android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Финишная прямая

У будущего чемпиона «Формулы-1» проблемы

Но однажды неудачи Ферстаппена закончатся.

После Гран-при Италии у Макса Ферстаппена в два раза меньше очков в зачете пилотов, чем у его партнера по команде Даниэля Риккардо. Само собой, это не может устраивать голландца, которого многие авансом записали в будущие чемпионы и вообще предрекли ему эпоху доминирования в «Формуле-1». 

В этом году у гонщика «Ред Булл» аномальное количество технических проблем, но в мире политкорректности это не более чем вежливая формулировка. Похожими формулировками оправдывали не способных набирать очки Эстебана Гутьерреса или Джолиона Палмера. Для топ-пилота появление в подобной компании позорно. 

Да и вообще, не может ли быть, что руководителям конюшни и журналистам просто неудобно признаваться в том, что они поторопились возвестить о пришествии нового Сенны, и теперь все усиленно делают вид, что Макс в порядке, но машина не тянет. Но давайте все-таки сначала посмотрим, насколько сильно голландец пострадал от проблем с техникой и где он мог оказаться относительно Риккардо, если бы ему везло больше. 

Сколько Макс потерял очков? 

Итак, в счет идут исключительно потери из-за команды. Случаи вроде Монцы, где Макс сам начудил, или «Ред Булл Ринга», где голландец попался под колеса Даниилу Квяту в первом повороте, остаются на совести виновников. Если все это отбросить, остается четыре технических схода. Не катастрофично, но все-таки довольно чувствительно. Даже если бы команда Кристиана Хорнера не уступала «Мерседесу» и «Феррари» по темпу, с такой надежностью шансов побороться за чемпионство не было. 

Два схода Макса посчитать легко, потому что это были этапы с понятной расстановкой сил. 12 очков из-за тормозов в Бахрейне и еще 10 из-за мотора в Спа. Летом у Ферстаппена было два технических схода подряд, а с учетом столкновений голландец выдал не рекордный, но все же очень впечатляющий результат в виде одного финиша в пяти Гран-при. 

В Канаде Макс сошел с необычно высокой для «Ред Булл» в этом году второй позиции. И хотя очень велики шансы на то, что до конца гонки Боттас сумел бы обогнать его, давайте будем щедрыми и засчитаем это за 18 потерянных очков. Сумасшедший этап в Баку выразить конкретным числом куда труднее: уверен, среди болельщиков есть те, кто считает, что Макс мог выиграть этап. Шансы на это были, поскольку на момент схода гонщика «Ред Булл» опережали лишь трое: Хэмилтон и Феттель, которые потом оба получили штраф, а также Перес. Но руководствуясь местом на момент схода, это еще 12 очков. 

Таким образом, в сумме поломки отняли у Ферстаппена примерно 62 очка. Ощутимо, но все-таки меньше его отставания от Риккардо, а ведь австралиец и сам сходил дважды по вине техники. Значит, проблемы у Макса все-таки есть. Отчасти это может быть объяснено чрезмерно агрессивными стартами. Два схода, а могло быть и больше, например, когда голландец выбил Дэна в Венгрии. В целом Ферстаппен даже во время удачных стартов много маневрирует и пытается нырнуть в любую щель – эффективная, но опасная стратегия. Риккардо считает, что с возрастом его напарник научится более адекватно оценивать риск на первом круге. Скорее всего так и произойдет, но только если Макс сделает правильные выводы. 

Может ли Ферстаппен стать чемпионом мира? 

Да, при чем даже многократным. Сезон 2017 – бесспорный провал, но это мало меняет оценку таланта Ферстаппена в долгосрочной перспективе. Неудачные сезоны случались даже у очень успешных впоследствии пилотов. При похожих обстоятельствах Райкконен проиграл первый сезон в «Макларене» Култхарду, а Баттон до того, как набрался опыта, был поочередно бит Ральфом Шумахером и Физикеллой. Поэтому и для Макса нет ничего страшного в поражении от Риккардо. 

Пилота «Ред Булл» по-прежнему высоко оценивают не только Кристиан Хорнер и Гельмут Марко, но и руководители других конюшен. Например, исполнительный директор «Мерседеса» Тото Вольфф признался, что видит в Ферстаппене потенциального пилота своей команды в будущем. Различные издания продолжают ставить гонщику «Ред Булл» высокие оценки даже тогда, когда он сходит с дистанции или проигрывает партнеру по команде. Поэтому рано или поздно Макс окажется за рулем чемпионской машины в условиях максимального благоприятствования. 

Есть несколько особенностей, которые выделяют Ферстаппена среди всех гонщиков. Во-первых, умение бороться на грани. В прошлом году он стал лучшим по обгонам и делал это в ярком стиле. Во-вторых, умение ездить в дождь – навык, по которому многие отделяют мастерство гонщика от уровня машины. Прорыв Макса в Бразилии закрепил за ним звание нового человека дождя, и дело тут не в отыгранных позициях, а в том, насколько пилотаж Ферстаппена отличался от всех остальных. Голландец начал экспериментировать с траекториями еще позади машину безопасности, и это позволило ему провести несколько нестандартных обгонов, в том числе и против будущего чемпиона мира Нико Росберга.

Как ни странно, Макс управляет машиной далеко не так агрессивно, как обороняет позицию. Ферстаппен не тормозит так поздно, как Хэмилтон, не заправляет машину в поворот так резко, как Феттель. Но гонщика «Ред Булл» отличает способность быстрее всех начинать разгон благодаря сохранению стабильности задней части машины. Ферстаппен этого достигает за счет того, что начинает входить в поворот раньше других, точно попадает на апекс и обходится без лишних коррекций рулем. 

Новый регламент увеличивает значение сильных сторон Макса. Поскольку новые машины позволяют позже тормозить и раньше нажимать педаль газа, то точное попадание на апекс становится важнее, чем максимально позднее торможение. Это может объяснять прогресс Макса в квалификациях в этом году – пока он громит Риккардо со счетом 10:4. 

Отношение руководителей команд и экспертов отличает голландца от гонщиков предыдущего поколения вроде Грожана и Хюлькенберга. Результаты Боттаса показывают, что любой пилот выше среднего способен побеждать, если техника позволяет. Но во многих парнях просто не видят потенциальных чемпионов мира, и это зачастую важнее, чем текущие результаты на трассе. 

Ситуация с Ферстаппеном – это самореализующееся пророчество. Все вокруг уверены, что он будет чемпионом мира, и именно это значительно повышает шансы, что так в итоге и будет.

Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron, Shaun Botterill, Mark Thompson

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы