14 мин.

Что нужно знать о «Формуле-1» в 2014 году

Гонщик, команда, новичок и другие – Sports.ru определяет победителей в главных номинациях автоспортивного сезона.

Лучший новичок: Даниил Квят

Не может быть никаких сомнений: Квят — лучший дебютант сезона. В сравнении с безнадежным Эрикссоном и нестабильным Магнуссеном Даниил оставил более приятное впечатление. А скорость на одном круге оказалась столь высокой, что россиянин в квалификациях в первый же сезон опередил опытного напарника Жана-Эрика Верня.

С точки зрения физических кондиций, гоночного темпа и обращения с резиной россиянину еще есть чему учиться, но уже сейчас очевидно – в «Ред Булл» парня взяли не за красивые глаза. Гонщик посрамил скептиков, не ждавших ничего хорошего от слишком раннего дебюта в «королевских гонках». Наконец-то в «Формуле-1» появился по-настоящему быстрый российский пилот.

Мастер квалификаций: Нико Росберг

Льюис Хэмилтон в прошлые годы регулярно считался одним из лучших на быстром круге. Тем не менее, в год, когда англичанин получил лучшую машину в пелотоне, его неожиданно обставил собственный напарник, причем с солидным перевесом.

Нико Росберг, продемонстрировав блестящую скорость по субботам, взял одиннадцать поулов и получил приз от ФИА. Получил вполне заслуженно, так что мы не станем акцентировать внимание на технических проблемах Льюиса или спорном эпизоде в Монако.

Неудачники: «Лотус»

При смене технического регламента существенные перемены в расстановке сил ожидались многими. Однако «Лотус» не просто сдал позиции – конюшня из Энстоуна натурально провалила чемпионат, сумев набрать лишь жалкий десяток очков, большей частью усилиями Ромена Грожана. И это сразу после сверхуспешного сезона-2013, в котором английская команда до последнего претендовала на второе место в Кубке конструкторов.

Фиаско черно-золотого коллектива было во многом прогнозируемо – в 2013 году коллектив потерял ряд ведущих инженеров, Кими Райкконена, нескольких спонсоров, а взамен приобрел мешок денег с обязательным приложением в лице Пастора Мальдонадо. Вместе с проблемной силовой установкой «Рено» регресс предполагался, но настолько неудачный сезон стал шоком – адаптация к новой эре «Формулы-1» далась парням из Энстоуна труднее всех.

Юморист: Пастор Мальдонадо

Выбрав номер 13, от которого автоспорт открещивался десятилетиями, венесуэлец бросил вызов известному суеверию. И в результате не разочаровал любителей эффектных происшествий.

Мальдонадо вляпывался в самые разные инциденты: разбивал машины, таранил соперников, становился жертвой неосмотрительности конкурентов или просто страдал от технических неполадок. Больше всех мучились механики из Энстоуна – от бесконечных ремонтов у многих наверняка опускались руки, – но под занавес сезона происшествия с Пастором стали настолько привычным и веселым делом, что даже в самом «Лотусе» подключились ко всеобщему хохоту.

Провал: Кими Райкконен

Реклама 18+

Однозначно худший сезон в карьере финна. Ни одного подиума и тотальный разгром от напарника по всем показателям – поклонникам чемпиона мира 2007 года еще не доводилось так горевать.

По официальной версии, Кими банально не подошел своенравный болид F14T, и гонщик с инженерами уже обязались исправиться. Пора, ведь без существенного улучшения результатов в «Формуле-1» в 2016 году делать будет нечего.

Скандал: столкновение Хэмилтона и Росберга в Бельгии

Столкновение пилотов «Мерседеса» на втором круге в Спа породило информационную бомбу уровня эпохального противостояния Сенна-Прост. Но на этот раз бомба была особенная, с замедленным действием: главные последствия стали очевидными не сразу. После ошибки в Бельгии Нико уже не был похож на себя и безвольно отдал титул Хэмилтону, неожиданно обретшему небывалую уверенность в итоговом успехе.

