Блог Версификаторные россказни

Глубокое погружение: Гран-при Монако

Уникальный характер трассы в Монте-Карло позволил командам и пилотам избрать различные стратегии на гонку. Блог «Версификаторные россказни» рассматривает тактические действия коллективов на Гран-при Монако и надеется, что «Формула-1» залатает дыры в регламенте, испортившие окончание 78-кругового заезда.

Городская трасса в Монте-Карло традиционно портит «Формуле-1» «обгонную» статистику. Конечно, в календаре чемпионата есть несколько автодромов, также не благоволящих атакующим маневрам, но только Монако собирает в себе все мешающие обгонам черты: узость трассы и металлические ограждения вокруг нее, кочки в зонах торможений и отсутствие длинных прямых.

В результате пилоты должны не просто планировать обгон (что они делают на всех остальных трассах), но делать это тщательнейшим образом, рассчитывая все нюансы и детали маневра. Ведь цена высока – ошибка может привести к окончанию гонки и разбитому автомобилю – или своему, или соперника. Причем второй случай не всегда намного лучше первого – стюарды могут влепить штраф и превратить прорыв атакующего в сизифов труд.

Именно по этим причинам в Монако лучше начинать гонку с первого – в крайнем случае, второго – ряда.

Неудачные обгоны, ошибки в пилотаже, а также металлические барьеры приводят в Монако к авариям

Кроме того, трасса в Монте-Карло – самая медленная в календаре. Низкие скорости приводят к слабому износу резины даже на самых мягких шинах (покрышки средней и твердой жесткости сюда привозить бессмысленно, поскольку они не обеспечат болиды должным механическим сцеплением, и в результате сильного скольжения машины такая резина будет изнашиваться даже сильнее).

Наконец, на трассе в Монте-Карло частенько появляется автомобиль безопасности – неудачные обгоны, просто ошибки в пилотаже, а также металлические барьеры здесь становятся гремучей смесью. За последние годы вечный рулевой ФИА Бернд Майландер не выводил «Мерседес» с мигалками только в 2007 и 2009 годах – все остальное время у немца всегда была работа.

Все эти перечисленные факторы заставляют команды практически неукоснительно придерживаться золотых для Монако правил: использовать тактику с наименьшим числом пит-стопов, и внимательно следить за появлением автомобиля безопасности – в Монако выигрывает не самый быстрый, а самый расчетливый.

Три богатыря

Пройди гонка на другой трассе, трио лидеров – Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон – наверняка закончило бы заезд с одинаковым числом пит-стопов. А если нет – то, скорее всего, порядок на финише оказался бы иным, поскольку свежие покрышки дали бы гонщику «Макларена» гигантское преимущество. Но в Монако спортсмен на хорошей машине, и не теряющий хладнокровие, способен без особых трудностей не пускать вперед таких же расчетливых парней, проходящих круги на пару секунд быстрее (нерасчетливые закончили бы гонку в отбойнике вместе с соперником), и поэтому Феттель успешно сдержал конкурентов.

Однако прежде чем финишировать первым, Себастьяну пришлось преодолеть много трудностей, возникших после первого пит-стопа.

К первой волне пит-стопов немец подходил лидером пелотона – преимущество перед шедшим вторым Дженсоном Баттоном составляло чуть меньше четырех секунд, так что Феттелю не требовалось заезжать в боксы раньше конкурента с целью получения свежей резины. Вероятно, «Ред Булл» планировал зазвать лидера на 17 круге, в то время как Дженсон заехал в боксы на 15-м. Однако увидев темп «Макларена», стратеги «быков», вероятно, решили, что британец за два круга сумеет отыграть отставание от Себастьяна, и потому экстренно зазвали Феттеля на 16 круге.

Пит-стоп болида под номером «1» прошел весьма странно

Пит-стоп болида под номером «1» прошел весьма странно. Во-первых, из-за внезапного решения стратегов механики оказалась не готовыми обслужить машину Себа (они ждали Марка Уэббера), и в результате завозились с покрышками. Во-вторых, оказался необычным и сам выбор резины – Феттель получил «софт» вместо «суперсофта».

Еще во время гонки стало известно, что команда допустила ошибку, и после финиша Кристиан Хорнер подтвердил, что болид должен был получить еще один комплект сверхмягких шин. В случае нормального пит-стопа Себастьян должен был остаться лидером и контролировать ход заезда, но в реальности он потерял три секунды по отношению к Дженсону, а затем отрыв стал увеличиваться еще больше – Баттон на «суперсофте» привозил сопернику от одной до двух секунд на круге.

Единственная надежда «быков» на победу была связана с ошибками конкурентов или появлением на трассе автомобиля безопасности, но даже при этих событиях «Ред Булл» и Феттель обязаны были рисковать.

Вообще, вопрос об идеальной стратегии на Гран-при Монако остается открытым. Пилоты, добравшиеся до подиума, пошли на один, два и три пит-стопа соответственно, но это не значит, что скорректированная по ходу гонки тактика Феттеля была изначально выигрышной. Если бы в середине заезда на трассе не появился автомобиль безопасности, то лучшим вариантом мог стать следующий выбор: «суперсофт» – «суперсофт» – «софт». Два сверхмягких состава позволили бы лидерам отрываться от соперников, а затем на середине дистанции можно было переобуться в более жесткий комплект и спокойно контролировать оставшуюся часть заезда (по такой гонке 35-40 кругов для «софта» не зернящегося «Пирелли» проблемой бы не стали).

