В «Макларене» скандал. Что случилось?
Руководитель компании отправлен в отставку.
Что произошло?
Если кратко – произошел конфликт между владельцами автомобильной компании «Макларен» Роном Деннисом (ему принадлежат 25 процентов акций), Мансуром Ойехом (тоже 25 процентов акций) и бахрейнским фондом Mumtalakat (50 процентов акций), в результате которого арабские совладельцы вынудили Денниса отойти от дел.
Рон в последнее время активно искал крупного партнера, который помог бы ему взять власть в «Макларене» под свой полный контроль, и на прошлой неделе представил неких китайских инвесторов, которые намеревались выкупить британскую компанию за 1,65 млрд фунтов стерлингов. Однако Ойех и Mumtalakat, недовольные работой Денниса, отказались от сделки, и в свою очередь предложили главе корпорации добровольно покинуть свою должность.
Англичанин отказался, и тогда его партнеры провели экстренное заседание правления, на котором проголосовали за отставку. Попытки Денниса оспорить решение в суде ни к чему не привели, и во вторник он все-таки объявил об уходе.
Почему это важное событие?
Уход Денниса – это окончание важной главы в истории «Макларена». Рон руководил компанией 35 лет, и за это время добился впечатляющих успехов в спорте и бизнесе: превратил умирающую команду в одного из самых успешных участников «Формулы-1», а также основал производство дорожных автомобилей, которое сегодня приносит компании значительную прибыль.
В начале 1980-х Деннис пригласил в «Макларен» конструктора Джона Барнарда, который произвел в гонках техническую революцию – именно с подачи талантливого инженера все команды начали создавать монокок болида из углепластика. При Деннисе «Формула-1» стала чище в буквальном смысле – в его команде первыми стали следить за тем, чтобы боксы были похожи на операционные комнаты, а не на грязные гаражи.
Кроме того, Рон активно влиял на гоночные события: вернул в автоспорт Ники Лауду, подписал за небольшие деньги лучшего пилота тех лет Алена Проста, а после заполучил Айртона Сенну и моторы «Хонда». Эти действия привели к тому, что на несколько лет «Макларен» стал доминирующей силой в чемпионате мира. В 90-х Деннис организовал альянс с «Мерседесом», с которым в итоге были выиграны еще три чемпионата мира в зачете пилотов и один Кубок конструкторов.
Если он такой великий человек, то почему его вынудили уйти?
Партнеры терпели авторитарный стиль работы Рона до тех пор, пока он давал результаты. К сожалению, в последние годы у «Макларена» в спорте большие проблемы – глава компании допустил несколько серьезных просчетов. Сначала он поставил на должность руководителя многолетнего помощника Мартина Уитмарша, который был хорошим управленцем, но оказался плохим стратегом – именно недальновидные действия Уитмарша привели к тому, что «Макларен» провалил несколько гоночных сезонов (Мартин потребовал прекратить развитие потенциально успешного болида и бросить силы на разработку новой, провальной модели).
Кроме того, Уитмарш и Деннис переоценили готовность «Хонды» к возвращению в «Формулу-1» – английская компания слишком рано прекратила сотрудничество с «Мерседесом» и начала работу с японским мотористом, и до сих пор не может вернуться к подиумам, не говоря о победах. Ускорить прогресс не получается из-за того, что Деннис блокировал попытки «Хонды» поставлять двигатели еще одной команде «Ф-1» (которая могла бы стать дополнительным испытательным полигоном).
За последние годы «Макларен» растерял крупных спонсоров (и на нашел им замены), многие из которых являлись многолетними партнерами, и лишился своего лучшего пилота, Льюиса Хэмилтона (к уходу гонщика привели не только неудачи на трассах, но также конфликт с Деннисом).
