя всех в обязательных фигурах, выиграла чемпионат Европы и стала бронзовым призером первенства планеты. Парадоксально, что австрийцы - любители и мастера танцев – ни разу не поднимались на пьедестал почета крупнейших турниров в танцах на льду. Но во второй половине 20 века, когда эта дисциплина начала свое развитие, они стали больше ориентироваться на лыжный спорт. В Альпах не  только обучают туристов, но и отлично растят чемпионов.

Слава венской школы фигурного катания осталась в прошлом, как и Австро-Венгерская империя, как и Джексон Гейнц. Но кто знает, каким бы было фигурное катание без него и без венской школы? А покататься на коньках в Вене можно и сейчас. И станцевать вальс тоже.

 

В материале использованы фото с сайтов http://www.icestagearchive.com и http://mnsk.hu, http://thosewhowanderblog.com и из книги "Figure Skating. A history"