Почему «Формуле-1» не нужно переживать из-за обгонов
Гран-при обязательно станут лучше.
Прошедший Гран-при Австралии оставил некоторых фанатов в смятении: с одной стороны, «Феррари» наконец-то удалось сделать то, чего она не могла добиться в течение полутора лет – сдвинуть «Мерседес» с первого места (пусть, возможно, и временно), – с другой – в воскресенье в Мельбурне подтвердились худшие опасения, давно высказываемые многими людьми – обгонов было мало, да и вообще опережать соперников на трассе теперь намного сложнее.
Пока об этой проблеме не кричат на каждом углу, но как только у людей пройдет эйфория от победы Феттеля, а «Мерседес» нанесет ответный удар (что может произойти уже на следующем этапе в Китае), проблема выйдет на новый уровень. Обязательно начнется критика регламента, пойдут разговоры о плохой зрелищности и необходимости все поменять и распустить Стратегическую группу, которая хотела сделать болиды быстрее на 5 секунд (и не смогла, кстати), но не поняла, зачем это нужно.
Безусловно, гонка в Австралии не стала лучшей в истории, но типичной для сезона-2017 она тоже не будет – мы еще увидим зрелищные Гран-при с обгонами и острой борьбой. Просто после долгих четырех месяцев ожидания надежды на новые правила – как и всегда – оказались слегка завышенными. Но давайте вспомним, что в чемпионате только-только начал действовать новый регламент – редко бывает так, чтобы все заработало с первого же Гран-при.
Что было хорошо
Мы наконец-то увидели «Формулу-1» после перезагрузки правил, и я честно признаюсь: нет причин считать, что преданные фанаты теперь-то точно бросят просмотр гонок. У нас появились привлекательные болиды – широкие, с классно выглядящими колесами, с агрессивным дизайном (даже плавники на некоторых машинах выглядят здорово) и без уродливых носов, как было несколько лет назад, – смотреть на то, как едет, к примеру, «Торо Россо», можно почти бесконечно.
Трехлетнему доминированию «Мерседеса» бросили вызов – причем «Феррари» победила не из-за того, что у Хэмилтона или Боттаса возникли технические проблемы или они столкнулись, не поделив трассу, а благодаря грамотному расчету и, разумеется, отличной скорости в квалификации и на длинной дистанции. Возможно, стратегия Скудерии не выглядела изощренной и хитроумной, но сложные комбинации с участием других болидов наверняка появятся в недалеком будущем.
Недостаток обгонов – это не всегда минус. И дело не в том, что частые опережения с помощью DRS или благодаря разной степени изношенности шин выглядят обесцененными, а в том, что постоянное перемешивание пелотона на самом деле не всегда способствует пониманию гонки. Если смотреть заезды с почти сотней обгонов с интершумом и без дополнительной информации (вроде хронометража), то многие фанаты наверняка сильно запутаются в происходящем.
Считайте, что в Мельбурне мы увидели базовую версию «Формулы-1» образца 2017 года: она местами была сырой и простой, но последнее может считаться даже плюсом. Ведь новые владельцы гоночной серии хотят привлечь новых болельщиков, и нет ничего лучше, чем ясная и понятная каждому неофиту борьба на трассе. Гран-при Австралии оказался хорош именно тем, что суть сражения за победу новичку можно было объяснить в нескольких словах.
Число обгонов можно увеличить
На самом деле усложнить шоу можно без особых проблем. ФИА и спортивное руководство «Формулы-1» в преддверии старта сезона заявили, что будут работать над повышением зрелищности всеми доступными легальными способами. То есть, в ближайших гонках наверняка будут добавлены новые и расширены существующие зоны DRS, возможно, будет взят курс на повышение эффективности самой системы снижения лобового сопротивления.
Кроме того, Росс Браун отмечает, что в будущем «Ф-1» поработает над аэродинамикой так, чтобы болиды могли плотно преследовать друг друга (сейчас это серьезная проблема из-за завихрения воздушного потока и сильного влияния на механическое сцепление и аэродинамические свойства болида-преследователя).
С аэродинамикой, впрочем, наверняка будут трудности, да и вообще «Формуле-1» давно пора смириться, что ее болиды носятся не по овалам и опережать друг друга им непросто. Последняя серьезная попытка сделать воздушный поток «чище» была предпринята перед сезоном-2009 – те правила многое изменили в чемпионате мира, но не привели к увеличению обгонов (к ним привело изменение шинной философии).
Но действительно ли это такая глобальная проблема? В истории чемпионата мира есть десятки (а может и сотни) любимых болельщиками Гран-при, в которых было не слишком много обгонов. Сюжет одной из самых известных гонок – Гран-при Японии 1989 года – как раз и заключался в том, что Айртон Сенна никак не мог опередить Алена Проста.
В напряженной борьбе с классной защитой и долгими попытками вырваться вперед есть своя прелесть. Это как катеначчо в футболе – кто скажет, что матчи с хорошо организованной обороной не бывают интересными? Да, может быть, не нужно гордиться тем, что обгонять в «Формуле-1» сложно, но и переживать по этому поводу тоже не стоит.
Реальный повод для беспокойства
Единственное, что действительно выглядело на «Альберт-парке» не слишком приятным – это увеличивающиеся отрывы: лидер привез почти половине финишировавших соперников целый круг, да и в середине пелотона особого напряжения не замечалось. Что сильно контрастировало с пятницей и субботой – когда все пилоты летели на пределе, ошибались и вылетали с трассы.
Возможно, отчасти это связано с тем, что в гонке спортсмены старались не доводить технику до предела и ехали осторожнее. Все-таки очки с разбитым об стену болидом набрать непросто. Обратите внимание, что лучший круг, установленный пусть и на изношенной резине, но с пустыми баками, оказался почти на 4,5 секунды хуже времени обладателя поул-позиции – в квалификации с таким результатом не удалось бы даже опередить Фернандо Алонсо на полумертвом «Макларене» и пройти во второй сегмент.
Понятно, что квалификационная и гоночная скорости не сравняются, но есть ощущение, что впереди нас ждут Гран-при, в которых пилоты начнут атаковать активнее. Ведь четыре лучших времени дня были показаны в промежутке между 51-м и 56-м кругами, и на последних трех кругах пять из тринадцати машин проехали в быстрейшем для себя темпе – большую часть гонки парни занимались экономией ресурсов (и топлива!).
Кажется, участники переоценили степень износа покрышек, и значит потенциально могли серьезнее преследовать соперников (что могло привести к ошибкам как преследователей, так и преследуемых).
Так что это нормальная ситуация для первого Гран-при – в последние годы все привыкли к быстро изнашивающимся покрышкам, и потребуется какое-то время, прежде чем команды и пилоты начнут расходовать ресурсы равномернее.
Не забудьте и про гонку развития шасси. В группе середняков очень плотная борьба, но видно, что некоторые потенциально сильные команды пока отстают – «Рено» и «Макларен». По мере их прогресса борьба между станет напряженнее, количество финиширующих наверняка возрастет, а отрывы между болидами сократятся.
Наконец, не всегда все здорово будет у топов – как в квалификациях, так и гонках. На этот раз мы не увидели прорыва Риккардо, но в другой раз, когда кто-нибудь из лидеров допустит просчет в квалификации и будет вынужден стартовать из конца пелотона, гонка пройдет ярче.
