16 мин.

Идеальный маневр. 10 лучших обгонов года в «Формуле-1»

Профессионализм Райкконена и Шумахера, сюрприз от Переса, расщепление конкурентов по методу Хэмилтона и другие яркие обгоны в «Формуле-1» – в блоге «Версификаторные россказни».

Кими Райкконен – Михаэль Шумахер (Гран-при Бразилии)

Первый поворот «Интерлагоса» с точки зрения пилотажа – место не самое простое, поскольку после длинной прямой приходит время жесткого торможения и резкого поворота влево. Вираж к тому же уходит вниз, поэтому на плохо сбалансированной машине можно легко потерять сцепление с трассой и в случае пропуска точки торможения запросто выехать на обочину.

В гоночных условиях ситуация для спортсменов усложняется, ведь позади обычно следуют настырные конкуренты, которые так и норовят вырваться вперед (чему немало способствует и зона DRS), а если трассу еще то и дело поливает дождь и тем самым влияет на состояние дорожного полотна, то можно вообще тушить свет.

Однако Кими Райкконен и Михаэль Шумахер, встретившиеся на этом участке на 39-м круге Гран-при Бразилии, до аварии дело не довели, хотя все возможности для завершения сезона столкновением у них в наличии были.

Райкконен и Шумахер оказались суперпрофессионалами, не допустившими даже малейшего контакта

Кими «прицепился» к Михаэлю еще на середине финишной прямой, и в месте, где гоночная траектория начинает отклоняться к правой стороне трассы, приступил к активным действиям. Слипстрим и DRS помогли финну набрать высокую скорость и выскочить на более накатанную сторону, однако мощный мотор «Мерседес» позволил немецкому гонщику добраться до поворота практически наравне с «Лотусом».

Шумахер определенно рисковал, запаздывая с торможением, однако его оппонентом оказался один из самых аккуратных гонщиков сезона-2012, и потому место для маневра семикратный чемпион мира получил.

Отличительной особенностью Райкконена в этом году является не только аккуратность (этого, кстати, ожидали не все), но и умение удерживать траекторию. Так что когда Шумахер, казалось, успешно выдавил Кими вбок, тот не только не потерял скорость, но и сумел оттеснить конкурента обратно, отобрать накатанную траекторию и выйти из схватки победителем. Надо отдать должное и гонщику «Мерседеса» – прекрасно понимая, чем может закончиться схватка, если он не оставит места «Лотусу» (пришло время вернуть должок!), немец подвинулся.

Для более молодых и горячих этот эпизод наверняка закончился бы аварией – если не после первого виража, то после «эски Сенны» точно, – однако Райкконен и Шумахер оказались суперпрофессионалами, не допустившими даже малейшего контакта.

Впрочем, возможно, оба просто понимали, что заканчивать столь прекрасный Гран-при (для Михаэля он к тому же был последним в карьере) столкновением – будет признаком дурного тона, и потому продемонстрировали исключительную вежливость в выяснении отношений.

Дженсон Баттон – Фернандо Алонсо – Льюис Хэмилтон (Гран-при Индии)

Обычно обгоны на первом круге Гран-при идут как будто вне конкурса. Оно и понято – скорость и баланс болидов с полными баками отличаются от того, как ведет себя техника в квалификации; или неудачный старт может откинуть быстрого гонщика назад, а затем, за пару поворотов тот совершает массу чудо-обгонов. Тем не менее, борьба Фернандо Алонсо и двух «Макларенов» в индийской гонке заслуживает того, чтобы ей уделили внимание без всяких оговорок.

Перед выходом на длинную прямую гонщик Скудерии уверенно держался пятым – позади двух серебристых болидов, – однако затем с помощью слипстрима и KERS ввязался в борьбу и даже на какой-то момент вырвался вперед Льюиса Хэмилтона. Впрочем, прямая оказалась настолько длинной, что позволила англичанину совершить контратакующий маневр и влететь в следующий поворот раньше испанца.

Прямая оказалась настолько длинной, что позволила Хэмилтону совершить контратакующий маневр

Многие виражи «Международного автодрома Будды» спроектированы так, что их можно проходить, выбирая разные апексы. Хэмилтон избрал вариант с предельно поздним торможением и широким выходом – другой возможности вырваться вперед у него, по сути, не было, ведь слева от Алонсо ехал еще и Дженсон Баттон, пристроиться за которым без потери темпа было нельзя.

