10 мин.

«Галицкий подходит и спрашивает: «Смотрел сериал «Викинги»?». Путь Рагнара Сигурдссона к мечте

Иван Тянтов – об одном из героев сборной Исландии.

alt

Футбольная культура Скандинавии основана на любви к английскому футболу. В одной только Норвегии к 2003 году 50000 человек состояли в фанатских клубах британских футбольных команд. Не обошел культ английского футбола и Исландию. В детстве по телевизору часто показывали еще и Италию, но Рагнар Сигурдссон полюбил именно английский стиль игры и «Ливерпуль», как один из лучших его образцов. Он разделил эту любовь вместе с братом и отцом.

«Итальянский футбол мне совсем не нравится. Он очень медленный и смотреть его скучно», – однажды сказал он. Но игры «Милана» Рагнар не пропускал. В той команде ему нравился Франко Барези, хоть сейчас он и не помнит его игры. В английском чемпионате Сигурдссон выделял Тони Адамса и Стефана Аншо, который лучшие годы провел как раз в «Ливерпуле». Ну а его настоящими кумирами были Зидан и Роналдо. Подражая им, Рагнар и сам играл ближе к чужим воротам, чем к своим: до 19 лет он был полузащитником. «Я как и каждый пацан в детстве играл в нападении, забивал голы, – вспоминает Сигурдссон. – И это нравилось мне гораздо больше, чем обороняться».

Годы игры в полузащите сделали исландца более техничным, что позволяло уже с позиции защитника поддерживать движение команды в атаке, совершая успешные проходы с мячом от своей штрафной до центрального круга. Сигурдссон вспоминает, что ему больше нравилось ассистировать партнерам, чем забивать.

Только в 21 год, в последнем сезоне за родной «Филкир», Сигурдссона окончательно перевели в защиту. Он укрепился на этой позиции уже в «Гетеборге», куда перешел в 2007 году и сразу оформил чемпионство. Его заметили селекционеры многих европейских клубов, но он решил остаться в команде и в следующем году взял с ней Кубок и Суперкубок Швеции.

alt

За шесть лет в Швеции Сигурдссон заматерел. В начале карьеры ему тяжело было сдержать эмоции, но теперь все отмечали его уравновешенность на поле. Это качество было особенно необходимо в контактном и сильном в физическом плане чемпионате. В постоянных единоборствах Сигурдссон отработал свой фирменный подкат. При выполнении этого приема техника позволяла ему фолить реже остальных. «В Швеции много недостаточно умных по-футбольному игроков, которые совершают грязные подкаты и таким образом травмируют соперников. Я никогда не делаю подкат ради подката. Если я выполняю этот прием, значит, уверен, что сыграю в мяч, а не в игрока», – говорит Сигурдссон.

Играя за «Гетеборг», Рагнар в совершенстве выучил шведский. Еще он знает исландский, английский, датский и сейчас учит русский. Он считает, что к языкам у него способности, как и к музыке. Рагнар играет на гитаре и фортепиано. Ему нравятся Led Zeppelin и весь классический рок. В Исландии и Швеции почти все свободное от тренировок время он уделял музыке, но к тридцати годам эта страсть в нем поутихла. 

Играя за шведский клуб, Сигурдссон заполнил такую вот шуточную анкету:

  • Питание: пицца

  • Музыка: Wu-Tang Clan

  • Телешоу: Сайнфелд, Умерь свой энтузиазм

  • Автор: Ларри Дэвид 

  • Пункт назначения: Лас-Вегас

  • Актёр: Джейсон Александр

  • Исполнитель: Робби Уильямс

  • Цвет: белый

  • Одежда: джинсы, белые кроссовки, рубашка

Написал своеобразные «правила жизни»:

  • Если бы я был финансово независимым, я был бы чертовски счастлив.

  • Перед каждым матчем я должен слушать зажигательную речь.

  • Нет ничего вкуснее кофе, но молоко делает его аромат бесподобным.

  • Я никогда не забуду о том, как я думал, когда был маленьким, что Бог говорит со мной.

Перечислил одиннадцать значимых для него людей вне мира футбола:

  • Дейн Кук, Хэнк Муди, Федор Емельяненко, Андерсон Силва, Джек Бауэр, Кристина Агилера, Бейонсе, Шакира, Шарон Стоун, Джордж Констанза, Джерри Сайнфелд

И, наконец, описал себя в нескольких словах:

  • Исландец, футболист, гитарист, любитель музыки и пиццы, толстяк

В 2011 году Рагнар подписал четырехлетний контракт с «Копенгагеном». Впервые он оказался в этом городе в 13 лет, когда семья приехала в знаменитый парк развлечений Тиволи. Он поучаствовал в футбольном турнире в Копенгагене и тогда же посетил Строгет – самую длинную торговую улицу в Европе, которая органично вписалась в уже сложившийся образ любимого им города. «Когда постоянно живешь здесь, то узнаешь город совершенно с другой стороны, что делает его еще более удивительным». Рагнар открывал для себя Копенгаген, катаясь на велосипеде, ему всегда это нравилось. На тренировки на клубной базе он тоже приезжал на велосипеде.

В клубе для Сигурдссона все складывалось отлично. В его дебютном сезоне команда стала обладателем Кубка Дании, в следующем – чемпионом страны. Как раз в это время к команде присоединился завершавший карьеру Олоф Мельберг, поигравший в «Астон Вилле» и «Ювентусе» и проведший больше 100 матчей за сборную Швеции. Сигурдссон часто общался с опытным Мельбергом и узнал от него много нового.

alt

Настоящей проверкой для Сигурдссона стала игра «Копенгагена» в Лиге чемпионов в одной группе с «Реалом, «Ювентусом» и «Галатасараем». Особенно ему запомнились матчи против мадридского клуба: «Матчи за «Копенгаген» с «Реалом» – самые тяжелые в моей карьере. Я не знал, чего ожидать от Роналду, Бензема, Ди Марии и остальных, потому что все они могут отдать пас, пойти в обводку, пробить. Но при этом не скажу, что пришлось тяжело лишь мне одному: тяжесть противостояния звездам легла на всю линию обороны. Так мы распределяли ту сумасшедшую психологическую нагрузку, которую получили в этих матчах». 

За три года в «Копенгагене» Сигурдссон стал важнейшим игроком защиты. Его хвалили специалисты, он влюбил в себя весь фанатский сектор «Копенгагена». «В Скандинавии одни из лучших болельщиков в мире. Но Сектор 12 в Копенгагене просто восхитителен. Я видел, что на нем до сих пор висит исландский флаг с моим именем. Это не может не нравиться. Могу только сказать, что это взаимная любовь», – так Рагнар рассказывал о своих отношениях с болельщиками «Копенгагена» уже после перезда в Россию. В память о фанатах Сигурдссон набил на груди S12 – аббревиатуру фан-сектора.

Переход в «Краснодар» был непростым для Рагнара из-за внутренней неопределенности. Слишком многое его уже связывало не только с клубом, но и с самим Копенгагеном. Но Сигурдссон посчитал, что 27 лет – это подходящий возраст, чтобы уехать из Скандинавии. Еще он знал, что в российской премьер-лиге тогда играл Это’О и другие известные футболисты. Он понимал, что уйдет в более сильную лигу с контрактом на лучших условиях, и решил: «К черту, я воспользуюсь этим шансом». К тому же в «Урале» уже играл его бывший одноклубник по «Копенгагену» Солви Оттесен, переехавший в Россию на шесть месяцев раньше. О России отзывался он исключительно положительно.

В России Рагнару пришлось испытать культурный шок: «Когда я только оказался в Краснодаре, то поймал себя на мысли, что дело дрянь. Слишком большой оказалась разница между Копенгагеном и Краснодаром. Когда ты жил в Гетеборге и Копенгагене, красивых городах со старыми домами и хорошими кафе, то поневоле здесь все начинало восприниматься как что-то из другого мира. Люди из клуба показали мне несколько квартир, и они были отличными, но гигантские блоки, из которых был построен дом... Я бы никогда не стал жить в таком. Но я уже год живу в Краснодаре, и каждый раз, когда еду на базу, приходится проезжать мимо этого дома. И со временем он перестал казаться таким ужасным. Просто начинаешь привыкать ко всему этому».

Рагнар перешел в «Краснодар» во время зимнего перерыва, и его девушка не смогла прилететь вместе с ним в Россию. К тому же Кононов усадил исландца на скамейку, не сразу доверив ему место в старте. «Я оказался на скамейке. Без своей девушки, без игровой практики, без квартиры. Я был тогда лишен всего. Имей я место в основе, мне было бы на что опираться», – вспоминает Рагнар.

alt

Но со временем Сигурдссон стал в Краснодаре игроком основного состава. Помогло присутствие в команде Гранквиста, поддержавшего Рагнара. На шведском он делился с Андреасом всем, что приходилось ему испытать в первые месяцы жизни в России. Сейчас они дружат уже семьями, и девушка Рагнара чувствует себя в Краснодаре более чем комфортно. «Мы часто собираемся вместе с Гранквистами, общаемся, готовим и иногда смотрим какие-нибудь сериалы на Netflix», – рассказывает Сигурдссон.