Лучшее – это борьба за лидерство
Давайте не будем слишком строгими к новой «Формуле-1» – впереди нас ждут замечательные Гран-при с красивым обгонами и интересными стратегиями (ведь однажды к «Феррари» и «Мерседесу» подтянется «Ред Булл» – появится тактическое разнообразие. Конечно, будут и неудачные Гран-при, но без них не обходится ни один сезон. Главное же – если судить по первой гонке, – наконец-то появилась борьба за победу. И я как болельщик готов пожертвовать тысячью обгонами в конце топ-10 ради острых сражений за первое место.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei, imago/Crash Media Group (2,4); Gettyimages.ru/Mark Thompson
Лично мне кажется, что в эту концепцию гонок просто четко вписываются ПИТ-СТОПЫ с ДОЗАПРАВКАМИ. Вспомните какой классный элемент F1 это был. Питы не были с разницей по 0.5, они реально были затяжные и у каждого свои. Вес болида играл значительную роль. Про заминки вообще молчу. Они были яркими, иногда даже в прямом смысле слова. :)
За счет них кстати, середняки реально могли побороться с лидерами при встрече в середине пелетона. Последние годы мы смотрим F1, где обгон сильных на слабых - это лишь вопрос мгновения.
Как же я скучаю по тем временам в Формуле, когда в ней был Монтойя, это были настоящие гонки.
особенно, если вернуться к тому формату, при котором на старт квалификации болиды выходили с тем кол-вом топлива, которое затем было в баках на момент старта. тут вам и нежданные поулы были, и неожиданные провалы, которые затем оборачивались ранними или поздними пит-стопами и разными кол-вами дозаправок..
в нынешнем сезоне смущает только резина - судя по всему мы увидим повторение 2010 года, когда на одном комплекте можно было проехать всю дистанцию гонки. поэтому нас ждут сухие гонки с одним питстопом, где не будет никакого пространства для тактического маневра..
А все мы ожидали дубль Мерседеса или, возможно, Феттель опередит Боттаса, но никак не Хемильтона.
вернут 2009 регламент? )))) тогда было один-в-один. заднее крыло выше и уже (чтобы меньше создавать тубулентности позади), а переднее крыло ниже и меньше (чтобы ехало в более чистом воздухе). Оттуда все монстры и пошли. Сейчас это отменили, по сути вернув обратно 2008. Опять та же проблема, которую опять надо решать. Сколько можно то.
Но, по первой гонке, сложилось ощущение, что обгонов будет не то что меньше, а их вообще не будет, если у впереди идущего нет серьезных тех.проблем. Разве что кто-то из Мерседесов/Феррари не будет, из-за проблем, прорываться с 20-го места. + дубовая резина и 1 пит-стоп. Квалификация, старт, небольшие изменения на пите - и все едут как едут. Еще есть Феррари/Мерседес, сильно позади РБ/Масса и остальная масса круговых - слишком много неконкурентоспособных машин и пилотов (Эррикссон, Палмер, Магнуссен, Стролл)
Я уже не говорю про трансляцию, по которой ничего невозможно понять, да и глубину пелетона практически не показывают.
Очень много серьезных проблем и, если трансляцию еще можно исправить (хотя вряд-ли, сделана ставка на продажу приложений с таймингом), то сварить новые шины, усилить конкуренцию и разобраться с обгонами - в этом году вряд-ли получится.
"Пока об этой проблеме не кричат на каждом углу" - "не кричали" где-то в октябре-ноябре. А сегодня я же вижу на каждом автоспортивном сайте по 2-3 новости, посвящённые проблемам обгонов. Да и просто послушайте, что после гонки говорят гонщики (Перес, Масса, Хэм и другие).
"Трехлетнему доминированию «Мерседеса» бросили вызов – причем «Феррари» победила ... благодаря грамотному расчету и, разумеется, отличной скорости в квалификации и на длинной дистанции" - скорость у Ферров явно есть, тут не отнять. Но вот про грамотный расчёт... хехе. Все знакомые в формульном чате + собственно комментаторы Ф1 после первого круга (когда Фет всё же не заехал в боксы) дружно недоумевали. Повсюду пошёл запах фирменного "спагетти-мэнеджмента". Ведь никто не мог даже предположить, что в современных реалиях машина с темпом в 1,5-2 секунды выше, чем у впереди идущей, не сможет обогнать соперника даже с ДРС. Тот факт, что у ферров никакой особой тактики (которой они придерживались, само собой)не было, косвенно подтвердил и Клиа ( https://www.youtube.com/watch?v=A_P1wqi0kOg )