4 мин.

Страшный суд

Вчера болельщики «Челси» хотели финал Лиги чемпионов, а получили – шекспировскую драму. Дмитрий Федоров, сходив на «Стэмфорд Бридж», в блоге «Футбольного клуба» замешивает живые впечатления с концептуальными рассуждениями.

Мы бродим вокруг «Стэмфорд бридж». До начала игры «Челси» – «Барселона» полтора часа, но впечатление такое, что все болельщики уже тут и занимаются распевкой и распивкой в ближайших пабах. У моего друга Тимура Журавеля полицейский отобрал банку пива. С улыбкой и доброжелательно. Оказывается, нельзя пить на улице. Вылил в люк канализации. Никакой агрессии. Нигде! Десант из Барселоны прыгает на тротуаре и поет. Лондонцы снимают их на телефоны. Во всем политкорректность. Даже в реакции на чужую песню. Перед стартовым свистком DJ по обыкновению поставил «Калинку-малинку». Испанцы похлопали в такт вместе с англичанами, хотя это чуть ли не гимн врага.

На трибуне мы рядом с Модричем и Чорлукой – наш товарищ Герман Ткаченко, доставший нам билеты, соорудил отличную компанию. Хорваты смотрят футбол, никак не проявляя симпатий. За нами болельщики «Челси», которые все время созваниваются с друзьями, наблюдающими игру по телевизору, то есть с повторами. К концу матча они на взводе. Мы ни с кем не созваниваемся, но своим глазам вполне доверяем. Судья начудил, как повзрослевший Гарри Поттер, напившийся вискарика на выпускном. Мы не знаем, насколько качественный футбол в Норвегии, где Том Эвребе обслуживает битвы «Русенборга» и «Бранна», но можно легко предположить, что игр такого накала, как полуфинал Лиги чемпионов там не встречается. Он никогда не доходил до такой стадии Лиги.

Я не хочу задумываться над тем, какими мотивами он руководствовался, когда не ставил мяч на точку. Это не так уж важно. Важно, что Крондл, который не назначил четыре одиннадцатиметровых в ворота болгар в ключевом для сборной России матче, сейчас работает супевайзером УЕФА. Уважаемый, судя по всему человек. При деле.

Мне в этом сезоне довелось комментировать регби-13. В этом виде спорта активно используется видеоповтор. Специальный судья, которого даже не показывают, оперативно (15-30 секунд) принимает решение, засчитывать попытку или нет. И на табло появляется Try или No try. Страсти из-за этого не накаляются, игроки не оспаривают решения рефери и не получают карточки, на раздачу которых, кстати, в футболе уходит масса времени. Несмотря на эти задержки, чистого игрового времени в регби-13 больше, чем в футболе.

Пусть сторонники теории, что видеоповтор убьет динамику игры, посчитают, сколько минут тратится на приведение в чувства симулянтов, вроде Дрогба и Роналду. К ним выбегают медицинские бригады, потом мяч, согласно абсолютно девальвированным принципам fair play, возвращается команде, выпестовавшей симулянта. Короче, минуты полторы у игры и у болельщиков отнимается. И никто с этим не борется, как борются футбольные чиновники с идеей применения видеоповтора.

В средневековье участь Эвребе была бы простой и незатейливой. Но я не призываю посадить его на кол посреди Лондона. Думаю, отвечать должны те, кто назначил его на столь ответственный матч. И неплохо было бы предстать перед общественностью людям, которые занимаются вопросом изменений в правилах. 21 век на дворе – цифровые технологии, видео, компьютерное моделирование, а они словно застыли во времени. Разговоры про здоровый консерватизм футбола абсурдны. Если этот консерватизм потакает коррупции, то к черту его!

Существует мнение, что судейские ошибки – составная часть игры. Это все равно что утверждать: воровство – составная часть жизни. УЕФА, ФИФА и паханы помельче могут легко с помощью Эвребе и ему подобных прибивать любые команды. Без конкретных целей, а просто показательно. Для примера. Чтобы все боялись СИСТЕМЫ.

На 90-й минуте, когда у «Барсы» проходит чуть ли не первая контратака, Чорлука впервые выплескивает эмоции. По-видимому, он не может перебороть ревность по отношению к сопернику по премьер-лиге, поэтому слегка переживает за испанцев. Когда Иньеста забивает на третьей добавленной минуте, я не смотрю на наших соседей – по всему стадиону столько драматических сценок, они интереснее. Некоторые из них вы наверняка видели по телевизору.

На пресс-конференции из российских журналистов только мы с Тимуром и Ровшан Аскеров. А также Борис Левин из «Спорт-экспресса». При этом лишь Левин, так сказать, при исполнении, а мы в отпуске. Мы не только слышим слова Гуса Хиддинка, но и реакцию его видим. Он спокоен. Правда, принес с собой DVD с проказами Эвребе и положил перед собой на стол. Гус периодически прикасается к диску, точно к Библии, способной выжечь всю неправду. Хиддинк призывает в оценке этой игры абстрагироваться от окончательного результата. Потом довольно красиво выруливает на тему судейства – мол, одна судейская ошибка допустима, но столько!.. Для человека, который только что лишился финала Лиги, он демонстрирует гениальную невозмутимость. 

После игры Тимур удивляется, глядя на сдержанных болельщиков «Челси», удаляющихся домой:

– Смотри, многие улыбаются после такого матча. Спокойно идут домой.

Мне приходит на ум самое простое объяснение:

– Потому что у них в жизни все хорошо. Они в другом месте получат позитивные эмоции.

Наверное, Европа стала слишком мягкотелой и политкорректной. Она принимает многие отрицательные явления действительности как нечто само собой разумеющееся, как данность. Даже такие, как судейство Эвребе.