10 мин.

«Прогулка»

Посмотрев на днях фильм легендарного Роберта Земекиса «Прогулка», решил ознакомить и вас с подробностями его создания - настолько я проникся этой... «выходкой»!

Пройти над бездной по стальному канату, натянутому между небоскребами в Нью-Йорке, удалось всего лишь одному человеку в мире — воздушному акробату Филиппу Пети. Он поразил весь Нью-Йорк невероятным представлением. 7 августа 1974 года, за день до официального заявления Ричарда Никсона об отставке, Филипп Пети 45 минут провел на канате, натянутом между башнями-близнецами Центра международной торговли. Совершить безумный поступок ему помогли друзья и его наставник Папа Руди.

                                                                                   Настоящий Филипп Пети

Прогулка

Режиссер фильмов «Форрест Гамп», «Изгой», «Назад в будущее» и «Полярный экспресс» Роберт Земекис вспоминает: «Когда я впервые услышал эту историю, подумал: «Боже мой, этот фильм: а) необходимо снять, чего бы это ни стоило и б) необходимо снять в формате 3D». Наблюдать за поведением канатоходца всегда на порядок интереснее, когда смотришь у него из-за плеча. К сожалению, вам никогда не удастся увидеть ситуацию его глазами, когда он стоит на канате, если, конечно, вы сами не увлекаетесь хождением по канату. Наш фильм не только расскажет историю Пети, но и позволит зрителям увидеть то, что видел француз, когда балансировал на канате между башнями. А благодаря 3D-формату ощущения будут предельно реалистичными, а зрелище — захватывающим».

«Я был поражен тем, насколько Филипп одержим своей мечтой, и как рьяно он стремится к ее осуществлению, — говорит продюсер Стив Старки. — За фасадом невероятного трюка действительно кроется захватывающая история осуществления того, что Филипп называл «представлением». В финале ни один из нас не смог сдержать слез. Примерно те же эмоции я переживал, когда читал сценарий фильма «Форрест Гамп».

Прогулка

Разумеется, съемки фильма были бы невозможны без непосредственного участия Филиппа Пети. По словам француза, картина очень достоверно передала все нюансы его выступления в Нью-Йорке. «Я видел многие шедевры, снятые Робертом Земекисом, но этот лично для меня будет на особом счету, ведь в нем рассказывается о важной части моей жизни, — говорит Пети. — Должен признаться, когда я смотрел фильм, сидел на краешке кресла. И не только во время сцен хождения по канату, а вообще весь фильм от начала и до конца. Благодаря формату IMAX 3D я перенесся в тот августовский день 1974 года. На экране развивалась моя история, я знал ее наизусть и знал, чем она заканчивается. Несмотря на это, я втайне повторял, как мантру: «Надеюсь, у ребят получится!» Благодаря невероятной магии кинематографа я вернулся в прошлое, в один из самых важных и судьбоносных дней моей жизни. Я представлял, как картину будут смотреть другие зрители. Впервые в истории кинематографа они смогут прогуляться по канату вместе со мной. Это великолепный фильм, мне очень понравилось то, что я увидел!»

Земекис вновь использовал давний и невероятно эффективный кинематографический прием — такой же, как в фильме «Форрест Гамп», где главный герой рассказывает зрителям свою историю в уникальной, немного наивной и невероятно подкупающей зрителей манере. Земекис пригласил озвучить текст от автора самого Филиппа Пети.

 

Как Джозеф Гордон-Левитт научился ходить по канату

Гордона-Левитта учил ходить по канату сам Филипп Пети. «Я провел восемь дней, обучаясь мастерству Филиппа, — рассказывает актер. — Он часами делился со мной секретами этого искусства. И, откровенно говоря, только хождением по канату обучение не ограничивалось. Для Филиппа балансирование на канате — метафора, в которую он вкладывает и жизнь, и искусство».

Прогулка

«Я смог научить его ходить по канату, — говорит Пети. — Мы с ним тренировались до полного изнеможения с девяти утра до пяти вечера каждый день. Перерывы — по 30 секунд. Только так, и никак иначе. Я не позволял ему расслабляться. Мы начали с линии на полу, а к концу занятий он довольно уверенно ходил по десятиметровому канату, натянутому на высоте двух метров от пола».

