5 мин.

Расчетное время. Почему Квяту было важно попасть в «Формулу-1» в 2014 году

В 2014 году Даниил Квят будет бороться в гонках с Феттелем, Хэмилтоном и Алонсо. Блог «Версификаторные россказни» рассуждает, почему россиянину нельзя было тянуть с переходом в «Формулу-1» .

Переход Даниила Квята в «Формулу-1» обрадовал не только гонщика, но и многих российских болельщиков. Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson

Почему в «Торо Россо» переходит Квят, а не Феликс да Кошта?

Португальского гонщика жаль. Всего год назад Антониу возглавлял очередь на место в «Торо Россо» – место, которое, казалось, не могло никуда убежать – он растолкал многих конкурентов в «Формуле-Рено 3.5», стал призером в GP3, выиграл Гран-при Макао и принял участие в тестах «Ф-1» за рулем «Ред Булл». Перед заключительным шагом оставались формальности: в 2013 году нужно было подтвердить класс (в котором никто не сомневался) и побороться за чемпионский титул в «Формуле-Рено 3.5».

Однако до того как Марк Уэббер запустил цепочку переходов в большом стаде «быков», позиции Феликса да Кошты пошатнулись: чудесная скорость, которой лиссабонец радовал Гельмута Марко в сезоне-2012, в новом первенстве проявлялась лишь временами. Да, в некоторых гонках пилот демонстрировал высокий темп, умение нестандартно мыслить и опережать конкурентов на трассе, но достичь победы в чемпионате мешали технические поломки, не самые сильные квалификации, а также очень быстрые и стабильные соперники – Кевин Магнуссен и Стоффель Вандорн (последнего, кстати, «быки» даже попытались переманить в свою программу, но безрезультатно).

Победа в чемпионате стала бы пропуском Антониу в «Формулу-1» – даже доктор Марко при всем желании не смог бы отмахнуться от такого результата, – но третье место португальца в итоговом зачете и некая «сырость» в выступлениях гонщика предоставили возможность консультанту «Ред Булл» посмотреть по сторонам.

Кроме Феликса да Кошты претендентами на место в «Торо Россо» считались россиянин Даниил Квят и испанец Карлос Сайнс-младший – еще два представителя молодежной программы концерна «Ред Булл», – хотя недостаток опыта работы с сильными болидами, отсутствие серьезной практики проведения пит-стопов в гоночных условиях и выступлений на более высоком, чем GP3, уровне, заметно снижали их шансы получить место в кокпите «Ф-1».

Казалось, что даже тесты в «Формуле-1» и рывок Квята в GP3 не помогут сильно изменить ситуацию – чтобы перехватить место в «Торо Россо», требовалось чуть больше, чем хорошие результаты в более низких по рангу гоночных сериях, чем «Формула-Рено 3.5».

Вот почему вечерняя новость о переходе Даниила в «Ф-1» оказалась настоящей бомбой.

Интересно, что незадолго до объявления о контракте Квята с разных сторон поползли слухи о продаже места второго пилота в «Торо Россо» и российских инвесторах, решивших оказать помощь пилоту в достижении заветной мечты стать гонщиком «Формулы-1».

Возможно, в этом есть доля правды. Возможно даже, что это и есть правда. Известно, что «Торо Россо» не всегда руководствуется чисто спортивными принципами при выборе пилотов – например, Хайме Альгерсуари в середине 2009 года перешел в итальянскую команду во многом благодаря финансовой мощи концерна Repsol, – но при этом в Фаэнцу всегда отправляются сильнейшие представители молодежной программы «Ред Булл», и сегодня Квят входит в группу таких гонщиков.

Почему Квяту было важно попасть в «Формулу-1» в 2014 году?

Фактор Гран-при России лучше оставить в покое. Понятно, что он тоже повлиял на решение протолкнуть Даниила в «Формулу-1», но наверняка был не единственным и, возможно, не главным. Важнее, что вакансия, которая образовалась в «Торо Россо» в этом сезоне, через год или может и не появиться, и потому сегодня за нее нужно было хвататься всеми возможными способами.

Представьте, что вместо Квята работать в Фаэнцу все-таки отправился бы Феликс да Кошта. В таком случае португальцу обязательно дали бы погонять в «Ф-1» как минимум два сезона – концерн «Ред Булл» предоставляет своим пилотам второй шанс даже в случае не самого удачного дебюта. Другой пилот «Торо Россо», Жан-Эрик Вернь, уже практически готов к переходу в старшую команду «Ф-1», и вряд ли его надумают выкидывать из гонок через сезон или два (для этого должны быть очень веские основания, вроде жутко плохих результатов). В то же время Себастьян Феттель пока не собирается покидать «Ред Булл», а Даниэлю Риккардо, как и новобранцу «Торо Россо», должны дать карт-бланш.

В результате выходит ситуация, в которой все четыре места в командах «быков» будут заняты как минимум пару лет, а может и дольше.

Что в таком случае должны делать парни, ожидающие своей очереди? Если бы Квят не получил место в «Торо Россо», то наверняка отправился бы в GP2 (это логичный шаг). Однако данная молодежная серия не занимается благотворительностью, и на регулярные выступления в ней Даниилу потребовались бы большие деньги. К тому же не факт, что после окончания всех гоночных экзаменов россиянину удалось бы пробиться в «Торо Россо» – даже если через год или два в итальянской конюшне освободится место, на него будут претендовать и набравшийся опыта Сайнс-младший, и еще какой-нибудь новоиспеченный талант программы «Ред Булл».

Так не лучше ли отдать деньги «Торо Россо» и получить место в «Формуле-1», чем потратить такую же сумму (а может и больше) на выступления в других чемпионатах и при этом не получить никаких гарантий перехода в «Ф-1»? Скажете, что это не слишком спортивно? Ну, так и «Формула-1» далеко не чистый спорт…

Сам Квят, конечно, попадет в сложную ситуацию: ему предстоит освоиться в новой команде, пересесть в более мощную машину и преодолеть сильнейшее давление, которое существует в «Формуле-1». Однако есть и плюсы. Во-первых, россиянин действительно быстр и умеет адаптироваться к новой технике, а во-вторых, эта самая техника окажется новой для всех гонщиков в пелотоне – турбомоторы заставят всех парней менять стиль пилотажа и привыкать к новому поведению болидов.

В 2014 году Даниилу будет очень тяжело, но он должен справиться. Иначе – нельзя.

Большой цирк. 5 самых больших нелепостей в «Формуле-1»