Из-за позднего торможения и широкого выхода Льюис оттеснил Дженсона на обочину, но именно по этой же причине потерял скорость и уже не смог тягаться с напарником на прямой. Справа же открылось место для Фернандо, и пилот «Феррари» не упустил возможности вырваться вперед.

Хэмилтон попытался вновь воспользоваться слипстримом на следующей прямой, однако путь оказался заблокирован двумя машинами, и в результате чемпион мира 2008 года был вынужден признать превосходство конкурентов.

Нико Хюлькенберг – Льюис Хэмилтон – Ромен Грожан (Гран-при Кореи)

Немецкий пилот «Форс-Индии» долго раскачивался – почти полсезона, – однако в концовке стал все чаще вмешиваться в борьбу лидеров, а на Гран-при Бразилии даже возглавил пелотон.

В Корее Нико продемонстрировал старый трюк: подождал, пока соперники, увлекшиеся борьбой между собой, потеряют бдительность, а затем ловко обогнал обоих.

В качестве ассистентов Хюлькенберга в Йонаме выступили Льюис Хэмилтон и Ромен Грожан. Французский швейцарец активно прессинговал англичанина, а в конце прямой даже предпринял попытку обгона, однако гонщик «Макларена» маневр конкурента легко прочитал и, спокойно удерживаясь на нужной траектории, выдавил «Лотус» на поребрик. Если бы Ромен сдался, то дальше эпизод наверняка прошел бы по иному сценарию, однако, словно ощущая на себе пристальный взгляд Эрика Булье, улыбчивый паренек полез в новую атаку.

Он удачно разогнался за пределами трассы (!), после чего попробовал выйти вперед с помощью слипстрима. Льюис, волей-неволей вынужденный обратить внимание на настойчивые попытки конкурента, включился в борьбу, и не заметил, что сзади к нему подобрался Хюлькенберг.

Пилот «Форс-Индии» просчитал все до мелочей: он раньше затормозил, шире вошел в поворот и тем самым «распрямил» свой дальнейший путь. Его болид раньше обрел сцепление с трассой, поэтому смог уверенно разгоняться даже по более широкому радиусу (лишь выезд на поребрик повлиял на поведение машины, однако Нико удержал ситуацию под контролем). В следующий поворот Хюлькенберг входил уже на оптимальной траектории, что означало мини-победу над соперниками.

Серхио Перес – Льюис Хэмилтон (Гран-при Японии)

Возможно, привлекательность этого маневра не столь высока, как у других обгонов, упомянутых выше, однако он интересен другим.

Пилот «Заубера» на 6-м круге Гран-при Японии выступил в несколько непривычной роли – вырвался вперед в резкой, можно сказать даже грубой манере, обнаружив, что автомобиль и состояние покрышек позволяют затормозить значительно позже конкурента. Не то, чтобы подобные действия на трассе были для Серхио Переса нетипичными, однако гораздо чаще их любил совершать напарник мексиканца, Камуи Кобаяси. В качестве иллюстрации можно привести аналогичный обгон японцем Дженсона Баттона на Гран-при Испании – Камуи, как и Серхио, удачно воспользовался тем, что соперник оставил немного места на внутренней траектории, и мгновенно втиснулся в свободное пространство.

Пикантности обгону Переса добавил поребрик на «Сузуке»

Трудность подобных маневров заключается в том, что баланс машины от резкого торможения внезапно меняется, и гонщику в повороте необходимо демонстрировать все свои навыки, чтобы удержаться на траектории. Пикантности обгону Переса добавили поребрик на «Сузуке», который еще сильнее осложнил задачу для атакующего пилота, а также тот факт, что гонщик «Заубера» сумел застать врасплох самого Хэмилтона.

Любопытно, что Льюис Хэмилтон сделал правильные выводы, и на 19-м круге той же гонки грамотно закрыл внутреннюю траекторию, вынудив соперника совершить еще более безумный маневр, закончившийся в гравийной ловушке.

Фелипе Масса – Бруно Сенна (Гран-при Сингапура)

Пожалуй, нет смысла детально разбирать этот обгон. Защите Бруно Сенны в Сингапуре помогала узкая трасса, отбойники вокруг, частая смена траектории и собственные метания из стороны в сторону.

К счастью, противостояние двух бразильцев не завершилось аварией – Фелипе Масса доказал, что у него стальные… нервы: он проявил выдержку и непосредственно у ограждения, и чуть позднее, когда сумасшедшим образом сумел выловить уходящую из-под контроля F2012.