По словам Гордона-Левитта, Пети поделился с ним своим секретом хождения по канату. «Еще до нашей встречи я прочитал его книгу и просмотрел все его интервью, в которых он говорит: «Я никогда не падаю», — вспоминает актер. — Признаюсь, я не сразу понял, о чем он говорил. Я подумал: «Ну и самомнение! Как же, не падает он никогда». И только когда мы начали тренировки, я понял, что он имел в виду. Никогда не надо во что бы то ни стало пытаться сохранить баланс, поскольку можно потерять контроль над ситуацией. Если появляются проблемы, ты принимаешь решение, как с ними бороться, и следуешь этому плану. Ты либо спрыгиваешь на маты, либо встаешь на колено, если канат натянут слишком высоко. Твое решение должно быть обдуманным, главное — не падать».

Кроме того, работа над ролью Пети требовала от Гордона-Левитта чистейшего произношения некоторых фраз на французском языке, а большую часть фильма он говорит по-английски с парижским акцентом, которым обладал Филипп Пети. «Забавно слушать, как Филипп говорит по-английски: у него по сей день остался легкий французский акцент, — говорит актер. — Он открыто заявляет, что сохранил его целенаправленно, поскольку считает, что акцент является его отличительным признаком. Он стал частью его характера. В 1974 году Филипп был очень увлечен английским языком и вообще американской культурой. Он требовал от всех своих помощников, чтобы те общались с ним только по-английски. Теперь же ему нечасто приходится пользоваться французским языком. Я пытался поговорить с ним по-французски, и он отвечал на своем родном языке, но вскоре вновь возвращался к английскому. Наверное, он просто привык говорить по-английски».

Гордон-Левитт работал с лингвистами и логопедами, которые помогли ему научиться свободно говорить требуемые реплики по-французски и отработали с ним французский акцент. Кроме того, на съемочной площадке актер всегда мог обратиться за помощью к своим французским коллегам — Клеману Сибони, Сезару Домбою и Шарлотте Ле Бон. «Мы иногда поправляли его, но, в принципе, он сам отлично справлялся, — вспоминает Ле Бон. — Он немного владел французским языком еще до начала съемок. Джо очень нравится французская культура. Он много знает о французских поэтах. Если честно, намного больше, чем я сама».

Прогулка

Пети рассказывает, что на занятиях Гордон-Левитт куда больше времени проводил на канате, чем за разговорами на французском языке. Филипп Пети вспоминает: «Как-то Боб Земекис мне сказал: «Раскрою тебе маленький секрет. Знаешь, чем занимался Джо, в то время как ты учил его ходить по канату? Он изучал тебя — твое поведение, твой акцент. Пытался понять, почему ты настолько увлечен своим делом. Ты это заметишь в фильме». Так и было! Вообще о картине я могу говорить долго, но только хорошее».

В реальной жизни у Филиппа Пети ушли годы на подготовку к нью-йоркскому представлению. Гордону-Левитту потребовалось ровно восемь дней. Очевидно, некоторые движения, которыми в совершенстве владел Пети, были слишком сложными для актера. В сценах с такими движениями место Гордона-Левитта занимал его дублер Джейд Киндар-Мартин — один из самых известных канатоходцев в стране, который женился на своей избраннице, стоя на канате. Все знания и навыки, требующиеся канатоходцу, он перенял у Руди Оманковского — младшего сына Папы Руди, который в свою очередь тренировал Филиппа Пети. «Во время съемок Джейд продолжил тренировки с Джо, которые начал Филипп во время подготовительного процесса, — рассказывает продюсер фильма Стив Старки. — Фактически к тому моменту, когда надо было снимать сцену с прогулкой между башнями, Джо был готов сделать это сам».

