8 мин.

АФУС. 43 градуса

Практически все автодромы современной «Формулы-1» на одно лицо: одинаково короткие и одинаково безопасные. Однако так было не всегда. Блог «История «Формулы-1» вспоминает о легендарной трассе АФУС – чудовищном сооружении немцев, которое внушало гонщикам благоговейный трепет и страх за свою жизнь.

Немцы, как известно, народ серьезный и педантичный, который славится автогоночными традициями, да и не только. Говорим немецкие машины – подразумеваем скорость, драйв и качество. Говорим немецкие пилоты – подразумеваем Шумахера. Говорим немецкие дороги – подразумеваем антоним к словосочетанию «российские дороги». 

Вот эти самые дороги однажды было решено использовать, как гоночные. Одной из таких дорог, переоборудованных в гоночные, стал АФУС – дорога для автомобильного движения и упражнений (Automobil-Verkehrs und Übungs-Straße). Название трассы сухое и строгое. Немцы же. 

Идею сделать трассу из платного шоссе Автомобильный клуб Германии родил в 1907 году, и было решено строить АФУС в лесу Груневальд, Берлин. Но вот же незадача – то денег не хватает, то Первая Мировая внезапно подкралась... Трассу в итоге достроили в 1921 году. С виду – что-то скучное и непонятное. Особенно если смотреть на современные тилькедромы.

2 прямые и повороты «Нордшляйфе» и «Зюдшляйфе». 12 миль. На что тут смотреть? По прямой и обезьяна может ехать. Однако, вспомните те времена, когда гонщики выходили на гонки, как на смерть, и какие они скорости тогда развивали. Не такой уж и сахар.

11 июля 1926 года на этой трассе прошел первый Гран-при Германии. Гонка стала исторической не только потому, что это был первый Гран-при одной из величайших автоспортивных держав мира, наряду с Англией, но и тем, что открыла миру доселе никому неизвестного продавца в дрезденском дилерском центре «Даймлер-Бенц» Рудольфа Караччиолу. На той гонке собралась вся элита Берлина и огромная толпа зрителей. Город был пуст, все присутствовали на АФУСе. А «Мерседес» участие в ней принять не мог – все силы были в сосредоточены в Сан-Себастьяне. Караччиола согласился участвовать на безрисковых условиях для команды («в случае победы она будет командная, а неудачу я беру на себя») в обмен на расходы по содержанию – и выиграл. Выиграл 17000 марок (при ежемесячной зарплате в 100), но не деньги были главной наградой за эту блестящую викторию. 

На старте Рудольф заглох и вместе со своим вторым пилотом Зальцером кое-как завел машину с толкача, потеряв минуту. Но вскоре он догнал конкурентов, и тут пошел дождь. Под ним сходят один, второй, третий... Караччиола идет впереди с преимуществом в круг. Но вновь напоминают о себе проблемы с мотором, две минуты потеряно в боксах, и в итоге на раненом движке «Мерседес» продолжает тарахтеть к заветному финишу. Вообще мало что понимая по ходу дистанции, Караччиола пересекает финишную черту первым, под жутким ливнем справившись с машиной. Отсюда и пошло ставшее знаменитым немецкое слово Regenmeister, а Караччиола сделал в итоге блестящую карьеру в автоспорте.

Первый Гран-при Германии на АФУС удался на славу, но был омрачено трагедией. «Мерседес» Адольфа Розенберга унес жизни маршала и трех зрителей. Плюс вскоре открылся «Нюрбургринг». АФУС в итоге было решено сделать самой быстрой трассой в мире, и для этого на в северном повороте построили профилированный бэнкинг с углом наклона 43 градуса. Чтобы полностью оценить эту цифру, взгляните на фото, а особенно на то, под каким углом лежат ноги вот этого пилота.

Какие ограждения? О чем вы?

Неудивительно, что бэнкинг незамедлительно получил прозвище «Стена смерти», Мало того, что это была действительно стена, так и проходили её пилоты без права на ошибку, подходя к петле на огромной скорости (помните, какая прямая перед ней?) и при этом предельно точно и аккуратно балансируя педалью тормоза. А если шел дождь, смело умножайте сложность прохождения бэнкинга на три. Не попадешь на нужную траекторию – улетишь подобно ракете в снах советских вождей.

АФУС действительно получился сверхбыстрым треком, и в 1937 году решено было провести самую скоростную гонку в истории. Специально для нее «Авто Юнион» и «Мерседес» разработали на базе своих обычных автомобилей с открытыми колесами так называемые «стримлайнеры». Обе команды выставили смешанный состав – лидеры получили стримы, а те, кто на вторых ролях, ехали на традиционных болидах. Гонка вызвала нешуточный ажиотаж, и курировал ее проведение лично Йозеф Геббельс. Не мне вам объяснять, какой это был хитрый лис в плане пропаганды, и естественно, что нацисты не упустили случая показать миру лишний раз, кто в автомобильном доме хозяин.

