9 мин.

Формула-1. Третье Пришествие

04.04.2010

3 этап, Гран При Малайзии, Сепанг

Себастьян Феттель выходит из последнего поворота, курсирует вдоль финишной прямой, показательно грея резину – благо есть семь секунд запаса перед Марком Уэббером, сбросившим темп под конец гонки – и через несколько секунд взрывает эфир задорным «Ииехуууу!!!» Наконец, с третьей попытки немец принес трофей команде, построившей самый быстрый болид в этом году. Несмотря на то, что поул-позишн достался его партнеру по команде, чье второе место в итоге стало приятной добавкой к восторгам Red Bull Racing.

Чуть раньше в других боксах переживали если не трагедию, то никак не меньшее, чем тихое отчаяние. 46 круг гонки. В сражении за восьмое место Фернандо Алонсо подкрадывается к хвосту McLaren Дженсона Баттона, на стартово-финишной прямой резко выходит из воздушного мешка и по внешней траектории проходит англичанина, но улитка первого поворота закручивается все сильнее вправо, следует перемена влево и траектория Дженса остается выигрышной. Титул чемпиона мира пришел к нему все же не сам собой, но с «нагрузкой» – заметно возросшим мастерством.

По прошествии определенного времени – около 10 кругов, – понадобившегося, чтобы перевести дух и восстановить разрыв для выхода на расстояние атаки, венценосный в прошлом испанец проворачивает тот же трюк, но уже «по внутри», выходит вперед за счет более позднего торможения, но… апекс уже оказался позади, и Алонсо выходит слишком широко. Оба остаются при своих. И тут из-под капота красной машины показался сизый дымок, очень скоро, буквально через считанные доли секунды, превратившийся в огромные клубы белого дыма. Двигатель его Ferrari приказал долго жить. А ведь Фернандо и без того промучился всю гонку из-за проблем со сцеплением. Никогда не знаешь, как может быть хуже. Впрочем, неприятности Ferrari – как и их заклятых соперников из McLaren – начались значительно раньше.

В квалификации был дождь. Не тот уныло моросящий осенний дождичек, что замочил австралийский Гран При неделю назад, а тропический, с постоянными переменами в своей силе и прочими вытекающими из этого определения капризами. Поэтому очередь на пит-лейн выстроилась задолго до того, как красный свет светофора сменился на зеленый. Ближе к середине первого сегмента щедрые струи ливня притихли, и трасса на глазах начала менять свои свойства, становясь все более и более быстрой. Многие гонщики логично поспешили воспользоваться моментом и показать наилучшее возможное в таких условиях время – ведь неизвестно, что погода отмочит в следующую минуту. Многие, но только не парни из Ferrari и не парни из McLaren. Неизвестно, предпочли ли они подождать, пока остальные сделают всю грязную работу за них или просто доверились своим оракулам, пообещавшим скорое прояснение небес, но результат оказался неожиданным в первую очередь для них самих. Зато обещающим немало интересного в воскресенье: 17 – Баттон, 19 – Алонсо, 20 – Хэмилтон, 21 – Масса. Между ними вклинился хилый Lotus Ярно Трулли. Выезд лидеров пришелся аккурат на усиление дождя.

Причем чемпион 2009 года во второй сегмент хоть и вышел, но участвовал в нем лишь заочно. Не справившись с заносом своего McLaren на утопающей в толще воды трассе, он закопался в гравии, а доставить машину в боксы вовремя маршалы не успели. Не самое приятное начало. Но винить кроме себя даже Scuderia было некого: Шумахер более за них не выступает.

Отныне не красный барон, кстати, занял становящееся уже традиционным для себя восьмое место. Его партнер по команде Нико Росберг стал вторым.

Что расстроило одних, предоставило отличный шанс поправить свое положение в общем зачете другим. Марк Уэббер рискнул надеть промежуточные шины и привез бывшему быстрейшим в первых двух квалификациях Феттелю практически 1,5 секунды. Себастьян же уходил в гонку третьим.

Старт! Машины срываются с места. Все кроме Рубенса Баррикелло, застрявшего ненадолго на решетке. Феттель проносится мимо Росберга и не откладывая атаку на Уэббера в долгий ящик крадет у того лидерство. Должно быть, Кристиану Хорнеру было нелегко дышать при виде своих машин, борющихся параллельными курсами колесо в колесо, – если в условиях липкой жары Малайзии в принципе возможно легко дышать, – но эти парни довольно хорошо воспитаны, и Red Bull благополучно ушли в гонку друг за другом.

Позади волшебство реактивного старта демонстрировали Хэмилтон и Масса – оба отыграли по семь позиций. Разумеется, они имели дело не с ведущими красными быками, а с мобильными препятствиями вроде Lotus и Virgin, но все же их напарники поднялись лишь на пару «ступенек» каждый. Вместе они образовали шустрый серебристо-красный паровоз. Через круг в этой неразлучной четверке, очень скоро ставшей тройкой, активизировался Хэмилтон, непринужденно расправившись с Toro Rosso Себастьяна Буэми. Тот же маневр попытался было провести Масса. Вышло не очень. Фелипе на секунду замедлился, чем не преминул воспользоваться Баттон, и вот уже Алонсо, рвавший и метавший за спиной британца, вышел на острие атаки. Дженс скользнул – Фернандо вырвался вперед.

Меж тем локомотив McLaren уходил вперед и, не тратя времени на раздумья, нацелился сначала на Хайме Альгерсуари, а затем на Sauber Камуи Кобаяши, и переместился на десятую строку протокола.

В то время как лидировавшая пара Red Bull наслаждалась открытым пространством во главе пелотона – хотя не исключено, что Марку Уэбберу ход событий доставлял меньше удовольствия, нежели Себастьяну Феттелю – и продолжала постепенно отрываться от Росберга и прочих, упустившим свое в субботу, не оставалось ничего другого как пытаться прокладывать себе путь наверх.

Лучше других в этом преуспевал Льюис Хэмилтон. Но ровно до той поры, пока он не уперся в Виталия Петрова, который шел на тот момент девятым и которого британец явно не принял всерьез. На то была своя причина: прямо на глазах Хэма россиянин промахнулся с торможением и распахнул тому калитку. Что может быть проще? Атаки и не пришлось проводить. Виталий же явно не считал, что ошибку нельзя исправить по умолчанию, и не постеснялся расположиться в воздушном мешке позади McLaren, чтобы в следующее мгновение по внутренней траектории рвануться вперед в конце прямой. Льюис, едва ли ожидавший такой наглости, не сразу нашелся чем ответить. Минули полтора круга растерянности. Но скорость McLaren и опыт чемпиона мира дали о себе знать очередной атакой в одном из поворотов третьего сектора. Виталий устоял. Устоял, но смазал апекс последнего поворота перед выходом на прямую, где Льюис уже не оставил дебютанту шанса и наконец вышел вперед. Петров отпускать был не намерен, и уже он садится на заднее антикрыло McLaren. Хэм виляет, трижды нелегально меняет траекторию, пытаясь сбросить. Петров не сдается и вновь выходит на позицию атаки «по снаружи», но мощности Renault не хватает, трасса стремительно закручивается вправо, и англичанин наконец выходит вперед.

Вялое шествие тройки Ferrari-Ferrari-McLaren на позициях с 14-й по 16-ю служило отличным фоном активных действий Льюиса Неутомимого. По-видимому, успех партнера по команде заставил Дженсона Баттона встрепенуться, и вот он уже расправился с Фернандо Алонсо в борьбе за 15-ю позицию. Учитывая проблемы испанца с коробкой передач, это не стало для него большой проблемой.

На 10-м круге нежданно-негаданно замедлился Михаэль Шумахер и закончил свою неплохо складывавшуюся до тех пор гонку на обочине. «Проблема была в том, что отлетела одна из колесных гаек. Я не знаю точной причины этого. Машина ехала со свободно вращающимся колесом; сначала я подумал, что что-то с подвеской или что-то более серьезное». Думается, семикратный чемпион мира ожидал несколько другого развития событий, когда объявлял о своем возвращении. Особенно, принимая во внимание третье место на финише своего юного напарника по команде.

Близилось время пит-стопов…

Одной из главных интриг Формулы-1 вот уже без малого 20 лет была игра с тактикой. Однозначно сказать, что решение FIA отменить дозаправки простимулировало гонщиков к активной борьбе на трассе, а не людей в огромных наушниках, сидящих на командных мостиках, увешанных всем мыслимым и немыслимым оборудованием, к играм в шахматы нельзя. Новые правила не сотворили чуда в пустыне Сахира. В Австралии на многое повлияла погода. Подпортила она настроение отдельным персонажам и здесь. Но и трасса, безусловно, сама трасса – это в равной степени относится и к Альберт-Парку, и к куала-лумпурскому кольцу – по-прежнему решает многое. И теперь, когда приходит время пит-стопов – слава богу, в этом сезоне обошлось без «вечной» резины – ожидать искрометных решений уже не приходится, а ошибки становятся более очевидными.

Одним из первооткрывателей волны пит-стопов был Дженсон Баттон: он навестил гаражный переулок еще на 10-м круге. Со свежими жесткими шинами и пустеющими баками его темп возрос, а решимость окрепла, и он начал штамповать быстрейшие круги один за другим. Впрочем, баки пустели не у него одного, и уколы лучших времен следовали бесконечно: Хэмилтон, Уэббер, Феттель…

Феттель первым из пары лидеров на 24-м круге заезжает за новым комплектом резины. Молниеносная смена шин – 4,8 с, и Себо выходит на втором месте перед самым носом Хэмилтона. Британец хватается за возможность обогнать, но Феттель не мальчик для битья и не на Renault – немец улизнул.

Уэббер ненадолго перехватывает первую строчку и заезжает кругом позже, смена и… в переднем правом колесе застревает гайковерт, что обходится ему в пару лишних секунд. Марк вернулся в гонку третьим позади Хэмилтона, которого пит-стоп еще ждал, примерно в трех секундах от Себастьяна. Вероятно, кому-то могло показаться, что это была та самая командная тактика, которая формально, как известно, запрещена и без которой все же среди фаворитов редко обходится. Хоть имидж команды Red Bull и является несколько сумасбродным в этом рафинированном мире Больших призов, но намеренного сумасбродства в своих действиях они не допускают, и полагать, что заминка во время смены шин была задумана, по меньшей мере, дико. Безусловно, не будь этого, Уэббер мог бы получить шанс побороться за лидерство с Феттелем на выезде с пит-лейн. Но на стороне последнего были около полутора секунд ранее добытого преимущества и уже прогретые за круг шины, и шанс мог бы точно так же не реализоваться.

Хэмилтон посетил боксы McLaren на позднем, 31-м круге. Обиженный на своего гоночного инженера за 2 пит-стопа в гонке недельной давности он решил не повторять ошибки еще свежо помнящегося прошлого, стоивших вполне вероятной по его мнению победы, доставшейся никому иному как Баттону. Баттону, непосредственно перед антикрылом которого он и вышел с пит-стопа. После пары жестких маневров оба успокоились на том, что имели: Льюис остался седьмым, Дженс – восьмым.

Внимание не самыми приятными для себя и своих болельщиков привлек Виталий Петров. Очередные механические проблемы его Renault заставили его закончить гонку раньше отмашки клетчатого флага. В то же время ничто не помешало второй Renault Роберта Кубицы спокойно доехать до четвертого места.

Последним, за 19 кругов до финиша, шины сменил Алонсо. Он вернулся в гонку следом за Массой, шедшим девятым. Серьезные проблемы Баттона с шинами позволили бразильцу непринужденно объехать McLaren под первым номером. Очевидно, ранний пит-стоп был не самой лучшей идеей. Фернандо Алонсо, ставшего свидетелем этой картины, явно не терпелось почувствовать себя не меньшим триумфатором чем напарник… но… Судьба распорядилась иначе, и его чаяния растворились вместе с дымом от его мотора, обильно распространившимся по трассе.

Надежды Себастьяна Феттеля наверняка тоже были связаны с надежностью. Тот самый фактор, который сыграл свою роль в Австралии. Немец бил по превосходным результатам: три Гран При – два поул-позишн и одно 3-е место на старте, лучшие круги по ходу дистанций, три раза он возглавлял пелотон, и ни разу его не остановили соперники. В Бахрейне его инженеры просчитались с расходом топлива, в Австралии его подвели тормоза. Здесь же все складывалось как нельзя более благоприятно. Оставалось лишь финишировать. И он финишировал. Как говорят англичане “in style” – красиво. Его надеждам в тот жаркий день суждено было сбыться. Red Bull определенно было что праздновать, и шампанское лилось рекой…