Кими Райкконен – Пол ди Реста (Гран-при Германии)

Одним из самых ярких событий немецкого этапа стал спорный обгон Себастьяном Феттелем Дженсона Баттона, однако куда красивее (и чище) в этом же Гран-при оказалась битва между Кими Райкконеном и Полом ди Рестой.

Пропустив шотландца вперед на первых кругах, гонщик «Лотуса» поставил под сомнение свой успех в этой гонке – чтобы включиться в спор за места на подиуме, финну требовалось как можно быстрее вернуть позицию обратно. Пикантности баталии добавили полные баки болидов, вынудившие пилотов работать на торможениях и разгонах с поправкой на «ленивость» техники.

Начало атаки прошло по стандартному сценарию: в «Параболике» Райкконен включил DRS, подобрался вплотную к ди Ресте, а затем, увидев, что шотландец не намерен менять траекторию, сместился влево на накатанную часть трассы. Несмотря на то, что сцепление с трассой у «Лотуса» в тот момент было выше, чем у «Форс-Индии», Кими прекрасно понимал, что попытка опередить конкурента за счет позднего торможения ничего не даст – благодаря внутренней траектории и широкому выходу Пол закроет и середину, и внешний край трассы. Поэтому единственной возможностью для Райкконена было перекрещивание траекторий и раннее торможение. Это позволило бы провести более резвый разгон и вырваться вперед.

При обгоне ди Ресты Райкконен продемонстрировал и потрясающее гоночное чутье, и бульдожью хватку

К чести гонщика «Форс-Индии», он это тоже понимал, поэтому еще до поворота сместился ближе к «Лотусу» и постарался затормозить как можно раньше. Это позволило шотландцу минимизировать потери и, несмотря на более широкий выход из шпильки и поздний разгон, суметь на какое-то время остаться впереди.

Окажись прямая после шпильки чуть длиннее, Райкконен наверняка еще до седьмого поворота вырвался бы вперед, однако к скоростному правому виражу «Лотус» и «Форс-Индия» подобрались бок о бок: ди Реста – слева, Райкконен – справа. Впрочем, начиная с этого момента, преимущество плавно перетекло к Кими. Лучшая траектория находилась справа как в восьмом, так и в следующих девятом и особенно десятом поворотах. Поэтому перед финном стояла задача ни в коем случае не пустить на нее ди Ресту. Самый жесткий момент мог произойти в левом восьмом повороте, но, к счастью, в битве за позицию не принимали участия гонщики «Уильямса», поэтому обошлось без столкновения. Продолжая сражение колесо в колесо, пилот «Лотуса» сумел отстоять более выгодную траекторию, и сопернику пришлось сдаться.

В этом эпизоде Кими продемонстрировал и потрясающее гоночное чутье, выбрав единственно правильный вариант атаки в шпильке, и бульдожью хватку, не предоставив сопернику ни одной корректной возможности вернуться на выгодную траекторию.

Фелипе Масса – Михаэль Шумахер (Гран-при Великобритании)

В первой части сезона бразилец редко удостаивался похвалы за свои выступления – чаще Массу ругали за слабые результаты и неспособность найти общий язык с болидом F2012. Однако по ходу сезона Фелипе преобразился, преодолев путь от пилота, крайне редко демонстрирующего что-то путное, до бесстрашного воина на трассе. Не последнюю роль в этом сыграл обновленный болид, однако и сам гонщик стал заметно увереннее в своих силах.

Гонку на «Сильверстоуне» Масса закончил на четвертой позиции, и по ходу заезда совершил впечатляющий обгон бывшего напарника по «Феррари» Михаэля Шумахера.

Честно говоря, сначала показалось, что в том маневре не было ничего особенного, однако позже выяснилось, что неудачно выбранный телевизионщиками ракурс скрыл от зрителей самое интересное: бортовая камера (к сожалению, это видео больше не доступно) показала, что атака Фелипе заслуживает аплодисментов.