Наконец, Рон, возвращаясь на место главы команды после увольнения Уитмарша, должен был сделать то, что умел лучше всех – привлекать в структуру лучших людей, переманивать у конкурентов отличных специалистов и расставлять их по местам таким образом, чтобы они друг другу не мешали, но на деле все ограничилось Питером Продрому, Йостом Капито (который толком еще и не начал трудиться) и Эриком Булье. Появление последнего вообще сковало рекрутинговые возможности «Макларена». Например, недавно покинувший «Феррари» талантливый конструктор Джеймс Эллисон не перешел в «Макларен» из-за возможного конфликта рабочих интересов с нынешним гоночным директором.
Неудивительно, что в итоге правление «Макларена» потеряло доверие к Деннису.
Что будет с Деннисом и «Маклареном» дальше?
Сейчас Рон уходит в отпуск, который будет длиться до истечения контракта, и лишь после вынужденного отдыха примется за дело. В своем письме он пообещал создать новую компанию, в которой ему никто не будет мешать:
«Я планирую основать новый технологический инвестиционный фонд, который воспользуется моими знаниями, финансовыми ресурсами, а также внешними инвестициями для преследования многочисленных коммерческих возможностей, возникавших в последние годы, но за которые я не мог взяться из-за приверженности текущему делу».
В «Макларене» же заявили о намерении найти Рону замену. Пресса сообщает о возможном возвращении Уитмарша, кроме того, рассматриваются варианты с Заком Брауном и Россом Брауном. Не исключено, что на повышение пойдет экс-глава автоспортивного подразделения «Фольксвагена» Йост Капито или вообще в структуру будут приглашены люди из других программ крупных автопроизводителей.
Но, конечно, без Денниса это будет уже совершенно другая компания.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; globallookpress.com/Grand Prix Photo/AFLO; Gettyimages.ru/Clive Rose; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMA Press
Предполагаю следующее развитие событий:
1. Через пару лет у Макларена с Хондой таки получается болид, способный бороться за победы.
2. Массово выходят статьи на тему "фундамент нынешних побед заложен Роном Деннисом".
Решение перейти на Хонду было правильным. С мотором Мерседес можно быть только вторым после самого Мерседеса. Макларен такой расклад не интересует. Проблема в том как это было сделано. Араи поменяли, но похоже проблема не только в нем. Рон не смог обеспечить нормальную коммуникацию между Уокингом и японцами. Это чисто управленческий косяк, за который он поплатился креслом.
Уитмарш - был хорошим боссом, но я бы не хотел, чтобы он снова возглавил команду. Надеюсь, что Зак Браун согласится. А еще очень хочу, чтобы Джеймс Эллисон сменил Булье. И не потому, что у Эрика плохая репутация у нас в стране - это слишком субъективный фактор. Просто с Булье связано слишком много напрасных ожиданий последних лет.
Японцам не дали времени на подготовку - можно было заключить соглашение, скажем, на 2017-й, и подождать, пока те подготовят достойные, многократно испытанные силовые установки. И до этого времени ездить на проверенном "Мерседесе".
Сам "Мерседес" при этом не отказывался от роли поставщика двигателей. Да, заводская команда получила бы преференции, а "Макларен" оказался бы в роли "Уильямса", но зато не было бы этого ненормального падения на дно в плане результатов.
Гордость руководства "Макларена" взяла свое: мы не хотим быть второсортной командой, поэтому пустимся в рисковый проект, который не факт, что даст плоды в ближайшие пару лет. Эти плохие годы можно было пережить пусть и на хлебе с водой, но хотя бы не голодными.
Добавлю от себя. Есть ещё один немаловажный фактор. Из-за эпичного провала моториста, Макларен потерял ориентацию в плане оценки развития шасси и аэродинамики. Мак пытался свалить все проблемы на японцев, японцы намекали что не только в СУ дело. Можно смело сказать что два сезона Макларен уже потерял, и не факт, что в новом регламенте Продрому сваяет болид уровня борьбы за победы-подиумы, тем более титулы.
В принципе решения по Рону закономерное.
Главный косяк в этом - действительно отстутствие второй команды. Чего стоило дать движки тому же Зауберу? Ну какие они конкуренты Маку?
