16 мин.

Забытые страницы кальчо. Часть 2. «Фиолетовое проклятье»

Меньше года назад, 4 марта 2018-го, всех поклонников итальянской Серии А, да и просто людей, хоть немного интересующихся европейским футболом, шокировала новость о неожиданной смерти 31-летнего капитана "Фиорентины" Давиде Астори. На церемонии прощания с футболистом собралось больше семи тысяч человек, в том числе и самые уважаемые люди кальчо. Руководство "Кальяри" и "Фиорентины" - клубов, которым защитник отдал в общей сложности почти 10 лет жизни, навсегда вывели из обращения футболки под номером 13. 

Если заглянуть чуть глубже в историю Серии А, можно обнаружить, что смерть Давиде - далеко не первая трагедия настоящих футбольных героев Флоренции. В данном тексте речь пойдет о первом скудетто "Фиорентины" и людях, сотворивших эту победу.

В период 50-х - первой половины 60-х прошлого века итальянской Серией А практически безгранично правили "три кита" кальчо - "Милан", "Интер" и "Ювентус". Северные гранды попеременно становились чемпионами и редко подпускали близко к титулу кого-либо еще. Но в сезоне 1955/1956 совершенно неожиданно, вопреки всему, "Фиорентна" выдала такой чемпионат, о котором поклонники тосканцев будут вспоминать еще ни один десяток лет.

В 1952 году президентом "Фиорентины" становится текстильный промышленник Энрико Бефани - человек с огромным состоянием и большими амбициями, но в то же время, обладавший отличными организаторскими способностями. 

(на фото Бефани в компании основателя и первого президента "фиалок" Луиджи Ридольфи)

Первые несколько месяцев у руля тосканцев были непростыми для Бефани: клуб балансировал недалеко от зоны вылета и вероятность покинуть высший дивизион была вполне реальной. Но в этот момент президент принимает очень важное решение и, еще сам того не подозревая, закладывает первый камень в фундамент будущей чемпионской команды, приглашая на пост главного тренера Фульвио Бернардини.

"Дайте мне Жулиньо - и мы выиграем скудетто". ©

В то время Бернардини уже являлся довольно известной фигурой в итальянском футболе. Он был коренной римлянин, начинавший спортивный путь в "Лацио". Но прославился Фульвио выступая за другой клуб родного города - "Рому", отдав команде как игрок и тренер почти 12 лет жизни, а в 2012 году был посмертно введен в Зал славы "джаллоросси".

После прихода нового тренера "фиалки" обретают уверенность в себе и, хоть и не стабильно, но все же начинают пополнять очковый багаж, добравшись по итогам чемпионата 1952/1953 до седьмой строчки в таблице. Но несмотря на это, работа специалиста во Флоренции могла закончиться, едва начавшись: февральский нокаут 8:0 на "Стадио Комунале" от "Ювентуса" - злейшего врага "фиалок" уже в те годы, чуть не поставил крест на перспективах Бернардини в клубе. Стоит отдать должное Энрико Бефани, который решил продолжить сотрудничество с тренером и вскоре был вознагражден за это.

Следующие два чемпионата "Фиорентина" уверенно заканчивает в пятерке сильнейших клубов страны. Все это время Фульвио Бернардини по крупицам собирает состав, который в сезоне 1955/1956 настоящим ураганом, сметавшим всех на своем пути, пронесется по Апеннинскому полуострову.

Несколько слов стоит уделить тому, как собиралась чемпионская команда во Флоренции. 

Летом 1953-го, решением главного тренера, клуб подписывает 21-летнего полузащитника Гвидо Граттона, с которым Бернардини удачно работал на протяжении трех лет в "Виченце". У многих футбольных тренеров существуют свои "любимчики". У наставника "фиалок" таким игроком был именно Граттон. Бернардини почти в ультимативной форме требовал от президента покупки футболиста. И полузащитник полностью оправдал надежды главного тренера. Граттон стал настоящим мотором  команды, полностью забрав под свой контроль игру в центре полузащиты. Казалось, что у футболиста два сердца, работающие одновременно. Выполняя огромный объем работы на поле, Гвидо будет одним из двух человек в чемпионском сезоне "Фиорентины", которые примут участие во всех 34-х играх чемпионата.