Разочарование: отсутствие соперников у «Мерседеса»

Мы ждали завершения эпохи тотального превосходства «Ред Булл», и она действительно закончилась. Однако на смену доминированию «быков» пришла диктатура «серебряных стрел», причем преимущество «Мерседеса» по ходу первенства выглядело даже весомее «Ред Булл» образца чемпионатов 2011 и 2013 годов. В этом сезоне соперников у немецкой команды не было – «быки» пострадали от работы «Рено», «Феррари» в очередной раз оказалась ни к чему не готовой, «Макларену» не удалось сходу подняться с колен, а «Лотус» и вовсе рухнул далеко вниз.

В итоге с первых Гран-при было ясно, кому за явным преимуществом достанется Кубок конструкторов. На интриге и интересе к чемпионату подобная ситуация не могла сказаться положительно. Вины «Мерседеса» тут нет – напротив, команда сумела подарить захватывающую борьбу за титул в личном зачете между своими пилотами. Но то, что другие команды не смогли навязать борьбу «серебряным стрелам» – огорчило многих болельщиков.

Покупатель года: Берни Экклстоун

Покупка коммерческих прав на «Формулу-1» фондом СVC состоялась еще восемь лет назад, а уголовное дело о взятке в процессе оформления договора закрыли только в уходящем году. За попытку «дать на лапу» Экллстоуну грозило тюремное заключение, однако англичанин отделался легким испугом и похудевшим кошельком, откупившись от следствия за 100 миллионов долларов.

Что поделать, такова современная судебная система – чтобы закрыть дело о подкупе, нужно просто дать взятку на официальных основаниях. Коррупцию нельзя победить — с ней можно только договориться.

Пилотаж года: выступление Жана-Эрика Верня в Сингапуре

Француза били, а он крепчал – на штрафы ФИА по ходу гонки на «Марина-Бэй» пилот «Торо Россо» с помощью новых шин ответил обгонами, наиболее эффектным из которых оказался маневр против Кими Райкконена.

Увы, лучшее выступление Верня (6 место), ставшее лучшим в сезоне-2014 и для конюшни из Фаэнцы, не нашло отклика в душе серого кардинала «Ред Булл» и «Торо Россо» Гельмута Марко – австриец, уже решивший заменить талантливого спортсмена, от своего плана так и не отказался.

Радиообмен года: Фернандо Алонсо и Андреа Стелла на Гран-при Абу-Даби

Севший в последней гонке сезона за руль «Катерхэма» Уилл Стивенс обратил на себя внимание двукратного чемпиона мира.

– Кто на этом «Катерхэме»?

– Это новичок. Он еще учится.

– Ему надо многому, многому научиться!

Самая эффектная авария: инцидент с Фелипе Массой на Гран-при Германии

Реклама 18+

Происшествие на «Хоккенхаймринге» стало буквальным отражением первой половины сезона бразильского гонщика: на отличной машине Фелипе проводил замечательные квалификации, надеялся на успехи в гонках, но раз за разом попадал в дурацкие передряги. То в него врезался Кобаяси, то на пути вставал искореженный болид Райкконена, то дергал рулем Перес. В Германии после старта с третьей позиции Масса недооценил неуступчивый характер Кевина Магнуссена и через мгновение вместе с болидом полетел вверх тормашками. К счастью, это была последняя крупная неудача – спустя пару гонок бразилец наконец-то приехал на подиум.

Потеря года: Жюль Бьянки

Французу предрекали большое будущее, особенно после заработанных очков в Монако на откровенно слабой машине, но все перечеркнула жуткая авария под дождем в Японии. Бьянки потерял управление и врезался в погрузочный трактор, сильно ударившись головой.

Несчастье в Сузуке еще раз напомнило, насколько опасен автоспорт — не существует универсальных мер, способных обезопасить пилотов и снизить риск до нуля. В отличие от Михаэля Шумахера, Жюль до сих пор без сознания, и дальнейшие прогнозы врачей неутешительны. Будем верить в лучшее, ибо возможности человеческого организма часто недооценивают — люди со стальным характером и не из таких передряг выкарабкиваются.