По-моему, Уитмарш был очень плохим боссом. Сначала он никак не мог выжать из потенциально чемпионской команды и болида результат (в 2010-2012), а потом и вовсе увел Мак в пропасть. Булье - это вообще очень плохой босс, абсолютно не умеющий работать с пилотами, и простите за клише, постоянно прикрывающий свою жирную задницу.
Пока у РБР есть Ньюи, а в Энстоуне нет даже Эллисона, быки могут спать спокойно, положив очередной КК и личный титул под подушку.
Я не согласен по поводу денег. Мерседес был готов дальше поставлять двигатели Макам. И у нас были деньги их покупать. Просто всем было прекрасно понятно, что Мерседес будет делать двигатель "под себя". Под себя будет устроена система охлаждения, "себе" будет выдавать самые новые спецификации под самые ответственные ГП (не ну а че, мы же не можем давать непроверенный в боевых условиях двигатели нашим партнерам, а вдруг не взлетит?!).
При прочих равных, ты будет вторым. Спасти тебя может гений типа Ньюи, и то, если в у заводчанина провал в отделе аэродинамики.
p.s. по поводу "предела совершенства". Все верно сказано. НО:
1) если речь не идет об ограничениях регламента ака "жетоны"
2) на длинной дистанции. двигатели приходят к общму знаменателю лет через 6-7, но никак не на следующей год, особенно с учетом п.1
Сезон 11 года - сколько там Люся накосячил? Не должен посредственный (путь и горячо любимый мною Баттон) бороться за титул при живом Льюисе в команде. При чем тут Уитмарш? Просто у Льюса кризис любви к Филипку случился.
Сезон 12 года - сезон упущенных возможностей.
Ошибка случилась в 13 году. Как по мне, так это была не самая страшная ошибка. Спорт - это всегда про риск. Они попробовали найти что-то новое. Ошиблись, пошли не тем путем, но...
Ну вот давайте себе представим, что они оставили машину 12 года и начали ее развивать. У вас есть уверенность, что Дженс и молодой Сережа бы действительно боролись бы за титул? Я сомневаюсь. Безусловно у конце 12 у нас была первая машина по чистой скорости в пелотоне, но это далеко не Браун времен первой половины сезона и уж тем более не текущий Мерседес. Это не космовоз, который может довезти этих двух пилотов до титула, имхо.
Да и важно ли это, если в 14 году уже появился тот Мерседес, который мы видим по сей день?
Мы смотрим на Булье всё время субъективно, сквозь призму наших воспоминаний о том, как он некрасиво обошелся с Виталиком, сквозь призму наших обманутых ожиданий от маков, сквозь призму его руководства Лотусом из которого со скандалом уходил Кими. Я честно стараюсь абстрагироваться, потому что у Эрика очень крутая репутация в паддоке. Его переманил к себе Мак, поговаривают, что сейчас его хотят Фуры. Не просто так, видимо...
А вот отсутствие второй команды - тут бесспорно. Я согласен на 100%. Условным зубрам или ТР надо было не просто их предлагать, а втюхивать бесплатно, за счет маков, не важно.
Но когда-то эта эроха должна была закончиться...
Спасибо Деннису за его Макларен!
Риск с Хондой в финансовом плане был намного выше, чем стоимость моторов на сезон. Это очевидно. Я убежден, что Рон не от нехватки денег на мерсовский двигатель к Хонде подался.
У Мерседеса в этом году допустим да, было мало прибавки по ходу сезона. А как на счет Фур? С их внедрением TJI по ходу сезона? А Рено? Как РБР поехали с Испании? Да и не только в прогрессе двигателя по ходу сезона дело. Прежде всего тут фишка в том, что отдел аэродинамики Мерседеса загодя знает в какой области надо работать, какого размера делать боковые понтоны, какая будет развесовка у машины, а клиентам двигатель достается as is.
В споре о том, что "в этом сезоне не дают преимущества над хорошим шасси" я с вами не согласен. Рекомендую посмотреть на 4ое место ФИ. У которых глобально машина была представлена в Сильверстоуне 2015 года. Причем не просто на 4ое место, а на выдающееся четвертое место с кучей очков и подиумами. Ну и снова вспомнить про чудо квалификационный режим.