Киндар-Мартин выполнял трюки на канате, которые Гордон-Левитт не успел освоить. На съемочной площадке работали специалисты по спецэффектам, чтобы зрители не могли отличить одного от другого. «В фильме есть несколько действительно сложных трюков, которые может выполнить только настоящий трюкач, — утверждает Бейлли. — Например, преклонение колена на канате, театральный жест рукой, повороты или жонглирование горящими факелами. Сколь бы ни был велик талант Джо, такие трюки были ему не по силам. Их выполнял его дублер Джейд, а мы впоследствии подставляли лицо актера. Мы отсканировали 43 различных выражений лица Джо, чтобы затем воспроизвести на компьютере все движения лицевых мышц. Основным выражением лица для нас стало сосредоточение и отрешенность — именно такое выражение появлялось на лице Джо, когда он вставал на канат».

 

Как воссоздали башни-близнецы и Нью-Йорк образца 1974 года

Команде фильма предстояло воссоздать весь Нью-Йорк таким, какой он был в 1974 году, вплоть до участка между двумя обрушившимся зданиями. Крыши башен пришлось восстанавливать в павильоне, ориентируясь исключительно на чертежи. Был спроектирован огромный макет угла южной башни площадью 12х18 метров. Именно там развивалась большая часть событий фильма. Кинематографистам потребовалась и часть северной башни, а точнее, южного угла этой башни. Тут пришлось схитрить. Пользуясь тем, что башни очень похожи друг на друга, задрапировали противоположный угол макета южной башни, превратив его в точную копию северной.

Прогулка

«К сожалению, мы не имели возможности снимать на вершинах башен ЦМТ, поскольку они были уничтожены, — говорит Джозеф Гордон-Левитт, — но наши декораторы сделали точные копии вершин и тем самым, как мне кажется, отдали дань памяти уничтоженным памятникам архитектуры и сотням погибших во время теракта людей. Боб был одержим этими зданиями и воспроизведением их детальнейших копий. В каком-то смысле он был похож на Филиппа: у того была такая же одержимость в 1974 году, когда здания только были выстроены. Он знал все лифты зданий наперечет. Он мог, не задумываясь, назвать все расстояния между углами башен. Нас всех вдохновляло то, с какой любовью и старанием Боб относился к изготовлению декораций».

В итоге была воссоздана четверть крыши башни ЦМТ, площадь которой составляла 61х61 метр. При правильном выборе ракурса съемки этого было вполне достаточно. Оставшуюся часть крыш башен дорисовывали на компьютерах Бейлли и его команда по разработке визуальных эффектов из компании Atomic Fiction.

Прогулка

В каком-то смысле «Прогулка» переносит зрителей в то время, когда отношение к башням ЦМТ отличалось от современного. «Во-первых, башни-близнецы никому не нравились, — продолжает Бейлли. — Их выстроили, несмотря на всеобщее мнение, что высотки выглядят, как два гигантских канцелярских шкафа. После того как Филипп совершил свой променад между башнями, ньюйоркцы влюбились в эти небоскребы. Они обрели свою индивидуальность. Вокруг связанных канатом башень внезапно появился поэтический ореол, и они стали вызывать исключительно теплые чувства».

Еще большие сложности подстерегали команду, когда началась работа над Нью-Йорком 1974 года, вид на который открывается с высоты 400 метров. Съемочная группа арендовала вертолет и два дня летали над Нью-Йорком, делая фотографии городского ландшафта. Но то, что зритель увидит в фильме, — это полностью смоделированная в компьютерной программе симуляция.

Прогулка

В конечном итоге на воссоздание города и башен пришлось задействовать 15 «строителей» из команды, которые усердно трудились три месяца. После этого к работе подключилось более сотни художников, которые на протяжении пяти месяцев заменяла хромакей в кадрах на нарисованные модели. Специфика работы требовала от большой выдержки, потому что на некоторые кадры после трагических событий 11 сентября нельзя смотреть без слез.

«Естественно, мы понимали, что так или иначе, но мы работали с катастрофой, которая произошла 11 сентября. Мы хотели показать, что в истории башен-близнецов было что-то светлое. Трагедия — это не единственное, что мы можем запомнить о них», — признался режиссер «Прогулки» Роберт Земекис на приуроченной к выходу фильма в российский прокат пресс-конференции в Москве. 

Прогулка

Источник