Сюрприз: перестановки в «Феррари»

В конце прошлого года президент итальянской компании Лука ди Монтеземоло произнес высокопарную речь, посвященную грядущим победам в «Формуле-1». И добавил, что если успеха команда не достигнет, всем станет плохо. Как обычно, ему никто не поверил – считалось, что глава «Феррари» скорее выбросит из окна пару телевизоров, чем уволит Стефано Доменикали, – однако после стартовых Гран-при сезона случилось неожиданное: в Скудерии одна за другой полетели головы.

Реклама 18+

К концу года перестройка достигла немыслимых масштабов: вслед за главой провалившихся двигателистов, Марморини, компанию покинули Доменикали, аэродинамик Томбасис, бывший технический директор Фрай, специалист по шинам Хамасима, сам ди Монтеземоло и даже Марко Маттиаччи, который весной встал у руля гоночной конюшни. Изменения произошли и в составе гонщиков – Фернандо Алонсо устал от творящегося бардака, рассорился с новым руководством и отправился искать счастья в «Макларене», а на место испанца команда подписала провалившего сезон Себа Феттеля.

Разумеется, после разгона практически всей команды побед в следующем году от «Феррари» уже никто не ждет.

Переход года: Себастьян Феттель – в «Феррари»

После первого неудачного сезона в карьере Себастьян решил, что пора что-то менять — и сразу же намылился в Скудерию, исполнив детскую мечту. Кто-то скажет, что экс-чемпион мира просто сбежал от трудностей, но нужно отметить, что в «Феррари» Феттель столкнется с целым рядом новых проблем. Теперь он обязан повести за собой опустившуюся до безобразия команду и повторить легендарный путь кумира.

Неожиданный переход немца спровоцировал целый ряд других перестановок, в том числе и трансфер Даниила Квята из скромной «Торо Россо» в «Ред Булл».

Прогресс: «Уильямс»

Команду из Гроува лихорадило лет десять – прославленный коллектив превратился в закоренелого середняка, и многие поклонники «Формулы-1» уже не видели в «Уильямсе» грозную силу. Сезон-2014 изменил это представление – конюшня сэра Фрэнка вновь в числе лидеров, и, похоже, намерена закрепиться там надолго. Третье место в Кубке конструкторов само по себе внушает уважение, а если еще вспомнить, где был «Уильямс» всего год назад, то становится ясно, кто смог добиться наибольшего прогресса благодаря новому техническому регламенту.

Реклама 18+

Своим успехам английская конюшня обязана техническому штабу под руководством мудрого Пэта Симондза, отличным силовым установкам от «Мерседеса» («Уильямс» просто сорвал джек-пот, приняв решение отказаться от «Рено» в прошлом году) и действительно сильной и сбалансированной паре пилотов. Фелипе Масса воспрял духом, избавившись от гнета Фернандо Алонсо, ну а Валттери Боттас пока выглядит самой яркой восходящей звездой «Формулы-1». Осталось сделать еще один шаг и вернуться в борьбу за победы.

Открытие: Даниэль Риккардо

Вы когда-нибудь видели медоеда? Косолапый зверек с милой мордашкой производит умилительный эффект, но добряком его не назовешь: животное атакует практически все, что движется, жрет ядовитых змей и скорпионов и практически не знает чувства страха.

По признанию Даниэля – он сам как медоед: за широкой улыбкой скрывается страшный хищник, настоящая бестия и задница. В сезоне-2014 Риккардо успел сожрать четырехкратного чемпиона мира в его собственном логове и оттяпать три победы у доминирующего «Мерседеса».

Неудивительно, что за прошедший сезон количество болельщиков австралийца увеличилось в разы – безошибочный пилотаж, природная скорость, отличная оборона и классные обгоны ни кого не оставят равнодушным.

