3 мин.

«Журналистика не принадлежит журналистам». Испанский взгляд

Перевод заметки, которая вышла год назад, но не имеет срока давности.

После того, как Серхио Сантоме - один из главных руководителей крутого проекта на стыке журналистики и футбольного анализа Marcador Internacional - получил должность скаута в спортивном департаменте «Валенсии», коллега Рафа Медель точно подметил в Твиттере: «Футбольные клубы подписывают больше спортивных журналистов, чем сами СМИ». 

Размышления, основанные еще и на прошлогоднем приглашении Абеля Рохаса из Ecos de Balón и Гильермо Вальверде из Marcador Internacional в «Реал Сосьедад», окончательно убедили меня в том же. Я подумал - и правда, нет лучшего места для журналиста, работающего с анализом данных, чем спортивный департамент футбольного клуба: скаутское ли это направление, аналитика соперников или собственных игроков. Работать на профессиональном уровне вместо того, чтобы торчать на подпольных сайтах и через нелегальный VPN ловить сигнал какого-нибудь русского канала - самая большая награда для человека, чей сон в рабочие дни и большая часть выходных колонизированы футболом. 

Я не открою Америку, если скажу, что специфика работы журналиста-аналитика больше не укладывается, по дурацким причинам, в нынешнюю структуру печатных и цифровых СМИ. Да, в Испании (в частности, Барселоне) есть видные мастера с весом в медийном пространстве вроде Акселя Торреса или Бруно Алеманя, но в Мексике с некоторыми очень достойными исключениями ситуация куда более драматичная.

Есть хорошие и плохие представители разных профессий: комментаторы, ведущие, репортеры и экс-футболисты, ставшие экспертами. Но фигуры аналитика, того, кто, опираясь на свое тактическое чутье, а не на идеологическую принадлежность, объясняет причины, по которым тот или иной план работает лучше или хуже, больше не существует ни на телевидении, ни в редакциях.

В чем важность этой фигуры? В том, чтобы погружать в контекст и оттенять нюансы. Абсолютные суждения и оценки никуда не годятся. Чтобы увольнять и назначать главных тренеров, осуждать или восхвалять игроков, спрашивать и давать объяснения всем этим «почему?», когда речь идет о победе или поражении, требуется иметь как минимум склонность к более придирчивой и менее эмоциональной рефлексии. 

Пишу это и не могу перестать вспоминать одного из своих учителей Давида Хименеса, бывшего корреспондента и директора El Mundo, автора прекрасной книги El Director, который обычно советовал молодым журналистам «уезжать туда, где что-то происходит, и начинать рассказывать истории; худшее, что с вами случится - вы научитесь журналистике и жизни». Впоследствии, разочаровавшись в окружении, Хименес опровергнет свои слова и заявит: «Куда ехать, если с каждым разом людей все меньше интересует то, что творится за пределами их района, и те петушиные бои, которые называются национальной политикой? Какие истории продавать, если денег, которые за них предлагают, не хватает даже на такси и с трудом - на оплату электричества? Чему можно научиться, если все, что требуют в большинстве редакций, это скорость и количество, а вовсе не качество?»

Недавно во время чудесной беседы о футболе с Айтором Лагунасом, Тони Падильей, Наталией Арройо и Альберто Еджого-Овоно Пеп Гвардиола объяснял, что, несмотря на все часы работы, посвященные диагностике и подготовке к матчам, в конце концов «футбол по-прежнему принадлежит футболистам». И я в тот момент, ностальгируя, безостановочно спрашивал себя, почему же журналистика перестала принадлежать журналистам. 

Автор текста: Рикардо Лопес (El 9 y medio)

Перевод с испанского: Егор Бычков