Почти безрассудная атака Массы увенчалась успехом

До обгона Масса довольно долго терзал Шумахера, однако немец, все сильнее убивая собственные покрышки, отчаянно держал оборону. На 11-м круге разгорячившийся пилот «Феррари» ринулся в опасную атаку: после связки «Мэгготс-Бекетс-Чейпел» на прямой «Ангар» он слипстримом подтянулся к «Мерседесу», а затем, перед «Стоув», нырнул на внутреннюю траекторию. Наскок Фелипе, похоже, застал Михаэля врасплох – до начала маневра немец занимал практически середину полотна, выжидая решения конкурента, и в итоге просто не успел захлопнуть калитку. Правда, движение рулем вправо семикратному чемпиону все же сделать пришлось, иначе «серебряная стрела» просто улетела бы в гравийную ловушку. Этим действием Михаэль практически не оставил сопернику места на трассе, принуждая того или сбросить скорость, или пойти на серьезный риск… Фелипе выбрал второй вариант.

Пилот «Феррари» оказался у края дорожного полотна. Правым передним колесом он даже наехал на белую линию – еще чуть-чуть, и чиркнул бы по траве, что могло привести к очень серьезным последствиям.

Не сбросив скорость, Масса тем самым не пустил на более выгодную траекторию Шумахера, и для того, чтобы удержаться на трассе, уже Михаэлю пришлось поднимать ногу с педали газа.

Возможно, в атаке Фелипе смелость граничила с безрассудностью, однако именно за это мы и любим гонки.

Ромен Грожан – Льюис Хэмилтон (Гран-при Европы)

В этом году гонщик «Лотуса» проявил себя как быстрый, но нестабильный пилот: в плохие дни Ромен добросовестно исполняет роль газонокосилки, не пропуская ни одной лужайки в пределах автодрома, а в хорошие разрывает пелотон на части.

В Валенсии Грожан доказал, что не зря заслужил доверие Эрика Булье: до схода из-за проблем с генератором он всерьез претендовал на победу. В утешение гонщику можно сказать, что обгон Льюиса Хэмилтона на 10-м круге гонки стал украшением этапа.

Выигрывать позиции на местной трассе невероятно сложно даже с помощью DRS, однако это обстоятельство не помешало молодому парню опередить соперника из «Макларена».

Побалансировав на грани, пилот «Лотуса» сумел опередить гонщика «Макларена»

Подобраться к Льюису на расстояние атаки Ромен смог именно с помощью DRS на прямой, следующей после съезда с моста. Хэмилтон, разумеется, не собирался облегчать преследователю жизнь, и после смещения «Лотуса» влево аккуратно прижал черный болид к обочине – мол, у меня просто так не проскочишь, – хотя при этом и оставил минимум пространства, чтобы не допустить столкновения.

Деваться в такой ситуации было некуда: или сбрасывать скорость до минимума и входить в поворот следом за Хэмилтоном, или пытаться пройти узкий участок трассы колесо в колесо.

Выбрав второй вариант, Грожан попал в тяжелую ситуацию – места для маневра было так мало, что ему пришлось забираться на поребрик. Правда, в отличие от более поздней истории с участием Пастора Мальдонадо, Ромен уехал не так далеко, чтобы потерять контроль над машиной. Побалансировав на грани, пилот «Лотуса» подошел к следующему апексу на оптимальной траектории и благодаря этому продрался вперед.

Любопытно, что в обычно необгонной Валенсии были и другие впечатляющие маневры. Например, обгон, выполненный Фернандо Алонсо. Он примечателен не только тем, что испанец удачно воспользовался небольшим замешательством Грожана, но и тем, что атака была выполнена без применения DRS. Гонщик «Феррари» просто выжал из возникшего момента максимум.

Льюис Хэмилтон – Жан-Эрик Вернь – Даниэль Риккардо (Гран-при Испании)

В наши дни ни один рейтинг обгонов не обойдется без Льюиса Хэмилтона. Англичанин совершает прорывы на любой вкус: опережает конкурентов на торможениях, во время тесной борьбы колесо в колесо или удивляет их неожиданными ходами (привет Феттелю в Хоккенхайме).

В этом году одним из самых эффектных стал фактически двойной обгон Льюисом гонщиков «Торо Россо» Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня – буквально за пару затяжных поворотов пилот «Макларена» уверенно разобрался с молодежью «Формулы-1».

Да, уровень итальянской и британской конюшен несопоставим, так же как и текущие уровни гонщиков, однако столь эффектный прорыв мимо двух соперников никого не может оставить равнодушным.