Однако идеального почти ничего не бывает – и «Ред Булл», и «Феррари», и «Макларен» действовали с оглядкой на соперников. Например, Фернандо Алонсо и Скудерия во время первой волны остановок выбрали не сверхмягкие шины, а просто мягкие. Почему? Возможно, это было частью плана «Феррари» – провести середину заезда на более износостойких шинах, максимально оттянуть пит-стоп и спокойно пережить возможное появление автомобиля безопасности. Но также возможно, что стратеги итальянской конюшни разобрались в ситуации с пит-стопом Феттеля – увидели, что немец получил «софт», и осознали, что после собственной остановки и переобувания в «суперсофт» они не выжмут из ситуации максимум: не обгонят Себастьяна на трассе, и вместо этого им самим придется заезжать в боксы раньше соперника за свежей резиной.

На втором пит-стопе Баттон и «Макларен» совершили ошибку

В свою очередь Дженсон Баттон и «Макларен» на первом пит-стопе действовали логично – поставили сверхмягкие шины, и за счет этой резины смогли оторваться от Феттеля на 13 секунд. Однако дальше британцы ошиблись. Второй пит-стоп Баттон провел на 33 круге – за круг до выезда на трассу автомобиля безопасности. Никаких причин для остановки у Дженсона не было – его темп не падал, и единственным объяснением может служить сход на том же круге Тимо Глока – немец припарковал машину не в самом удачном месте, маршалы стали размахивать желтыми флагами, и, возможно, в «Макларене» подумали, что на трассе появится «Мерседес» Майландера.

Однако главной ошибкой «Макларена» стал выбор резины – Дженсон получил еще один комплект «суперсофта», и это означало, что британцу предстоит еще один пит-стоп (может быть, Баттон смог бы проехать гонку до конца на этом типе резины, но правило обязательного использования разных составов в одном заезде еще никто не отменял).

Автомобиль безопасности действительно появился, но лишь полкруга спустя, когда на трассе возник инцидент с участием Массы и Хэмилтона, закончившийся разбитой в туннеле «Феррари».

Алонсо сделал вторую остановку под пейс-каром (поставив еще один комплект «софта»), а вот Феттель – нет. К этому моменту немец и «Ред Булл» уже окончательно решили пойти на риск.

Дальше все просто – Баттон на более свежих шинах ничего не смог поделать с Феттелем, и затем отправился на третью остановку, пропустив вперед Алонсо. Фернандо же, несмотря на попытки оказать давление, тоже ничего не смог поделать с «Ред Булл». А затем в дело вмешались красные флаги и остановка гонки из-за аварии с участием Сутиля, Хэмилтона, Альгерсуари и Петрова…

К сожалению, непроработанный регламент испортил концовку Гран-при Монако

Регламент не запрещает механикам работать с машинами во время остановки гонки – к сожалению, этот непроработанный пункт правил испортил концовку Гран-при Монако. Было бы интересно посмотреть, сколько еще продержатся мягкие шины на болиде Феттеля (стоявшие с 17-го по 72 круг гонки) – по прогнозам некоторых специалистов, на последних кругах темп «Ред Булл» из-за износа шин мог упасть еще на две секунды, и атаки Алонсо и Баттона могли стать яростнее.

Увы, ничего подобного не случилось. Конечно, когда гонка останавливается из-за погодных условий, то смена покрышек просто необходима. Однако ничто не мешает на будущий год внести в регламент специальную поправку, в которой будут оговариваться ситуации с непогодой, и во время красных флагов будет автоматически включаться режим закрытого парка.

Если бы подобные правила действовали в воскресенье, то тяжелее всего пришлось бы Льюису Хэмилтону, на болиде которого заднее антикрыло было практически полностью заменено на новое, а также Себастьяну Феттелю. Представьте, как Фернандо атакует на последних кругах замученный болид Себастьяна, происходит авария, которую не успевает объехать Дженсон и… на первое место выходит Камуи Кобаяси!

Из грязи в князи

Японца я вспомнил не случайно. До появления красных флагов он шел на четвертой позиции, хотя стартовал только 12-м. Как такое случилось, ведь схожую тактику (старт на «софте» и первая остановка в боксах во время пейс-кара) использовал не только гонщик «Заубера», но и несколько других пилотов? Помимо Камуи подобную стратегию выбрали Адриан Сутиль, Ник Хайдфельд и Себастьян Буэми.

Дело вот в чем. Вся эта четверка к моменту объявления о пейс-каре находилась на третьем секторе трассы – гонщики ехали плотной группой. Однако как только появилось сообщение, Ник с Себом мгновенно зарулили в боксы, в то время как Камуи и Адриан провернули хитрый трюк – они успели уехать на новый круг до того момента, как Бернд Майландер выехал на трассу, и, даже несмотря на ограничение скорости (которое действует при появлении пейс-кара), поехали быстрее казенного «Мерседеса», отправившись в боксы лишь в конце 34 круга. Таким образом они отыграли довольно приличное время – около 50 секунд! (Да здравствует американский автоспорт!)

Кобаяси и Сутиль совершили трюк, благодаря которому отыграли у пелотона около 50 секунд

Как известно, «Заубер» 2011 года мягко обращается с шинами, поэтому к концу гонки Кобаяси обогнал Сутиля (он уступил позицию немцу во время пит-стопа), но уже после возобновления заезда японец не смог устоять под натиском Марка Уэббера…

Тактику с минимальным числом пит-стопов избрал и Виталий Петров. Его единственная остановка в боксах состоялась на 28 круге – и жаль, что россиянин не доехал до финиша. Судя по интервью гонщика, покрышки на его болиде были в лучшем состоянии, чем у Адриана Сутиля – это означало, что выборжанин вполне мог добраться до финиша в очках. Однако все сложилось иначе…

Графики

Ход гонки (взят с Forix): горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.

http://img163.imageshack.us/img163/9766/gprhcg.png

http://img8.imageshack.us/img8/4861/lapsu.jpg

http://img847.imageshack.us/img847/6852/tyres.jpg

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья