3 мин.

Как все было

Люцерн настолько маленький город, что его жители потерялись в огромной массе приехавших на жеребьевку Евро-2008. На площади перед вокзалом снуют люди с фотоаппаратами, ноутбуками, телекамерами, у всех отличительные аккредитации на шеях. Местные пенсионеры пугливо шарахаются в сторону. Жил себе город и совсем не знал, что жизнь бывает бурной и стремительной. «Добро пожаловать, господин Хиддинк» – город увешан обращениями ко всем тренерам.

Всех тренеров поселили в одной гостинице. Ее тесный холл, будто вагон метро в час пик. Донадони буквально держится за поручень, в спину его подталкивает Клинсманн, тут же рядом Лев. Я с волнением вклиниваюсь в эту толпу... «вы на следующей не выходите?»...

Тут бесценные кадры! А оператор Митя остался на улице. Срочно продираюсь за ним, но при попытке ввалиться в холл с камерой, портье делает строгий жест. Никаких съемок. Блин, контролер нашелся! Продолжаю путешествие один. Итак...

Когда ехал на жеребьевку, думал, ничего нового не увижу. Снова суета, снова интервью. Ну, я ведь на чемпионате мира работал, там и не такое видали. А тут всего-навсего жеребьевка – подумаешь! Нет, нос я совершенно зря задирал. Такой плотности футбольных знаменитостей на один квадратный метр нигде не бывает.

Проталкиваясь по гостиничному холлу, едва успеваю вертеть головой. Доменек пьет кофе. А вот Бенхаккер закуривает сигару. Дальше. Рехагель жестикулирует, будто он на бровке, а не за столиком. Громада Шмейхель хохочет с бокалом чего-то в руке. Точно так же Алиса продвигалась по Стране чудес. Еще пара шагов – и Хиддинк должен пить капучино с Мартовским зайцем...

Выхожу обратно на улицу. Будто другим человеком. Митя вертится около камеры. «Я тут горы красиво снял, с отъездом, и потом на вход в гостиницу...» – хвастается Митя. Ах да... горы, Люцерн, жеребьевка. Точно, вспомнил!

Рядом еще несколько камер, все наши. Центральные каналы прислали сюда своих европейских корреспондентов. Они переминаются и на постепенно выходящих из отеля футбольных людей не обращают внимания. Ждут Мутко. На правах знающего подвожу к нашей камере Валентина Иванова-старшего. Политические репортеры недобро косятся, Иванов балагурит.

- Вчера репетировали жеребьевку, нам Голландия, Германия и еще кто-то в том же духе достался!

- Это вы нам такие шарики вытянули?

- Неее… Я вообще шарики трогать не буду, мне кубок надо передать. И все. Пусть сами шарики тащат!

От отеля до места жеребьевки – пять минут ходьбы. Все делегации, как лыжники на раздельном старте, выходят по порядку. Хиддинк, в броском бежевом пальто, возглавляет наших. Слева вокзал, справа грузовики, таков путь на жеребьевку. Пробую расколоть Гуса на пару реплик.

- Кого хотите в соперники?

- Все сильные, мы очень рады, что сюда попали.

Ну, партизан! Пробую дальше.

- У вас есть какой-нибудь талисман на удачу?

- Нет, у меня нет суеверий.

Гус спокоен. Хотя, чего удивляться? Столько видел человек – очередной жеребьевкой его не запугаешь.

Наша делегация вклинивается в толпу перед входом. Мелькает баннер хорватских болельщиков: «Ха-ха-ха! А где же Англия?». Написано на хорватском языке. Гус вряд ли понял. Остальные ухмыльнулись.

После жеребьевки, еще не запомнив сочетания групп, журналисты ломятся в микст-зону. Она строго поделена на четыре части – по группам. Тренеры появляются партиями и не понимают, куда им идти. Со всех сторон – подсказки. «Неre! Group D is here!». Ван Бастен и Донадони абсолютно потерянные. Похоже, еще не переварили результаты. Итальянская пресса взрывается, Донадони идет, будто на расстрел.

Наша группа – самая спокойная. Греков вообще нет. Испанцев немного. Хиддинк явно доволен, после пары формальных реплик все-таки произносит: «Это хорошая жеребьевка!» Схвачено. Арагонес отшатнулся от вопроса на английском, швед Лагербек вообще не пришел. Интереснее было слушать, что несется из других отсеков микст-зоны. Глянуть бы на Донадони... Живой еще?

Но мы выбираем группу B. Многие наши журналисты пробуют туда пробиться. Там же Билич! Он как шахматист на сеансе одновременной игры, – перескакивает с одного языка на другой. Вот английский, теперь хорватский, сейчас немецкий, снова английский. В ухе блестит серьга, вылитый пират! Рассказывает, как будет добывать сокровища. В редкий пересменок к Биличу подскакивает парень из британской The Sun. Видно, они давно знакомы. Несколько секунд говорят один на один. Билич дружески бьет репортера по плечу, тот смеется. Точно заголовок сочинили! «Сан» то сюда явно позлорадствовать приехал. Никак иначе.

- Мистер Билич, что России пожелаете?

- А кто у вас в группе?

Соперники перечисляются хором.

- Должны выйти! Тимур ЖУРАВЕЛЬ Репортаж из Люцерна смотрите в «Футбольном клубе». 7 декабря, 20:30. «НТВ-Плюс».