   Через год команду пополняют два очень молодых и неопытных игрока. Тогда еще никто и подумать не мог, насколько ценными они окажутся для тосканцев. Но невероятная интуиция и тренерское чутье Бернардини и здесь сработало выше всяких похвал. 

22-летний Джулиано Сарти попал в "Фиорентину" хоть и подающим надежды, но почти никому неизвестным голкипером. В чемпионском сезоне вратарь займет прочное место игрока основы, а сам клуб в 34-х играх пропустит всего 20 мячей - невероятный показатель. Отдав команде 9 лет, в 1963-ом, Сарти станет частью миланского "Интера" Эленио Эрреры и дважды завоюет с "нерадзурри" Кубок Европейских Чемпионов.

Вторым новичком команды стал еще совсем юноша - 19-летний Джузеппе Вирджили. И вновь Фульвио Бернардини разглядел потенциал молодого нападающего, у которого до переезда во Флоренцию не набиралось и десятка забитых мячей в Серии А. В чемпионате 1955/1956 Вирджили ждет звание главного бомбардира клуба.

Однако главной трансферной целью в то межсезонье для "Фиорентины" был другой атакующий игрок, осуществить покупку которого, казалось, никому не под силу. В 1954 году практически все ведущие футбольные специалисты собрались в Швейцарии на Чемпионате Мира. На мундиале всех поразила великолепная сборная Венгрии, добравшаяся до финала турнира. И пока главные европейские клубы устраивали "охоту" на Ференца Пушкаша и его партнеров, Фульвио Бернардини был поражен игрой бразильца Жулио Ботельо, больше известного под прозвищем Жулиньо. С этого момента начались очень тяжелые переговоры о трансфере южноамериканца во Флоренцию. Заполучить полузащитника оказалось очень сложно. Дело в том, что Жулиньо был сильно привязан к родному городу Сан-Паулу , безумно любил Бразилию и категорически отказывался покидать родину. Переговоры зашли в тупик, и в 1954-м игрок остался по ту сторону океана. 

Но Бернардини не сдавался и, несмотря на неудачу, в беседе с руководством клуба произнес фразу, ставшую пророческой:

"Дайте мне Жулиньо - и мы выиграем скудетто".

До сих пор остается тайной, какими аргументами пользовалась "Фиорентина", но через год бразильский полузащитник все-таки примеряет на себе футболку "фиалок". Ни до, ни после трехлетнего итальянского периода карьеры игрок не покидал родину, хотя предложений было огромное количество.

Последней деталью в чемпионской конструкции Бернардини стал еще один футболист из Южной Америки. В 50-х годах прошлого века большим поклонником "Фиорентины" и близким другом многих руководителей клуба был священник Падре Вольпи, который с миссионерской программой исколесил весь южноамериканский континент. Не забывал Вольпи посещать и так полюбившуюся ему на родине игру пол названием футбол. Заметив на одном из матче чилийского "Универсидад Католика" нападающего Мигеля Монтуори, Падре дал такую рекламу игрока флорентийским руководителям, что Бефани и Бернаридини принимают решение о покупки аргентинца, к слову, родившегося в семье итальянских эмигрантов.  

Однако во Флоренции местные поклонники клуба отнеслись довольно скептически к этому трансферу: они посчитали, что сумма, заплаченная за никому неизвестного игрока, была очень завешенной, тем более, когда в команде уже появился Жулиньо. Но буквально через полтора месяца Монтуори превратился в любимца местной публики, положив начало разгрому "Ювентуса" в гостевой игре третьего тура...

С учетом того, что защитная линия "фиалок" в составе Серджо Червато, Ардико Маньини, Франческо Розетты и Джузеппе Кьяппеллы была очень сыгранной и сформировалась еще несколькими годами ранее, подопечные Фульвио Бернардини были полностью готовы к покорению футбольного трона Италии. 

Чемпионат Серии А сезона 1955/1956 получился далеко не самым увлекательным в плане чемпионской интриги. "Фиорентина", оступившись в первом матче с аутсайдером "Про Патрией" (ничья 2-2), далее просто в ужасающем темпе стала набирать очки и в начале ноября взобралась на первую строчку в таблице, с которой вплоть до самого последнего тура никто из соперников ее уже скинуть не сумел. На пути к скудетто "фиалки" дважды в сухую обыграли "Ювентус" (0-4 в гостях, и 2-0 дома). Не  устояли на домашнем стадионе против команды Бернардини и "Милан" с "Интером" (0-2 и 1-3), причем "россонери", имея в составе великолепного Гуннара Нордаля, не смогли забить тосканцам и в игре второго круга, вновь уступив, на этот раз, со счетом 3-0. Не получилось огорчить Джулиано Сарти и футболистам "Болоньи", которая представляла из себя очень мощный коллектив. Обеспечив скудетто еще за пять туров до финиша чемпионата, "Фиорентина" была очень близка к тому, чтобы и вовсе закончить турнир без единого поражения. Для этого достижения "фиалкам" не хватило всего пяти минут. В последней игре против "Дженоа" при счете 1-1 все плавно шло к ничейному исходу, но на 86-ой и 90-ой минутах матча генуэзцы сумели дважды забить, нанеся "Фиорентине" первое и единственное поражение в чемпионате.

По итогам сезона, тосканцы набрали 53 очка, опередив финишировавшего вторым "Милан" на 12 пунктов - целая пропасть, с учетом старой системы начисления очков, когда за победу давали 2 балла, за ничью - 1. 

Чемпионский состав "Фирентины" сезона 1955/1956:

Голкиперы: Джулиано Сарти (25 игр), Риккардо Торос (9)

Защитники: Серджо Червато (33 игры/ 5 голов), Джузеппе Кьппелла (32/0), Ардико Маньини (32/1), Франческо Розетта (20/0), Джампьеро Бартоли (2/0)

Полузащитники: Гвидо Граттон (34/3), Армандо Сегато (34/0), Жулиньо (31/6), Маурилио Прини (26/6), Альберто Орзан (18/0), Бруно Мацца (4/0), Серджио Карпанези (2/1), Альдо Скарамуччи (2/0)

Нападающие: Мигель Монтуори (32/13), Джузеппе Вирджили (32/21), Клаудио Биццарри (6/1)

7 мая 2016 года, в день шестидесятой годовщины первого чемпионского титула "фиалок", одна из улиц Флоренции, ведущая к домашнему стадиону клуба, была названа "Дорога Фиорентины 1956".

Дальнейшая судьба

К сожалению, судьба нескольких главных героев той великой команды сложилась очень печально, а от некоторых историй и вовсе наворачиваются слезы на глаза.

Армандо Сегато

Армандо Сегато был одним из самых уважаемых футболистов "Фиорентины" того времени. К нему с почтением относились не только все одноклубники, но и представители любой команды в Серии А. Даже на туринском "Стадио Комунале" почти невозможно было услышать свист в адрес левого полузащитника "фиалок", который всегда отличался высокой работоспособностью на футбольном поле, а за его пределами являлся одним из лидеров коллектива, за которым тянулись более молодые партнеры.

Проведя в "Фиорентине" 8 сезонов, в 1960-м  Армандо перешел в "Удинезе", где еще четыре года профессионально занимался футболом, после чего завершил карьеру. Через несколько лет, в 1967-м, у Сегато начались серьезные проблемы с сердцем, а еще годом позже у чемпиона Серии А врачи обнаружили опасную сердечную патологию. Борьба за жизнь продолжалась около пяти тяжелых лет. Но в 1973 году во Флоренции Армандо скончался в 43-летнем возрасте. В чемпионском сезоне "Фиорентины" Сегато стал одним из двух футболистов команды, принявших участие во всех играх чемпионата. Вторым был - Гвидо Граттон...