Гонка года: Гран-при Канады

На острове Нотр-Дам частенько проходят если не вошедшие в историю гонки, то как минимум надолго запоминающиеся всем, кто их видел. Вот и в этом году Гран-при Канады не подкачал – заезд, суливший очередной легкий успех пилотам «Мерседеса», превратился в настоящий триллер, держащий в напряжении до самого конца. Отказ тормозов на машине Хэмилтона и проблемы у Росберга впервые в сезоне подарили реальную борьбу за победу между пилотами других команд. Победить могли и Себастьян Феттель, и намудривший с тактикой Фелипе Масса, и висевший половину гонки на хвосте лидера Чеко Перес, и сам Росберг, W05 которого даже с серьезными неполадками долго держался на первом месте.

Реклама 18+

Но победу одержал Даниэль Риккардо, продемонстрировавший отличный темп и сделавший все от себя зависящее – под занавес заезда австралиец обогнал главных соперников и выиграл Гран-при, а вот претендовавшие на подиум Масса и Перес на последнем круге попали в зрелищную аварию и остались ни с чем. Улыбающийся в прямом смысле до ушей Риккардо впервые нарушил гегемонию «серебряных стрел» в сезоне-2014 и подарил болельщикам надежду на продолжение банкета.

Событие года: Гран-при России

Долгие годы тысячи болельщиков от Калининграда до Камчатки мечтали о гастролях «Большого цирка» в России. Менялись проекты гоночных трасс, «Формула-1» за десятки лет претерпела крупные метаморфозы, в календаре первенства появилось много экзотичных этапов, а самому Гран-при России даже после подписания контракта с Экклстоуном предрекали скорую кончину, и все же он состоялся.

И как состоялся! Организация впечатлила и руководство «Ф-1», и зарубежных гостей, трасса понравилась гонщикам, а зрители наконец-то увидели то, за чем они приехали. Может быть, было дороговато, может быть, в группе лидеров не хватало борьбы, но ощущения праздника все это не отменило. Недостатки исправимы, главное – чтобы шоу обязательно состоялось и в следующем году.

Лучшая команда: «Мерседес»

«Мерседес» долго шел к успеху – в Бракли постепенно набирали лучших специалистов из других команд, усиленно разрабатывали силовую установку и даже принсли в жертву сезон-2013. Результат превзошел все ожидания – «серебряные стрелы» в одну калитку вынесли весь пелотон, выиграли 16 Гран-при и легко взяли титулы в личном и командном зачетах. Хотя гонщики «Мерседеса» иногда и становились жертвами технических неурядиц, трудностей было слишком мало, чтобы поставить под угрозу доминирование. Такого превосходства «Формула-1» не знала с 1988 года – болид W05, силовая установка «Мерседес» и пара пилотов Хэмилтон-Росберг однозначно стали лучшими в этом сезоне.

Реклама 18+

Отметить следует не только работу инженеров и гонщиков – блестяще себя показали и стратеги, практически не допустившие серьезных ошибок. И конечно, самых лестных слов заслуживают действия руководства – в первую очередь за успешное погашение взрывоопасной ситуации внутри коллектива, обострившейся после столкновения Льюиса и Нико на Гран-при Бельгии. В 2014 году «Мерседес» работал как единое целое и выглядел поистине коллективом без слабых мест, «командой мечты» – и полностью заслужил все свои победы.

Лучший пилот: Льюис Хэмилтон

Уж сколько лет штурмовал Льюис вершину, но успеха все не было. Быть может, именно так все и было задумано — лишь в прошедшем сезоне Хэмилтон обрел душевное спокойствие и окончательно избавился от недостатков агрессивного пилотажа.

Поход англичанина к титулу осложнил не в меру сильный напарник и целый ряд технических проблем. Но Льюису удалось справиться со всеми трудностями, переписать многие рекорды и заслуженно выиграть чемпионское звание. 11 побед, 16 подиумов, анекдотичный проигрыш Росбергу в квалификациях, поразительный гоночный темп — такого Хэмилтона мы определенно еще не видели.

Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography, Clive Mason, Mark Thompson (3,12,15), Vladimir Rys Photography, Vladimir Rys Photography; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com/Hoch Zwei (6,9,11,13,14,16); Fotobank/Getty Images/Clive Rose, Vladimir Rys Photography; globallookpress.com/imago/Crash Media Group