Нужно отметить, что «телята» сами подготовили благодатную почву для шедевра – оба настолько увлеклись борьбой между собой, что не заметили подкравшегося хищника. Впрочем, возможно, именно приближение Хэмилтона вынудило Риккардо засуетиться за спиной Верня. Может быть, австралиец таким образом хотел показать напарнику, что неплохо бы пошевелиться, иначе мимо обоих промчится парень на ракете? Или Даниэль просто рассчитывал обставить Жана-Эрика и оторваться от преследователей, взвалив на второго гонщика «Торо Россо» героическую оборону 11-й позиции?

«Телята» настолько увлеклись борьбой между собой, что не заметили подкравшегося хищника

Как бы там ни было, на 39-м круге Гран-при Испании в третьем повороте Риккардо выскочил из-за спины Верня, обозначив намерение атаковать напарника, но одновременно ушел с выгодной траектории и открыл дорогу «Макларену». Французский же пилот «Торо Россо», заметив в зеркалах австралийца, слегка сместился в его сторону, а потом спохватился – оказалось, что справа его уже готов был обогнать шустрый англичанин.

Попытка закрыть траекторию ничего не дала: «Макларен» набрал ход, перестроился «во второй ряд», а затем и вовсе поравнялся с болидом Верня. В четвертый поворот машины входили колесо в колесо – Жан-Эрик шел по внутреннему радиусу, а Льюис – по внешнему. У француза еще оставался шанс аккуратно выдавить соперника на край трассы и заставить того снизить скорость, однако новичку чемпионата не хватило духу, а затем уже было поздно – за счет лучшей техники Льюис быстрее разогнался и к следующему апексу оказался хозяином положения... Из пятого поворота англичанин выехал впереди пары «Торо Россо».

Себастьян Феттель – Нико Росберг (Гран-при Австралии)

В том, что у Себастьяна Феттеля отменный пилотаж, уже давно нет никаких сомнений: сравнительный анализ лучших квалификационных кругов немца и его конкурентов нередко удивляет – как этот мальчишка заставляет свой болид так проходить повороты? Однако если в режиме одного быстрого круга у Себа почти всегда полный порядок, то про гоночные условия этого не скажешь – еще пару лет назад за маневрами пилота «Ред Булл» многие следили с замиранием сердца – не дай Бог вынесет соперника!

Но времена меняются, и Себ тоже растет – за последнее время Феттель заметно прибавил по части обгонов. Некоторым его маневры кажутся «натужными», словно пилот с трудом протискивается мимо болидов соперников, чуть не доводя дело до столкновения. Однако это не так – на самом деле, в таких ситуациях действительно не всегда существует возможность оставить сопернику место. Если же она существует, то Себастьян не жадничает.

В повороте с одной четкой траекторией Феттель умудрился сместиться на внешний радиус и удержать машину под контролем

В Мельбурне в борьбе с соотечественником Нико Росбергом пилот «Ред Булл» продемонстрировал филигранный пилотаж в повороте «Кларк». Несмотря на позднее торможение, он аккуратно, без лишнего эффекта и блокировки колес – как наверняка получилось бы у кого-нибудь вроде Кобаяси – вошел в поворот, вроде бы и предоставив немного места Росбергу, и в то же время ловко закрыв конкуренту дорогу. Самым удивительным является то, что в повороте с одной четкой траекторией Себ умудрился слегка сместиться влево, на внешний радиус, и удержать машину под контролем, хотя по логике вещей болид должен был выехать на обочину!

Бонус

Стремление внести в список как можно больше разных спортсменов привело к тому, что за бортом рейтинга осталось несколько потрясающих моментов. Как выяснилось, наиболее красиво обгоняющим пилотом в этом году оказался Кими Райкконен. Поэтому в качестве дополнительного материала и маленького подарка болельщикам финна на Новый год я решил включить в этот обзор еще три интересных маневра гонщика «Лотуса».

Обгон Хюлькенберга на Гран-при США

Напугав немца еще до входа в первый поворот, Кими уверенно завладел инициативной, и после затяжной красивой борьбы вышел вперед.

Обгон Шумахера на Гран-при Бельгии

Преследование семикратного чемпиона мира все-таки дало свои плоды, и не где-нибудь, а в знаменитом повороте «О’Руж». Очень красивый и смелый маневр!

Обгон Кобаяси на Гран-при Австралии

Финн не постеснялся вклиниться в борьбу Фелипе Массы и Камуи Кобаяси. Третьим лишним в этом эпизоде пришлось стать японцу.

Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys

Итоги года в «Формуле-1». «Ред Булл»

Итоги года в «Формуле-1». «Феррари»

Итоги года в «Формуле-1». «Макларен»