Гвидо Граттон

Гвидо Граттон - самый неразговорчивый игрок команды Фульвио Бернардини. Он был олицетворением спокойствия, трудолюбия, профессионализма и просто без лишних слов качественно выполнял свою работу. Джулиано Сарти, в интервью La Repubblica в 1996-ом году:

"Граттон - незаменимый двигатель "Фиорентины". Он никогда не уставал, бесконечно ускоряясь от своей штрафной до чужой и обратно. В тактическом плане он был лучшем в нашем составе, великолепно читая игру. Я попал в команду еще практически ребенком, младше меня был только Вирджили, с которым мы бесконечно восхищались профессионализмом Гвидо. Он был очень хорошим человеком и настоящим мужчиной."

 (на фото Граттон второй слева)

Была у полузащитника "Фиорентины" и еще одна спортивная страсть в жизни - большой теннис. После завершения футбольной карьеры Граттон смог полностью посвятить себя этой игре и даже открыл в пригороде Флоренции свой собственный небольшой теннисный клуб, который расположился прямо возле дома, где проживал футболист. В ночь с 16 на 17 ноября 1996 года в дом Гвидо забрались грабители. Граттон попытался дать отпор преступникам, но получил серьезное огнестрельное ранение, а на утро в тяжелом состоянии был доставлен в городскую больницу Санта-Мария-Нуова, где впал в кому. Через 10 дней, не приходя в сознание, бывший игрок сборной Италии и "Фиорентины" умер в возрасте 64-х лет. На церемонии прощания с одним из лучших футболистов в истории "фиалок" собралось более пяти тысяч человек, а в самом городе теперь ежегодно проводится теннисный турнир, посвященный памяти Гвидо Граттона.

К сожалению, найти информацию о том, удалось ли отыскать убийц футболиста, я не смог.

Мигель Монтуори

Достойна голливудского сценария история жизни Мигеля Монтуори - одного из главный творцов первого скудетто "Фиорентины". Выше уже говорилось, как нападающий попал в команду Фульвио Бернардини. Но рассказывая о "Фиорентине" 1956-го года, обойти стороной дальнейшую судьбу Монтуори - было бы преступлением.

 Оказавшись во Флоренции, нападающий сразу сдружился с другим южноамериканцем, перебравшимся в Италию месяцем ранее - бразильцем Жулиньо, с которым составил один из самых грозных атакующих дуэтов за все время существования клуба. И если Жулиньо очень тосковал по родине и через три года, после ухода из команды Бернардини, вернулся в Бразилию, то Монтуори буквально влюбился во Флоренцию и ее жителей, проведя весь этап европейской футбольной карьеры в этом городе.

Вот только карьера эта завершилась очень рано и очень печально. В 1961-м году "Фиорентина" проводила товарищеский матч против "Перуджи". В одном из эпизодов игры голкипер "фиалок" длинным пасов почти через все поле отправил мяч к воротам соперника. Монтуори рванулся за этой передачей, но защитник "грифонов" оказался первым на мяче и сильным ударом попытался выбить его вперед, попав прямо в висок Мигелю. От удара нападающий потерял сознание и рухнул на газон. Игрок довольно долго не приходил в сознание, но в раздевалке врачу "Фиорентины" Джорджио Джусти удалось привести футболиста в чувства. По неизвестным причинам, Джусти посчитал, что госпитализация не требуется и разрешил Мунтуори отправиться домой.

Но там разразилась настоящая драма. Утром следующего дня, открыв глаза, нападающий увидел перед собой раздваивающиеся образы предметов и людей. Врачи ставят Мигелю страшный диагноз - диплопия, и прописывают три месяца полного покоя. На тот момент игроку было всего 28 лет.

В июне 1961-го Монтуори посещает профессор Фуджони - один из главных специалистов страны того времени. Осмотрев нападающего, врач принимает решения провести операцию. Что было дальше - лучше кого-либо расскажет только сам футболист, в интервью итальянской прессе в конце 1980-х:

"После операции раздвоения перед глазами пропали, но мой мозг работал очень медленно, а ночью левая часть тела полностью переставала двигаться. Врачи принимают решение провести повторную операцию, которая прошла чуть лучше первой. Вернувшись домой, я был просто уничтожен психологически. Однажды, купив в газетном киоске журнал и открыв его, я понял, что не могу полностью произнести ни одного предложения. Сказав любимой Терезе, что больше никого не хочу видеть, я закрылся в одной из комнат нашего дома и полностью изолировал себя от общества. Чтобы восстановить работу мозга, по рекомендации врачей, я начал проходить шахматный курс, который приходил мне по почте. Днями напролет занимался речевой гимнастикой и играл в шахматы. В это время я жил совершенно в другом мире."

 После шести месяцев упорной работы болезнь отступила, но, как окажется позже, не навсегда. Естественно, о карьере футболиста можно было забыть. Мигель устраивается редактором в одну из местных газет, где очень неплохо проявляет себя в новой профессии. Но через два года у чемпиона Серии А начинаются жуткие мигрени и в 1963-м  он опять ложится под нож. 

На этот раз операция проходит успешно, правда, стоит Монтуори огромных денег. Газета, где он работал закрывается и Мигель пытается освоить тренерское ремесло в небольших командах Тосканы. Но, по его же собственному признанию, быстро понимает, что не обладает необходимыми навыками и не может передать молодому поколению свое понимание игры.

В конце 60-х, очередные проблемы со здоровьем вновь проверяют футболиста на прочность - межпозвоночная грыжа и язва желудка. Но Монтуори стойко переносит и эти удары судьбы. Последние годы в Италии перед возвращением на родину Мигель вспоминает так:

"У нас появились серьезные финансовые проблемы и каких-либо перспектив в Италии уже не было. Моя супруга очень тосковала по родине. Вместе мы приняли решение продать наш дом и вернуться в Чили. В последующие годы нам нередко хотелось отправиться во Флоренцию и еще раз увидеть этот прекрасный город. Но перелет был очень дорогой - мы не могли себе этого позволить."

Но эта история просто была обязана закончиться красиво. В июне 1988 года руководство "Фиорентины" организовывает грандиозное мероприятие для лучших игроков клуба за все время существования. Дата встречи была назначена на 2 июня, а в конце мая, предварительно получив по почте оплаченные клубом билеты, Мигель Монтуори с супругой Терезой приземляются на итальянской земле, спустя 17 лет.

2 июня в одном из баров Флоренции Мигель встречает своих бывших партнеров по чемпионской команде 1956 года: Розетту, Вирджили, Орзана и многих других. Объятия, слезы, воспоминания - все это происходило в тот летний вечер. Но Монтуори еще и не подозревал, какой сюрприз его ждет в конце мероприятия.

Зная о финансовых проблемах Мигеля и его семьи, бывшие партнеры по команде вместе с руководством клуба преподносят ему замечательный подарок - полностью благоустроенный дом во Флоренции. 

"Это был дом, словно для молодоженов, - не скрывая слез, вспоминала о том моменте Тереза, - в нем находилось все необходимое, вплоть до посуды и столовых приборов."

Представители городского муниципалитета предоставили легенде клуба работу в одной из библиотек, а президент "Фиорентины", параллельно этому, поручил Монтуори задание искать молодых талантов для клуба среди местных мальчишек. Все эти события стали достойной наградой Мигелю и его жене за страдания, которые они пережили вместе на дороге, под названием жизнь. 4 июня 1998 года, во Флоренции, из-за хронических проблем со здоровьем Мигель Монтуори скончался на 66-м году жизни.

Вот такой была великая "Фиорентина" 1956 года.