android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьsports_on_siteplususeric_avatar_placeholderusersview

Размышления о Формуле 1

Прошло немного времени, и теперь можно задним числом оценить значимость того, что происходило в этом сезоне с Формулой 1.

В этом посте я попробую оценить события вокруг скандала ФИА-ФОТА, ограничения бюджетов и уход игроков из Формулы 1.

В начале сезона обострилось противостояние ФИА и непосредственно Макса Мосли с командами Формулы 1 и ФОТА, как их ассоциацией.

Суть того, что происходило весной и в начале лета - Мосли настаивал на радикальных изменениях в Формуле 1, путь спорный, но тем не менее ведущий к сокращению бюджетов команд до 40 млн. фунтов стерлингов, за исключением ряда затрат, таких как затраты на моторы, пилотов, гонорары руководителей и маркетинговые затраты. Такое ограничение в итоге привело бы к бюджетам на уровне около 100 млн. в год.

Почему, по мнению Мосли, такое ограничение было необходимо? Несколько лет Формула 1 испытывала сложные времена, частники были удавлены, они не могли конкурировать с концернами, которые тратили сотни миллионов, и сделали Ф 1 очень убыточным проектом. В чём прелести этого антикризисного плана – При таких бюджетах многие команды смогут стать доходными, так как суммы, привлекаемые от спонсоров команд, и выплаты от ФОМ (делёжка доходов с продажи прав) покроют затратные части бюджетов, и такой бизнес, как гоночная команда Формулы 1 станет доходным.

Какие недостатки – Команды вынуждены будут провести резкие сокращения своих подразделений. С одной стороны это сокращения, с другой, выстроенные производственные схемы и процесс разработки придётся менять кардинальным образом. Это неимоверно сложно, и приведёт к очень большим единовременным затратам. Невозможно большое производство быстро адаптировать к уменьшенному варианту и при этом не понести огромных затрат. С другой стороны, сегодняшние команды, прекрасно понимают, что добиваются превосходства в гонках, как раз за счёт этих огромных затрат, и если они потеряют такой ресурс, то команды новички, вполне возможно, смогут быть более эффективными, выстраивая такую структуру изначально, и добьются превосходства над монстрами Формулы 1.

Вот коротенько, что и почему происходило. Есть ещё и много подводных течений в этих проектах, как бы там ни было, но я склонен считать, что там и денежки текли разными потоками в разные стороны, с чем команды тоже не хотели расставаться, как-никак это дополнительная мотивация для спонсоров.

Что происходило – ФОТА отказалась дальше сокращать расходы в Формуле 1 и отвергла предложения ФИА. Тогда Мосли попытался жёстко внедрить свои идеи и выпустил, так сказать, двух уровневый регламент. Один для тех, кто пойдёт на добровольное лимитирование бюджета, другой для тех, кто хочет тратить, как и раньше, сотни миллионов ежегодно.

Вот тут и началась заварушка - альтернативный чемпионат и война ФИА с ФОТА. Пожалуй, Мосли и не хотел получить 100% результат от своего предложения, он готов был частично отступить и получить удовлетворительный результат. Но, похоже, что противоречия Мосли с Монтезимоло, которые были заметны уже зимой, привели к катастрофическому противостоянию.

Скандальчик закончился отчасти вничью, Мосли получил удовлетворительный результат, концептуально все приняли установку на снижение затрат, а Команды получили единый регламент и отставку Мосли.

Результат – Вот он как раз, наверное, оказался не очень. Потихоньку, путём введения дополнительных ограничений в Формуле 1, команды будут снижать затраты. Но путь введения ограничений не очень быстро приведёт к снижению затрат, если вообще приведёт к существенному снижению. Команды будут стремиться добиться максимального результата, при ограничении тестов и времени в аэродинамической трубе, затратами на другие инструменты исследования.

Сегодня бюджет команды во много раз превосходит суммы, получаемые от спонсоров и от продажи прав на телетрансляции. Идеальный вариант, это уровнять затраты команд с получаемыми доходами. Ограничения технические – путь, которым сегодня идёт ФОТА, очень опасен. С одной стороны он приводит к деградации Формулы 1. Ограничены пути развития и сами инструменты. Как показывает опыт, технические ограничения не ведут к сокращению затрат, а даже наоборот. Начинают тратить деньги в более сложные технологии и большими затратами получают меньшие результаты. А бизнес схема не жизнеспособна сама по себе.

Идеал, когда команда станет доходной, и вот тут опять будет очередь участников, и все будут стремиться выступать в Формуле 1.

Путь Мосли фантастичен, но, пожалуй, из всех вариантов, которые за это время звучали, единственный, который может привести к желаемому результату.

Путь ФОТА – путь в никуда. Они стремились сохранить свои затраты и заявляли о своей состоятельности. Но ещё год назад ушла Хонда. Сегодня ушла Тойота и БМВ Заубер. Завтра может уйти и Рено.

Кроме автопроизводителей мало кто мог себе позволить в современной Формуле 1 тянуть такие затраты. Несколько лет Фрэнк Вильямс не может нормально развивать машину, банально не хватает бюджетов.

Форс Индия вся в долгах, и постоянно поставщики пытаются получить с команды долги.

Торо Россо урезали финансирование, и Матешиц уже на протяжении пары лет безуспешно пытается продать команду.

Если бы не афёра Мосли, то и не было бы команд новичков, благодаря которым есть шанс заполнить стартовую решётку в следующем году.

Я думаю, Мосли надо было додавить ситуацию, и путём кнута и пряника внедрить ограничения бюджетов. Конечно, была бы жуткая ломка, много трудных шагов и разовые затраты, но по прошествии короткого периода все команды смогли бы стать доходными, и это дало бы чемпионату гарантии будущего.

В ответ на такие высказывания в комментариях очень часто мне писали, что тогда чемпионат станет не интересным и скучным.

Но 99% процентов зрителей даже не подозревает, сколько изменений претерпело переднее крыло, и сколько миллионов было потрачено на эти незначительные модификации десятка крылышек и закрылочков. Естественно, это вело к улучшению характеристик и к изменению конкурентоспособности машин. Но будут и другие пути к улучшению характеристик, если убрать все гипер затратные, и тем более не имеющие практического применения в автомобильной и других промышленностях.

Старые посты про ЭТО

12/06/2009 - ПО ТАКИМ ПРАВИЛАМ МЫ ВЫСТУПАТЬ НЕ БУДЕМ !!!

Формула 1 раскололась на два лагеря - ФИА

Формула 1 раскололась на два лагеря - ФОТА

Как устроен чемпионат Формулы 1

Перемирие

Послевкусие

Договор согласия, "Соглашение Конкорд"

Автор 

Свежие записи в блоге

13 марта 2012 15:13
Ayrton Senna. Траектория в поворотах

6 марта 2012 11:40
Ayrton Senna: Principles of Race Driving — перевод книги

16 сентября 2010 12:47
ВИДЕО МОМЕНТЫ. Инцидент на пите

19 августа 2010 13:27
ВИДЕО. Фестиваль Лотуса

12 августа 2010 12:49
Постеры Формулы 1 - 80е годы

11 августа 2010 15:54
ВИДЕО МОМЕНТЫ. Шумахер - Баррикелло

5 августа 2010 12:37
ВИДЕО МОМЕНТЫ. Пит стопы

3 августа 2010 01:01
ВИДЕО. Фестиваль скорости в Гудвуде

31 июля 2010 14:44
Расклады - Ред Булл

28 июля 2010 10:15
Весёлые картинки. Гран При Германии

Сегодня родились

Лучшие материалы