В последнее время он предпочитает сериалы футбольным трансляциям. «Я больше не смотрю футбол. Меня это раздражает, ведь по телевизору особенно заметно, как кто-то откровенно пытается обмануть судью или демонстрирует нам свои новые бутсы. Больше внимания акцентируется не на игровых моментах, а на новых прическах известных игроков и их имидже. Все это больше становится похоже на показ мод. Я люблю играть в футбол, но я не хочу его больше смотреть. В таком виде он потерял для меня всю свою магию».

Со временем Рагнар привык к чемпионату России со всеми его особенностями. Многих европейцев в России пугают большие расстояния, но Сигурдссон считает, что все это ничем не отличается от какой-нибудь выездной игры в Дании, с той лишь разницей, что приходится летать вместо 3-4-часовых переездов на автобусе. Его, правда, раздражает, что большую часть времени приходится сидеть в аэропортах: «Я был во многих местах, не видя при этом ничего. Аэропорт, затем трансфер на автобусе до отеля, стадион, поездка на автобусе и снова аэропорт. Но я не жалуюсь. Гораздо больший интерес у меня вызывает русский язык, и я стараюсь узнать что-то новое в нем каждый день».

Сейчас в «Краснодаре» Сигурдссона все устраивает. Особое впечатление на Рагнара произвел Галицкий: «Когда мы тренируемся, он прилетает на своем вертолете и приземляется рядом с полем, чтобы иметь возможность вживую посмотреть на наши тренировки. Это очень круто. Однажды он подошел ко мне и сказал: «Ты смотрел сериал «Викинги»? Там ведь главного героя зовут Рагнар. Это отличное шоу». Я не знал, что сказать в тот момент, думая, что он мог говорить только о деньгах». 

В России Сигурдссон столкнулся со своими бывшими партнерами по «Копенгагену». Против Даме Н’Дойе, игравшего тогда за «Локомотив», он провел один матч. Играть против Даме, по признанию Рагнара, было очень сложно, но он получил от этого большое удовольствие. Против Солви Оттесена Сигурдссон тоже сыграл лишь раз. Они поспорили друг с другом: кто первым забьет в России. Выиграл Сигурдссон, забивший гол в домашнем матче «Зениту» (Солви в России пока смог забить только в свои ворота).

С Аилтоном исландец никогда не играл в одной команде, но оба в разное время играли за «Копенгаген», и Рагнар прекрасно знал о нем. В матче с «Тереком» игроки столкнулись в борьбе, Аилтон рухнул на газон. Сигурдссон помог ему подняться и спросил того на шведском: «В порядке?», на что услышал от того удивленное: «Ты швед?». Против Вандерсона Сигурдссону довелось сыграть еще в чемпионате Швеции.  

Рагнар признает, что чемпионат России сильнее датского и шведского, но возражает, когда ему говорят, что в своей карьере он каждый раз переходил в более сильный клуб. «Копенгаген» и «Краснодар», считает он, находятся на одном уровне. Когда он играл в «Копенгагене», у команды не было нестабильных отрезков в чемпионате, в то время как в «Краснодаре», при всем классе игроков, такое случается. Сигурдссон вообще тепло вспоминает время в Скандинавии: «Я очень скучаю по жизни в Швеции и Дании. Эти страны очень похожи. И я мечтаю вновь сыграть за «Гетерборг» и «Копенгаген».

Но прежде Рагнар надеется выиграть чемпионат с «Краснодаром»: «Для меня это важнее, чем победа в еврокубке, если речь, конечно, не идет о Лиге чемпионов. А если выиграть чемпионат, можно решить сразу две задачи: и золото завоевать, и отобраться в групповой раунд ЛЧ».

alt

Но все это меркнет перед тем, что движет Сигурдссоном с детства. Английская премьер-лига для многих исландских ребятишек – сказочная мечта. К сожалению, лишь немногие попадают в эту сказку. Но на полях французского Евро сборная Исландии сама пишет для всех нас сказочный сюжет, один из героев которого – Рагнар Сигурдссон.

Забавно, что победив Англию, он стал к ней как никогда близок. Вскоре после легендарной победы исландцев Рагнаром заинтересовались «Тоттенхэм», «Лестер» и любимый им с детства «Ливерпуль».

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst, Guo Yong/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Juan Medina, Bjorn Larsson Rosval; Gettyimages.ru/Epsilon