Меня конечно распирает сказать, что чемпион следующего года известен, и что имя ему РБР. Но я в голове продолжаю держать вариант, при котором Мерседес в условиях отмены жетонов выкатит что-то еще более фантастическое в плане двигателей... Я думаю, что мы сможем судить о конце прогресса в области турбомоторостроения не ранее конца следующего года
2. Взлетел Браун - это наименование команды, а не имя собственное Роса. Не очень понял при чем тут Тойота правда. У них не было никакого развития (практически). Как сейчас помню, что во второй части они кроме монцы (дубль Барик-Дженс) они лажали. Чтобы было развитие нужны деньги. А у тебя спонсор Virgin на 3 рубля 50 копеек.
3. Не забавно. Еще раз отправляю вас смотреть как эпично бычки дырки сверлили. Входы-выходы им конечно рисуют. Но я уверен, что там есть куча иных данных доступных только меринам, по крайней мере как вы правильно отметили эти данные им становятся известны гораздо ранее клиентов.
ТР мало показательна: а) Фуры сохранили кучу жетонов в межсезонку, поэтому их двигатель Абу-Даби15 мало чем отличался от Австралии16 б) У ТР нет такого бюджета как у Фур, чтобы столько работать над аэродинамикой по ходу сезона. Так что тут комплекс проблем.
4. Посмотрите отчетность всей корпорации Макларен. Они получают доходы прежде всего от патентов и ноухау. Дорожные машины (на память) слабо профицитны, команда Ф1 почти все время убыточна. Ф1- полигон для испытаний и реклама. Еще раз повторюсь: 50 млн - не деньги.
5. Про риски: тактически - да. Стратегически - бабка надвое сказала. Построит хонда вундервафлю в 2017-2018. Мы с вами по-другому запоем. Японский гимн выучим...
6. Еще разок - у Хонды нет технической возможности ничего делать, кроме как исправлять. У Хонды есть деньги, у Хонды есть люди, у Хонды есть желание: они готовы хоть на каждый пятый ГП привозить новую концепцию двигателя. Регламент не позволяет: ЖЕТОНЫ. Омологируется двигатель раз и все, кирдык, приехали. Они попробовали "выпендриться" - size zero. Теперь тратят все жетоны на исправление. В следующем году такой проблемы не будет. Экспериментируй - не хочу. И я уверен, что Хонда будет пробовать что-то сделать. Они так страшно ударили по собственному имиджу, что теперь сделают все, чтобы исправить это положение.
Все сказанное в п. 6 - мое личное мнение. Инсайда в Хонде не имею :)
И чего бы добился Макларен? Результатов аналогично сезону 2014? В лучшем случае четвертое место в КК. И какие премиальные спонсоры пошли бы в команду? Никакой Сантандер в такую команду не заманишь.
2011. Баттон совсем не посредственный, а очень умный пилот. То, что он не стал многократным чемпионом, это чисто из-за того что в нем для этого недостаточно говна. Мог бы плести интриги против загорелого, подчинять себе мак, стал бы и в нем чемпионом. Хэм чемпионат провалил. Механики опять косячили, но все равно РБ был недосягаем.
2012. Ну и кто эти возможности упустил? В том году такая чехарда была. Выигрывали гонки 7 или 8 пилотов из 5 разных команд. На поуле мог стоять Баттон, а мог Пастор.
В общем, у Уитмарша было минимум 2 отличнейших шанса взять титул. И не столько вина пилотов что они его не взяли.
2013 - это провал. Да, в 2014-м году эта концепция не сработала бы точно. Но развивай маки машину 2012-ого года, у них был бы шанс побороться, по крайней мере в первой половине сезона. А так они просто выкинули сезон на свалку.
Этого мало, касательно, Булье? ))
Теперь пора возвращать Уитмарша и победы будут не за горами.