 

Для этой гонки пришлось разрабатывать специальные шины Continental, способные выдерживать сумасшедшие нагрузки. Гонка в итоге прошла «на ура» и обошлась без происшествий, хотя были ситуации, когда жизни пилотов висели на волоске. Розмайер (в стримлайне на фото) умудрился приблизиться к краю бэнкинга и даже на мгновение повиснуть колесом в воздухе, но машина уже начала уходить внутрь, поэтому обошлось. Херманн Ланг, который в итоге и стал победителем, на прямой, летя со скоростью в 390 км/ч, едва не взлетел (привет Уэбберу). У него же на максимальной скорости взорвалась покрышка, но снова повезло – машину удалось проконтролировать.

Гонка состояла из двух подготовительных стадий и финала. В первом полуфинале увлекательнейшую борьбу ведут между собой Караччиола и Розмайер, летя бок о бок в Северной петле. В итоге Рудольф опередил соотечественника на 0,7 сек. Во втором полуфинале не менее классную зарубу устроили Ланг и Манфред фон Браухич. Но Руди Хаазе, шедший позади, в последнем повороте чересчур резко обошёлся с Лангом, опередив того не по правилам. Херманн вынужден был притормозить и приехал третьим, но протест от Альфреда Нойбауэра, главы Mercedes, дал свои плоды и Ланг вернул себе «в кабинете» второе место.

Ставки подавляющего большинства на финал не оправдались. Ни один из трио суперзвезд не доехал даже до подиума. Розмайер вышел на старт с ограниченным движком, плюс убил шины, что вынудило его ехать на пит-стоп. фон Браухич сошел уже на первом круге, Караччиола – на третьем. Победитель – Херманн Ланг, второй – Эрнст фон Делиус, замкнул тройку Руди Хаазе. 

Хотели рекорд скорости? Получите. Средняя скорость 276 км/час от Бернда Розмайера на круге и 261 км/час Херманна Ланга в гонке. Эти рекорды были побиты только в 1971 и 1967 годах соответсвенно.   

Эта была самая яркая страничка в истории АФУС. В 1938 году при попытке установить рекорд скорости на трассе Франкфурт-Даршмадт погиб Бернд Розмайер, в связи с чем АФУС хотели окончательно закрыть ввиду устрашающих скоростных характеристик трассы. Гонки на нём больше не проводились, а затем грянула Вторая Мировая.

Автодром не избежал разрушений, как и весь Берлин, но вскоре после войны был восстановлен и реконструирован. В 1954 году на АФУС прошел этап «Формулы-1», не входящий в зачет чемпионата мира. А в 1959 году АФУС попал в список трасс, которые принимали Гран-при «Формулы-1» только один раз. При восстановлении трассу сократили до 8300 метров, так как часть ее находилась на советской территории оккупации, но северный бэнкинг оставили, что позволило пилотам развивать средние скорости до 230 км/час. Здесь дала о себе знать не самая высокая безопасность трека – в гонке спорткаров на влажном асфальте поскользнулся «Порше» под управлением Жана Бера. Француз вылетел из машины и погиб на месте.

Гонку «Формулы-1» выиграл Тони Брукс на «Феррари». Это было первое и последнее посещение королевой автоспорта легендарной немецкой трассы, и с тех пор дела у нее становились только хуже. В 1967 году бэнкинг разобрали, а на АФУС остались только ДТМ и «Формула-3». Время шло, АФУС укорачивался, добавлялись шиканы, пала Берлинская стена, количество гонок укоротили... Не осталось и следа от былого величия. На замену АФУС пришел «Лаузитцринг», и в 1999 году легендарный автодром спел свою лебединую песню. Было окончательно решено превратить «Дорогу для автомобильного движения и упражнений» просто в дорогу для автомобильного движения. Вот как сегодня выглядит Северный поворот.

Сегодня это обычная немецкая магистраль с ровным асфальтом, который утюжат законопослушные герры и фрау. Однажды, возможно, и вы проедете здесь на новейшем «Мерседесе» и даже не будете подозревать, что еще до войны здесь проходили великие сражения самых великих пилотов того времени на суперскоростных автомобилях, погибнуть за рулём которых было делом плевым.

Классная была трасса. Супербыстрая. Сверхопасная. Даже само буквосочетание – АФУС – звучит грозно и зловеще.